Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Брянск 29 ноября 2017 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ульяновой М.Л.,
РїСЂРё секретаре Юрасовой Р.РЎ.,
с участием представителя административного истца Беликова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МУ Нетьинская сельская администрация Брянского района Брянской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Моисеенко О. А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РњРЈ Нетьинская сельская администрация Брянского района Брянской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным РёСЃРєРѕРј, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области РѕС‚ 22 сентября 2017 РіРѕРґР° СЃ администрации Нетьинского сельского поселения Брянского района Брянской области - должника РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ РѕС‚ 16 января 2017 РіРѕРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа был взыскан исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 50 000 рублей.
Ссылаясь РЅР° то, что факт РІРёРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ неисполнения должником требования, содержащегося РІ решении СЃСѓРґР°, судебным приставом-исполнителем РЅРµ установлен, отсутствие намеренного уклонение РѕС‚ исполнения судебного акта, РЅР° основании которого было возбуждено исполнительное производство, административный истец СЃ учетом уточненных требований, РїСЂРѕСЃРёР» уменьшить размер исполнительского СЃР±РѕСЂР°, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 22 сентября 2017 РіРѕРґР° РїРѕ исполнительному производству в„–-РРџ РЅР° 12500 СЂСѓР±., то есть РґРѕ 37500 СЂСѓР±.
В судебном заседании представитель административного истца Беликов А.С. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Рные участвующие РІ деле лица РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств РѕР± отложении дела слушанием РЅРµ заявляли. РћС‚ административного ответчика судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. РІ материалах дела имеется заявление Рѕ рассмотрении дела без его участия. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.150 РљРђРЎ Р Р¤ СЃСѓРґ полагает возможным рассмотреть дело РІ отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что решением Брянского районного суда Брянской области от 23.09.2016 года по делу № 2-1549/2016, вступившим в законную силу, по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Нетьинского сельского поселения Брянского района Брянской области о понуждении к постановке на учет колодцев в качестве бесхозных объектов, на администрацию Нетьинского сельского поселения Брянского района обязанность принять меры по постановке на учет в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество в качестве бесхозного объекта нецентрализованного водоснабжения – колодец, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский район, п. Крючки, ул. Зеленая в районе дома №15.
16 января 2017 РіРѕРґР° РЅР° основании исполнительного листа, выданного Брянским районным СЃСѓРґРѕРј Брянской области, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. возбуждено исполнительное производство в„–-РРџ РІ отношении должника администрации Нетьинского сельского поселения Брянского района.
Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
22 сентября 2017 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Моисеенко О.А. в связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа вынесено постановление № о взыскании с администрации Нетьинского сельского поселения исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.
РџСЂРё этом уменьшение СЃСѓРґРѕРј размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅРµ влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ признания постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° незаконным. Рто постановление считается измененным соответствующим образом (С‡. 9 СЃС‚. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Как следует из материалов дела, должником принимались меры по исполнению решения суда от 23.09.2016 г.
Так, РІ целях подготовки документов, подтверждающих, что объекты колодцы является бесхозяйными, административный истец направлял запросы РІ Территориальное управление Росимущества РІ Брянской области, Комитет РїРѕ управлению муниципальным имуществом Брянского района, Брянское отделение филиала РђРћ «Ростехинвентаризация-Федеральное БТРВ» РїРѕ Центральному Федеральному РѕРєСЂСѓРіСѓ, ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», Управление имущественных отношений Брянской области. Ответ РЅР° запрос был предоставлен Брянским отделением филиала РђРћ «Ростехинвентаризация-Федеральное БТРВ» РїРѕ Центральному Федеральному РѕРєСЂСѓРіСѓ, ГУП «Брянскоблтехинвентаризация», Управлением имущественных отношений Брянской области. Рными организациями информация РЅРµ предоставлена, поэтому должник РїРѕ исполнительному производству РЅРµ может предоставить РІ регистрирующий орган документы, подтверждающие, что объекты недвижимости являются бесхозяйными. РљСЂРѕРјРµ того, административный истец направлял запросы Рѕ возможности изготовления технического плана РЅР° колодцы.
Таким образом, должник по исполнительному производству не может исполнить решение Брянского районного суда от 23 сентября 2016 года по независящим от него причинам.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· разъяснений, содержащихся РІ Рї. 75 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2015 РіРѕРґР° в„– 50 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства», должник РЅРµ может быть освобожден РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, даже если требования исполнительного документа были РІ полном объеме исполнены РёРј сразу после истечения СЃСЂРѕРєР° для добровольного исполнения, однако такие действия должника СЃ учетом объективных причин задержки исполнения РјРѕРіСѓС‚ учитываться СЃСѓРґРѕРј РїСЂРё разрешении требований должника РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть.
Суд также принимает во внимание, имущественное положение должника, невозможность исполнить решение в срок, предоставленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Указанные обстоятельства снижают степень вины администрации Нетьинского сельского поселения Брянского района Брянской области в неисполнении судебного решения, свидетельствуют об отсутствии намеренного уклонения должника от исполнения решения суда.
Рсследовав Рё оценив представленные РІ материалы дела доказательства РІ РёС… совокупности РїРѕ правилам СЃС‚. 84 РљРђРЎ Р Р¤, учитывая обстоятельства, установленные РїРѕ делу, принимая РІРѕ внимание фактические исполнение требований исполнительного документа, учитывая принцип справедливости Рё соразмерности применяемой санкции, Р° также РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· доказанности наличия существенных обстоятельств, дающих основание СЃСѓРґСѓ для уменьшения размера исполнительского СЃР±РѕСЂР°, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± уменьшении размера исполнительского СЃР±РѕСЂР° РЅР° РѕРґРЅСѓ четверть, то есть РґРѕ 37500 СЂСѓР±.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный иск МУ Нетьинская сельская администрация Брянского района Брянской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области Моисеенко О. А. УФССП России по Брянской области об уменьшении размера исполнительского сбора, удовлетворить.
Снизить РЅР° 1/4 размер исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ особым исполнительным производствам УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Брянской области Моисеенко Рћ.Рђ. РѕС‚ 22 сентября 2017 РіРѕРґР° РІ рамках исполнительного производства в„–-РРџ РѕС‚ 16 января 2017 РіРѕРґР°, установив исполнительский СЃР±РѕСЂ РІ размере 37500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Ульянова
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2017 года.