№ 2а-1643/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 06 февраля 2019 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Шенфельд Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ревиной Н.Ю. к администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным заключения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ревина Н.Ю. обратилась в суд с административным иском к администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным заключения от 17 сентября 2018 года о невозможности быть кандидатом в опекуны (попечители), возложении обязанности дать положительное заключение о возможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны (попечители), в течение трех дней направить ей указанное заключение. Требования мотивировала тем, что она имеет намерение принять в свою семью двоих несовершеннолетних детей – А1 00.00.0000 года рождения, А2 00.00.0000 года рождения, в связи с чем обратилась в администрацию Октябрьского района г. Красноярска с заявлением о выдаче ей заключения о возможности быть опекуном, приложив к заявлению необходимые документы. 17 сентября 2018 года администрацией Октябрьского района г. Красноярска было дано заключение о невозможности быть кандидатом в опекуны со ссылкой на то обстоятельство, что в случае вселения детей в Х на каждого проживающего в квартире жильца будет приходиться по 9,2 кв.м общей площади, что менее учетной нормы, установленной в Красноярском крае. Считает заключение незаконным, так как оно нарушает ее право быть опекуном, а также нарушает права детей жить и воспитываться в семье.
В судебном заседании административный истец Ревина Н.Ю. и ее представитель Миллер Н.А. на удовлетворении административного иска настаивали. Дополнительно пояснили, что с 22 октября 2018 года А1 и А2 фактически проживают с Ревиной Н.Ю., дети переданы ей на основании распоряжений администрации Советского района г. Красноярска об установлении предварительной опеки; в настоящее время Ревина Н.Ю. занимается их воспитанием, дети проходят обучение в СОШ № 39, ею приобретена для них необходимая мебель, одежда, в квартире сделан ремонт; до настоящего времени она трудоустроена, имеет средний заработок по месту работы в сумме 25600 рублей, с декабря 2018 года получает пособие на детей в размере 13000 рублей на каждого.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Октябрьского района г. Красноярска Маслова Р.В. против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на то обстоятельство, что заключение о невозможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны дано администрацией Октябрьского района г. Красноярска с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дачи заключения. Дополнительно пояснила, что единственным основанием для дачи заключения о невозможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны являлась необходимость проведения косметического ремонта в коридоре, кухне квартиры и недостаточность площади для комфортного проживания; каких-либо иных оснований для отказа Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны не имелось и не имеется в настоящее время.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Советского района г. Красноярска Семина М.В. против удовлетворения административного иска не возражала, напротив, полагала, что имеются основания для удовлетворения иска.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица МБУ СО ГСРЦН «Росток» не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав административного истца Ревину Н.Ю. и ее представителя Миллер Н.А., представителя административного ответчика администрации Октябрьского района г. Красноярска Маслову Р.В., представителя заинтересованного лица администрации Советского района г. Красноярска Семину М.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основной задачей органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии со статьей 8 указанного Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относится подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством РФ граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (подпункт 10 части 1). По вопросам, возникающим в связи установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке (часть 3).
Судом установлено, что 04 сентября 2018 года Ревина Н.Ю. обратилась в администрацию Октябрьского района г. Красноярска с заявлением о выдаче ей заключения о возможности быть кандидатом в опекуны.
10 сентября 2018 года администрацией Октябрьского района в г. Красноярске составлен акт обследования условий жизни Ревиной Н.Ю. 00.00.0000 года рождения, из которого следует, что Ревина Н.Ю. проживает в Х; общая площадь жилого помещения составляет 55,4 кв.м; квартира состоит из трех комнат, одна из которых проходная; санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения – удовлетворительное, однако требуется проведение косметического ремонта в коридоре, замены линолеума на полу на кухне. Ревина Н.Ю. проживает в квартире со своими несовершеннолетними детьми: А3 00.00.0000 года рождения, учащимся 8 класса СОШ № 39, А4 и А5 00.00.0000 года рождения, учащимися 6 класса СОШ № 39. Жилое помещение принадлежит на праве собственности детям Ревиной Н.Ю. по 1/3 доле каждому. Спальные места мальчиков, письменные столы расположены в зале; в комнате девочки находится кровать, диван, письменный стол, шкаф для белья. Отношения, сложившиеся между членами семьи – родственные, основанные на взаимопонимании, взаимопомощи. По месту работы в ООО «Z» Ревина Н.Ю. характеризуется положительно, доброжелательна, сдержана, в любой ситуации готова к мирному решению конфликта.
17 сентября 2018 года администрацией Октябрьского района в г. Красноярске дано заключение о невозможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны. При этом, в заключении указано, что Ревина Н.Ю. в августе 2018 года прошла в КГКУ «Центр семейных форм воспитания» подготовку лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно справке ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 30 июня 2018 года № 45/11-93870 фактов о судимости, уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории РФ в отношении Ревиной Н.Ю. не имеется. С 01 мая 2017 года Ревина Н.Ю. трудоустроена в ООО «Z» инспектором по работе с населением и системой ГИС ЖКХ; заработная плата составляет 25600 рублей ежемесячно. Медицинских противопоказаний для оформления опеки не имеет. Желает заботиться о детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном воспитании. Имеет право пользования в жилом помещении по адресу: Х, принадлежащим на праве собственности ее детям. Отказ мотивирован тем, что условия жизни Ревиной Н.Ю. удовлетворительные, но необходимо проведение косметического ремонта; кроме того, при вселении еще двух человек на каждого зарегистрированного жильца будет приходиться по 9,2 кв.м, что меньше учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо, установленной в Красноярске в размере 12 кв.м.
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Так, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 146 СК РФ опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями): - лица, лишенные родительских прав; - лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества; - лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; - лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей); - лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, страдающие заболеваниями, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку, попечительство, взять его в приемную или патронатную семью (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса). Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к лицам, которые назначаются опекунами или попечителями, указанные в п. 2 ст. 146 СК РФ и п. 3 ст. 35 ГК РФ (при назначении опекуна или попечителя должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного), предусматривают, в том числе, способность лица к выполнению обязанностей опекуна, при этом критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей опекуна, законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению в каждом конкретном случае, с учетом обстоятельств различного характера.
В силу п. 8 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. N 423, при обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Таким образом, орган опеки и попечительства при решении вопроса о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) обязан установить наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих гражданину выполнять указанные обязанности в силу прямого запрета, установленного нормами Гражданского и Семейного кодексов РФ. И при их отсутствии проанализировать предоставленные им гражданином и подтвержденные документально сведения о себе, своей семье, материальных и бытовых условиях жизни, которые позволили бы органам опеки и попечительства сделать заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном.
Из материалов дела следует, что органом опеки и попечительства обстоятельств, препятствующих гражданину выполнять обязанности опекуна в силу прямого запрета, установленного нормами Гражданского и Семейного кодексов РФ, установлено не было. Так, при обращении в орган опеки и попечительства Ревиной Н.Ю. была представлена справка ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю от 30 июня 2018 года № 45/11-93870, из которой следует, что сведений о судимости Ревиной Н.Ю., в том числе имевшейся ранее, на территории Российской Федерации не имеется, так же как и не имеется сведений о факте уголовного преследования Ревиной Н.Ю. либо о прекращении в отношении нее уголовного преследования на территории Российской Федерации. Ревина Н.Ю. является лицом, прошедшим подготовку в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса – в августе 2018 года прошла в КГКУ «Центр семейных форм воспитания» подготовку лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, что подтверждается свидетельством № 687/18. Медицинских противопоказаний для оформления опеки Ревина Н.Ю. не имеет, что подтверждается медицинским заключением КГБУЗ КГП № 4 от 24 июля 2018 года. Сведений о том, что ранее Ревина Н.Ю. была лишена родительских прав либо состоит в союзе с лицом одного пола, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, результаты диагностики родительско-детских отношений, согласно которым патологические стили воспитания у Ревиной Н.Ю. не выявлены, имеется лишь гиперпротекция – уделяет детям крайне много времени, сил, внимания, воспитание детей стало центральным делом ее жизни, с учетом ее нравственных и иные личных качеств – характеризуется положительно, доброжелательна, сдержанна, в любой ситуации готова к мирному решению конфликта, наличие у административного истца постоянного дохода, жилого помещения в пользовании, а также ее способность к выполнению обязанностей опекуна, суд приходит к выводу о незаконности дачи заключения о невозможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны.
Тот факт, что в случае вселения в Х двух детей на каждого зарегистрированного жильца будет приходиться по 9,2 кв.м, что меньше учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо, установленной в Красноярске в размере 12 кв.м, в отсутствии иных обстоятельств не свидетельствует о наличии оснований для дачи заключения о невозможности быть опекуном.
Принимая во внимание то обстоятельство, что каких-либо иных оснований, кроме стесненных жилищных условий, для отказа Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны не имелось и не имеется в настоящее время, что представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось, суд считает необходимым в качестве восстановительной меры нарушенных прав административного истца возложить на администрацию Октябрьского района г. Красноярска обязанность дать заключение о возможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны. При этом, суд учитывает то обстоятельство, что на основании распоряжений администрации Советского района в г. Красноярске №№ 1667, 1668 от 22 октября 2018 года Ревина Н.Ю. назначена опекуном несовершеннолетних детей – А1, А2 сроком на шесть месяцев, дети фактически проживают с Ревиной Н.Ю. по адресу: Х, устроены в СОШ № 39, административный истец фактически занимается воспитанием опекаемых детей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Ревиной Н.Ю. к администрации Октябрьского района г. Красноярска о признании незаконным заключения, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным заключение администрации Октябрьского района в г. Красноярске от 17 сентября 2018 года о невозможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны (попечители).
Возложить на администрацию Октябрьского района в г. Красноярске обязанность дать заключение о возможности Ревиной Н.Ю. быть кандидатом в опекуны (попечители).
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2019 года.