Решение по делу № 33-2486/2023 от 29.05.2023

Председательствующий по делусудья Филиппова И.Н. Дело № 33-2486/2023(дело в суде первой инстанции № 2-369/2023)УИД 75RS0001-02-2022-008564-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Подшиваловой Н.С.,

судей Погореловой Е.А., Казакевич Ю.А.,

при секретаре Бутиной Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 июня 2023 г. гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах Макковеевой А. Л. к УМВД России по Забайкальскому краю о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя ответчика УМВД России по Забайкальскому краю Сумаревой Н.А.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 6 февраля 2023 г., которым постановлено:

«Иск прокуратуры Забайкальского края в интересах Макковеевой А. Л. к УМВД России по Забайкальскому краю о понуждении к действиям – удовлетворить.

Обязать УМВД России по Забайкальскому краю () произвести Макковеевой А. Л.(паспорт ) выплату надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, за период с <Дата>».

Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

первый заместитель прокурора Забайкальского края в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Макковеевой А.Л., указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства. Макковеева А.Л. с <Дата> состоит на пенсионном учете в УМВД России по Забайкальскому краю, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом арготических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». Пенсия истцу назначена с начислением надбавки, предусмотренной пунктом «б» статьи 17 Закона №4468-1, как неработающему пенсионеру, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи. <Дата> Макковеева А.Л. устроилась на работу в <данные изъяты> о чем <Дата> устно сообщила ЦФО УМВД России по краю. С <Дата> выплата указанной надбавки была прекращена. Приказом начальника <данные изъяты> от <Дата> Макковеева А.Л. была уволена с занимаемой должности, <Дата> вновь трудоустроилась в <данные изъяты>. В связи с неосуществлением в период с <Дата> по <Дата> трудовой деятельности <Дата> истец обратилась с заявлением о перерасчете пенсии в виде выплаты надбавки за указанный период, на которое <Дата> получила ответ об отказе, мотивированный трудоустройством истца на момент обращения. <Дата> Макковеева А.Л. повторно обратилась с заявлением в УМВД России по Забайкальскому краю, по результатам рассмотрения которого вновь получен ответ об отказе, поскольку на дату обращения с заявлением истец не является неработающим пенсионером. Ссылаясь на нарушение пенсионных прав Макковеевой А.Л., прокурор просил суд обязать ответчика произвести ей выплату надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, за период с <Дата> по <Дата> (л.д. 5-9).

Решением Центрального районного суда г. Читы иск заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворен (л.д. 169-170).

С постановленным решением не согласился ответчик УМВД России по Забайкальскому краю, в апелляционной жалобе представитель по доверенности Сумарева Н.А. ставит вопрос о его отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что приходя к выводу о праве истца на получение спорной надбавки, поскольку законом гарантирована доплата к пенсии в случае, если получатель пенсии в какие-либо периоды не работал и имел на иждивении нетрудоспособных членов семьи, суд не поставил данное обстоятельство в зависимость от наличия трудоустройства у пенсионера именно на момент обращения за выплатой или перерасчетом таковой. Судом не дана оценка доводам Управления в той части, что начисление спорной надбавки, влекущей за собой перерасчет пенсии, носит заявительный характер, осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы, подтверждающие, что пенсионер не работает, имеет иждивенцев, а также не получает страховую или социальную пенсии. С учетом того, что обстоятельствами, влекущими выплату надбавки к пенсии, являются наличие у пенсионера иждивенцев и отсутствие работы, выплата такой надбавки в соответствии со статьей 54 Закона № 4468-1 производится с момента обращения пенсионера в пенсионный орган с заявлением о её назначении. Перерасчет пенсии в сторону увеличения неразрывно связан с обращением самого пенсионера за реализацией его права, носит заявительный характер и ограничен правилам о 12-месячном сроке с момента такого обращения. Обращает внимание, что все ответы на обращения Макковеевой А.Л. УМВД России по Забайкальскому краю давались вовремя, о своем праве на получение надбавки, а также о причинах ее прекращения и возобновления истец была проинформирована. Также обращает внимание, что Макковеева А.Л. обращалась в УМВД России по Забайкальскому краю с заявлением о выплате надбавки со <Дата>, тогда как суд постановил произвести выплату с <Дата> Полагает, что поскольку пенсия в новом размере с учетом надбавки истцу в силу закона не могла быть назначена на основании заявления от <Дата>, право на перерасчет размера такой пенсии у нее отсутствует. Разница между новым и прежним размерами пенсии, предусмотренная статьей 55 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, выплате Макковеевой А.Л. за прошлое время не подлежит (л.д. 175-177).

Истец Макковеева А.Л., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание своего представителя не направила, об отложении слушания дела не заявила.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

В силу части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Сумареву Н.А. процессуального истца прокурора Казанцеву Л.И., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

В настоящем деле такого характера нарушения норм права не были допущены судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что Макковеева А.Л. с <Дата> состоит на пенсионном учете в отделе пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пенсия Макковеевой А.Л. назначена с начислением надбавки, предусмотренной п. «б» ст. 17 Закона № 4468-1, как неработающему пенсионеру на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи.

В период с <Дата> по <Дата> Макковеева А.Л. была трудоустроена в <данные изъяты>», в связи с чем, с <Дата> выплата надбавки была прекращена.

В период с <Дата> по <Дата> Макковеева А.Л. не работала, что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. С <Дата> Макковеева А.Л. трудоустроилась в <данные изъяты>.

Из материалов дела также следует, что будучи нетрудоустроенной, <Дата> Макковеева А.Л. обратилась с заявлением о разъяснении положений возобновления выплаты пенсионным ведомством надбавки как нетрудоспособному лицу имеющему на иждивении несовершеннолетних детей.

Указанное заявление адресовано в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области, которое <Дата> было перенаправлено в Штаб УМВД России по Амурской области с направлением заявителю сообщения о том, что за соответствующим разъяснением ей необходимо обратиться в отделение пенсионного обслуживания центра финансового обеспечения по месту нахождения пенсионного дела в УМВД России по Забайкальскому краю.

<Дата> начальником Отдела пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю Макковеевой А.Л. направлен ответ с разъяснением оснований возобновления выплаты надбавки на иждивенцев, порядка возобновления выплаты надбавки, документов, необходимых для выплаты надбавки. Указанный ответ истцом получен не был.

<Дата> Макковеевой А.Л. на имя начальника ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю направлено заявление о производстве положенных выплат за период с <Дата> по <Дата> ввиду отсутствия трудоустройства и наличия на иждивении несовершеннолетних детей, с приложением документов, подтверждающих право на выплату надбавки, на что <Дата> в ее адрес направлен отказ, мотивированный трудоустройством на момент подачи заявления.

На последующие обращения Макковеевой А.Л. на имя начальника ЦФО УМВД России по Забайкальскому краю даны аналогичные ответы о невозможности производства перерасчета (ответы от <Дата>, <Дата>)

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что право на получение надбавки как неаботающему пенсионеру, имеющему на иждивении нетрудоспособных членов семьи за период с <Дата> по <Дата> у Макковееевой А.Л. имелось. Назначение и перерасчет спорной надбавки к пенсии за выслугу лет носит заявительный характер. Вместе с тем, на свое обращение с вопросом о возобновлении выплаты надбавки к пенсии, разъяснений от ответчика она не получила. В этой связи позднее обращение    с заявлением о выплате надбавки не может влиять на ее права в части получения надбавки.

Выводы суда первой инстанций сделаны в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.

Пенсионное обеспечение Макковеевой А.Л. по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации с <Дата> осуществлялось на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации,

Частью первой статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что лицам, указанным в статье 1 этого закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В силу пункта "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона, лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

На основании пункта "б" части первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 данного закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляется надбавка, предусмотренная для неработающих пенсионеров, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 названного закона. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию.

Нетрудоспособными членами семьи считаются, в частности, дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста (пункт "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Из приведенных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I следует, что неработающие пенсионеры из числа лиц, уволенных с военной службы, в случае нахождения на их иждивении нетрудоспособных членов семьи, в том числе детей, не достигших 18 лет и не получающих трудовую или социальную пенсию, имеют право на начисление надбавки к пенсии за выслугу лет.

Пунктом "а" части 1 статьи 11 и статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.

В числе основных задач Министерства внутренних дел Российской Федерации входит обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

В целях выполнения этих задач Министерство обороны Российской Федерации реализует меры по обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России (подпункт 101 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации), осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, пенсионное обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (подпункт 104 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).

Пунктом 2 Положения определено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

Основными задачами территориального органа являются, в том числе осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, членов их семей, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (подпункт 3 пункта 6 Положения).

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокурор, обращаясь в интересах Макковеевой А.Л. в суд с настоящим иском к Управлению МВД Российской Федерации по Забайкальскому краю о возложении обязанности выплатить надбавку к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении за период с <Дата> по <Дата> указывал на то, что данная надбавка должна быть начислена за весь период нарушения пенсионных прав истца, ссылаясь на вину пенсионного органа.

Согласно части первой статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 этого закона (в частности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации) обращаются в пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

По общему правилу, установленному пунктом "а" части первой статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, лицам, указанным в статье 1 названного закона, пенсии в соответствии с этим законом назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении.

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В соответствии с частью второй статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I в случаях, если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой данной статьи.

По смыслу приведенных норм, назначение пенсии за выслугу лет носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов. При этом, если заявитель приложил к заявлению не все необходимые документы, то пенсионный орган должен ему разъяснить, какие документы следует представить дополнительно.

В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (часть вторая статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (редакция данной нормы с момента обращения Макковеевой А.Л. в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 этого постановления).

Исходя из изложенного выше обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в рамках исполнения которых Министерство внутренних дел Российской Федерации через свои территориальные органы – Управления - в числе прочего осуществляет пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, а также реализацию мер правовой и социальной защиты названных лиц, в том числе проводит информационную работу по этим вопросам.

Следовательно, граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел при обращении в ораны пенс ионного обеспечения по вопросам пенсионного обеспечения имеют право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений их прав, в том числе информации об их пенсионных правах (включая право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет), и этому праву корреспондирует обязанность органа в целях правовой и социальной защиты указанных лиц провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел в пенсионный орган с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет данный гражданин имеет право на выплату неполученной надбавки к пенсии за выслугу лет за прошлое время.

В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, уволенных с военной службы, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, уволенный со службы, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Суд первой инстанций при разрешении исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности произвести выплату надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении в период с <Дата> по <Дата> приведенные нормативные положения в их взаимосвязи, в том числе об обязанности ответчика разъяснять гражданам, уволенным со службы, вопросы их пенсионного обеспечения обоснованно применил.

Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора суд правильно указал, что ответ с разъяснением истцу порядка обращения с заявлением о назначении надбавки к пенсии за выслугу лет ответчиком не был вручен, в материалах дела имелся телефон и адрес электронной почты Макковееевой А.Л., в связи с чем, орган пенсионного обеспечения имел возможность поставить истца в известность о наличии ответа на ее заявление.

Как указано выше, надбавка к пенсии за выслугу лет в соответствии с п. «б» ст. 17 Закона № 4468-1 была назначена Макковеевой А.Л. с даты назначения пенсии за выслугу лет - <Дата> В последующем, в связи с трудоустройством в <данные изъяты> с <Дата>, выплата надбавки была прекращена на основании устного заявления с <Дата>

На обращение с вопросом разъяснения порядка возобновления выплаты в <Дата> г., ошибочно адресованном Макковеевой А.Л. в УМВД России по Амурской области, в последующем перенаправленном в УМВД России по Забайкальскому краю, <Дата> УМВД России по Забайкальскому краю в адрес Макковеевой А.Л. направлен ответ с разъяснением необходимости предоставления в орган пенсионного обеспечения заявления, копии трудовой книжки, выписки из ЕГРИП, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, справки с места учебы ребенка (для детей старше 18 лет). Данный ответ истцом не был получен, конверт с ответом возвращен в адрес отправителя.

При этом, имеющимися в распоряжении пенсионного органа иным контактным данным истца (телефон, электронная почта) как установлено в ходе рассмотрения дела, отдел пенсионного обеспечения не воспользовался, тогда как данное позволило бы последней своевременно подать заявление.

Указанным обстоятельствам суд первой инстанций, в соответствии с требованиями статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дал надлежащую правовую оценку в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным отношениям, в частности части второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком), оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, выводы суда первой инстанций о наличии вины пенсионного органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в несвоевременном перерасчете Макковеевой А.Л. пенсии за выслугу лет с учетом надбавки к ней основаны на установленных по делу обстоятельствах.

Утверждение ответчика о том, что действующим законодательством на пенсионный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не возложена обязанность сообщать гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, о наличии у них права на надбавку к пенсии за выслугу лет, противоречит приведенному выше правовому регулированию, в соответствии с которым орган пенсионного обеспечения обязан проводить с гражданами, уволенными с военной службы, информационную работу по вопросам, связанным с их пенсионным обеспечением.

Доводы ответчика о том, что назначение надбавки носит заявительный характер, тогда как такого заявления в момент наличия у истца права на получение надбавки истец не подавала, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что заявление со всеми необходимыми документами, подтверждающими право истца на надбавку было подано, позднее обращение истца вызвано несвоевременным информированием о порядке обращения. Таким образом, тот факт, что на момент обращения истец была трудоустроена, не лишает истца права на назначение и выплату надбавки.

Следует учесть, что обращение истца с заявлением о выплате надбавки за выслугу лет последовало в пределах срока, предусмотренного ст. 55 Закона РФ № 4468-1, то есть в течение 12 месяцев, предшествующих дню обращения.

Ввиду вышеизложенного выводы суда первой инстанций о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести выплату надбавки Макковеевой А.Л. являются правильными, сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права, связанного с правом гражданина на пенсионное обеспечение.

Вместе с тем заслуживают внимание доводы жалобы ответчика о неверном определении судом периода, за который подлежит выплата надбавки.

Из материалов дела следует, что увольнение истца с <данные изъяты> состоялось <Дата>, что следует из приказа от <Дата>

При таких обстоятельствах, период, за который подлежит выплата надбавки следовало определить с <Дата> по <Дата>

В этой связи принятое по делу решение суда подлежит частичному изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Читы от 6 февраля 2023 г. изменить.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю () произвести Макковеевой А. Л. (паспорт ) выплату надбавки к пенсии за выслугу лет на нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, за период с <Дата> по <Дата>

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2023 г.

Председательствующий                           Н.С. Подшивалова

Судьи                                              Е.А. Погорелова

                                          Ю.А. Казакевич

33-2486/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Забайкальского края
Макковеева Анастасия Леонидовна
Ответчики
УМВД России по Забайкальскому краю
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Подшивалова Надежда Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
29.05.2023Передача дела судье
20.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2023Передано в экспедицию
20.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее