Дело № 2а-606/2020 УИД 32RS0010-01-2020-002238-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего Конториной А.С.,
при помощнике судьи Недосек О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Брянской области к Цыганкову Сергею Владимировича о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель МИФНС №5 по Брянской области обратился в суд с административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что Цыганков С.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законом установленные налоги. Административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 29.05.2012 года по 02.03.2015 года, являлся плательщиком налога на добавленную стоимость. В связи с тем, что им не были предоставлены в установленный законодательством срок налоговые декларации по НДС за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2014 года, он был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере по 500 рублей по каждой налоговой декларации, а всего на сумму 2000 рублей. Поскольку до настоящего времени Цыганковым С.В. не исполнены требования по уплате штрафа по НДС, представитель МИФНС №5 по Брянской области просит восстановить процессуальный срок и взыскать с Цыганкова С.В. задолженность в общей сумме 2000 рублей.
Представитель административного истца - МИФНС №5 по Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административный ответчик – Цыганков С.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Согласно адресной справке Цыганков С.В. проживает по указанному в административном иске адресу.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ административное дело рассмотрено без участия представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями ч. 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Цыганков С.В. с 29.05.2012 года по 02.03.2015 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст.143 НК РФ он в период осуществления предпринимательской деятельности являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
В силу п.5 ст.174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии сп.1 ст.119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пункт 8 ст.45 НК РФ предусматривает, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, соответствующие пени и штрафы.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику Цыганкову С.В. на основании решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 9977, № 9978, № 9979 и № 9980 от 27.08.2015 года выставлены и направлены требования № 10371, 10372, 10373 и 10374 по состоянию на 20.10.2015 года о начислении штрафа по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в сумме 500 рублей за каждое правонарушение, на общую сумму 2000 рублей, со сроком уплаты до 10.11.2015 года по каждому требованию. (л.д.11-14)
Данные требования были отправлены Цыганкову С.В., что подтверждается распечаткой рабочей базы АИС Налог (л.д.15). Сведений о получении указанных требований, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Положениями ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В п. 3 ст. 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Данная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 2465-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение конституционных прав п. 3 ст.48 НК РФ».
Таким образом, п. 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, общая сумма задолженности, указанная в требованиях № 10371, 10372, 10373 и 10374 по состоянию на 20.10.2015 года не превышает 3000 рублей. Срок исполнения требований об уплате обязательных платежей и санкций установлен до 10.11.2015 года. Таким образом, срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа по взысканию с Цыганкова С.В. задолженности по уплате штрафа по НДС истекали.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что МИФНС № 5 по Брянской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Цыганкова С.В. задолженности по уплате штрафа по НДС за 2015 год в общей сумме 2000 рублей обратилась к мировому судье судебного участка № 32 Жуковского судебного района Брянской области лишь 05.06.2020 года. Одновременно заявитель просил восстановить процессуальный срок для подачи данного заявления.
Определением мирового судьи судебного участка № 32 Жуковского судебного района Брянской области от 09.06.2020 года МИФНС № 5 по Брянской области в принятии данного заявления отказано. В Жуковский районный суд Брянской области МИФНС № 5 по Брянской области с данным административным исковым заявлением обратилась 28.09.2020 года, то есть с пропуском срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
При этом, ходатайствуя о восстановлении срока на обращение в суд с данным административным иском представитель МИФНС России № 5 по Брянской области не представил обоснование своего ходатайства и документы, подтверждающие уважительность причины пропуска процессуального срока. Вследствие этого суд считает, что уважительной причины для пропуска срока обращения в суд у административного истца не имелось.
В силу ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска без уважительной причины, установленного КАС РФ срока обращения в суд с административным исковым заявлением, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В связи с пропуском без уважительной причины срока обращения в суд с административным иском МИФНС России №5 по Брянской области к Цыганкову С.В., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
При этом пропуск налоговым органом, не реализовавшим полномочия на бесспорное взыскание недоимки, срока обращения в суд, свидетельствует об утрате им возможности принудительного исполнения обязанности налогоплательщика об уплате налога. В этом случае налоговый орган утрачивает не только право требовать от налогоплательщика исполнения обязанности по уплате налога, но и лишается возможности обеспечивать исполнение такой обязанности путем начисления пеней в отношении указанной недоимки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Брянской области к Цыганкову Сергею Владимировича о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании обязательных платежей и санкций, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 11 ноября 2020 года.
Председательствующий подпись А.С. Конторина
Решение не вступило в законную силу.
Судья А.С. Конторина