№
УИД 62RS0010-01-2024-000860-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года г. Касимов
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Степановой А.П.,
при секретаре Захаровой А.А.,
с участием представителя истца – помощника Касимовского межрайонного прокурора Мирошкина Н.А.,
представителя ответчика – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Земцова В.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ 2024 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-814/2024 по иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов о возложении обязанности по постановке бесхозяйного объекта водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Касимовский межрайонный прокурор в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском, в котором просит возложить на администрацию муниципального образования – городской округ город Касимов обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества – объект водоснабжения, протяженностью 340м, от <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявленный иск мотивирован тем, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что сеть водоснабжения, протяженностью 340 м от <адрес> является бесхозяйным объектом водоснабжения, в чьей-либо собственности не находится, о своих правах на объект недвижимости никто не заявляет. Постановлением главы администрации МО-ГО г.Касимов № № от ДД.ММ.ГГГГ.2020 года МКП «Касимовсервис», расположенное по адресу: <адрес> наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение с зоной деятельности – г.Касимов, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.2020 года. При таких обстоятельствах и учитывая, что объект водоснабжения расположен в административных границах МО – ГО г. Касимов, и не обращение администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии сети водоснабжения на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из ч.3 ст.225 ГК РФ. Прокурор просит установить срок для исполнения данной обязанности - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - помощник Касимовского межрайонного прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов в судебном заседании с заявленными требованиями согласился в полном объеме. Пояснил, что в настоящее время администрацией города проводятся необходимые мероприятия по постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права муниципальной собственности на него.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 1 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведение, снабжения населения топливом.
В соответствии со статьей 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведение, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Частью 1 статьи 43 Водного кодекса РФ предусмотрено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу ст.ст. 2, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 г. №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона, с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Судом установлено, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности, в результате которой было установлено, что объект водоснабжения – сеть водоснабжения, протяженностью 340 м от <адрес> является бесхозяйным объектом водоснабжения.
Согласно сообщению Администрации муниципального образования – городской округ город Касимов от ДД.ММ.ГГГГ 2024 года №№ в администрацию города обратилось МКП «Касимовсервис» в связи с выявлением объекта водоснабжения, протяженностью 340м от <адрес>, право собственности на который не зарегистрировано в органах Росреестра. В настоящее время администрацией города проводятся необходимые мероприятия по постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права муниципальной собственности на него.
Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект водоснабжения в ЕГРН отсутствуют, собственник имущества не установлен.
Обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных магистральных сетей водоснабжения лежит на администрации муниципального образования – администрации муниципального образования – городской округ город Касимов. Однако указанная обязанность ответчиком до настоящего времени не исполнена.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Согласно ответа МКП «Касимовсервис» муниципального образования – городской округ город Касимов от ДД.ММ.ГГГГ.2024 года указанная сеть водоснабжения входит в список бесхозяйных сетей.
Согласно представленного в материалах дела перечня бесхозяйных сетей водоснабжения г.Касимова, имеются сведения о сети водоснабжения – от <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 1999, диаметр – 160, материал – п/э, протяженностью – 340 метров.
Отнесение объектов водоснабжения к объектам повышенной опасности, требующим во избежание чрезвычайных ситуаций систематического технического обслуживания, сомнений не вызывает. Наличие на территории городского округа бесхозяйной сети водопровода, с помощью которого обеспечивается подача питьевой воды населению, отсутствие системы его надлежащей эксплуатации нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций. Отсутствие собственника у объектов питьевого водоснабжения может привести к загрязнению воды различного рода опасными веществами, что создает угрозу причинения вреда здоровью населения.
Отсутствие лица, ответственного за содержание и эксплуатацию объектов водоснабжения, как следствие, влечет отсутствие надлежащего материального обеспечения, а также должного контроля за их состоянием и нормальной работой, что не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, может явиться причиной загрязнения подземных вод, возникновения угрозы санитарному благополучию жителей.
При указанных обстоятельствах орган местного самоуправления не только вправе, но и обязан принять меры по учету бесхозяйного имущества с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения.
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» закреплено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Учитывая изложенное, суд считает, что требования Касимовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку статус сетей водовнасбжения как бесхозяйных, затрудняет их надлежащее содержание и безопасное использование.
С учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, принципа разумности, суд находит необходимым установить срок устранения указанных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Касимовского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта водоснабжения удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования – городской округ город Касимов области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сеть водоснабжения, протяженностью 340 м от <адрес>.
Установить срок для исполнения решения суда – 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца со дня составления мотивированного может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы, представления через Касимовский районный суд Рязанской области.
Судья:
Мотивированное решение составлено 14 августа 2024 года.
Судья