УИД 11RS0001-01-2021-021950-58 Дело № 2а-2176/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителей административных соответчиков Рижко О.В., действующей на основании доверенностей от 13.12.2021, 15.12.2021, 10.11.2021, Гиниятулина Е.Ш., действующего на основании доверенности от 21.04.2021,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вокуева Константина Ивановича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Ком, ФКУ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
УСТАНОВИЛ
Вокуев К.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий по нарушению условий содержания в ФКУ ИК-1 с 16.12.2016 по настоящее время, выразившиеся в несоблюдении жилой площади секции № 2 отряда № 5, отсутствием в санитарном узле до 2018 года перегородок, что нарушало приватность, недостаточность санитарных приборов – унитазов, раковин, отсутствием в жилой площади помещений для глажки и сушки одежды, ненадлежащей площади комнаты для хранения продуктов, отсутствие в отряде надлежащего ремонта, необеспечение осужденных медицинской помощью, ненадлежащими санитарно-гигиеническими условиями в банно-прачечном комбинате, низким качеством пищи, ненадлежащей выдачей предметов личной гигиены; взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 500 000 руб.
Определением от 28.12.2021, 26.01.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечено ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В судебное заседание административный истец не явился, в отдельном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель административных соответчиков Рижко О.В. возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что до конца мая 2018 года отряды № 6,7 располагавшиеся в общежитии № 5 были объединены, были факты, когда административному истцу не выдавались средства личной гигиены в связи с отсутствием таковых в учреждении.
Представитель Гиниятулин Е.Ш. требования о ненадлежащем медицинском обеспечении не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, выслушав объяснения явившихся, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с ч.1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30.08.1955 первым Конгрессом ООП по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
По обстоятельствам дела следует, что Вокуев К.И. отбывал меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 с 26.12.2016 по 11.01.2022 г.
По прибытии в ФКУ ИК-1 26.12.2016 помещен в карантинное отделение,
29.12.2016 г. переведен в отряд № 6, расположенный в общежитие 5;
19.01.2017 г. переведен в отряд № 5, расположенный в общежитие 5;
С 01.06.2017 по 25.08.2017 года находился в ФКУ ИК-43/1 УФСИН России по Кировской области.
По прибытию из ИК-43/1 в ФКУ ИК-1, 25.08.2017 помещен в карантинное отделение,
29.08.2017 г. переведен в отряд № 5, расположенный в общежитие 5;
С 15.09.2017 по 31.10.2017 года находился в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.
По прибытию из СИЗО-2 в ФКУ ИК-1, 31.10.2017 г. переведен в отряд № 5, расположенный в общежитие 5;
С 21.12.2017 по 04.01.2018 года находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
По прибытию из СИЗО - 1 в ФКУ ИК-1, 04.01.2018 переведен в отряд № 5, расположенный в общежитие 5;
09.04.2018 переведен в отряд 9, расположенный в общежитие 2;
На основании приказа ФКУ ИК-1 от 30.05.2018 № 280 «О создании отрядов» произошло переименование отрядов
01.06.2018 переведен в отряд № 7, располагавшийся на 1 и 2 этаже общежития № 2
01.12.2020 переведен в отряд № 3, располагавшийся в общежитие № 4;
01.05.2021 переведен в отряд № 4, располагавшийся в общежитие № 4;
В силу требований пункта 5 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.
Частью 1 статьи 178 КА РФ предусмотрено, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
По смыслу приведенных норм в их системном единстве у суда отсутствуют процессуальные основания для принятия решения по не заявленным административным истцом требованиям, следовательно предметом рассмотрения в настоящем административном деле в части отрядов, общежитий, являются условия содержания в отрядах, расположенных в общежитии № 5, в том числе после переименования отрядов.
Из письменного отзыва представителя ФКУ ИК-1 следует,
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В действующем законодательстве нормы площади и количество санитарных узлов определено Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден «СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее – Свод правил).
В общежитии № 5 до 01.06.2018 располагались отряды № 5,6,7. Общежитие № 5 - двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1972 года постройки. Общая площадь здания, согласно технического паспорта, составляет 854,3 кв.м. Отряды располагались следующим образом:
Отряды номер 6 и 7 занимали помещения первого и второго этажей здания (за исключением помещений, занимаемых отрядом № 5), площадью 571,2 кв.м. Так же, в пользовании отрядов №№ 6, 7 находились коридоры (1 этаж) площадью 32,5 кв.м., (2 этаж) площадью 30,8 кв.м.
Спальные помещения отряда № 6 располагались в помещениях 1 этажа, общая площадь составляла 119,8 кв.м., из них: № 1 – 35,8 кв.м., № 2 – 84,0 кв.м.
Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде № 6 в период с 29.12.2016 по 19.01.2017 содержалось от 69 до 72 человек. Периодически отсутствовали в отряде: 1 человек в связи с убытием в комнату длительного свидания, 1 в связи с привлечением к труду, соответственно на каждого осужденного приходилось от 1,67 кв.м. до 1,74 кв.м. жилой площади, что не соответствует положению ст. 99 УИК РФ.
Кроме спальных помещений, в совместном пользовании отрядов № 6,7 находилось помещение воспитательной работы (ПВР), площадью 52,1 кв.м., комната быта на 2 этаже, площадью 9,4 кв.м., сушилка на 2 этаже, площадью 10,8 кв.м., помещения для хранения личных вещей на 2 этаже, площадью 27,3 кв.м., комната для хранения и разогрева продуктов питания, площадью 37,3 кв.м.
Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода (имущества) соответствуют приказу Минюста РФ от 27.07.2006 № 512.
Металлические кровати в отрядах расположены вдоль стены и установлены в один или два яруса с соблюдением строго равнения. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются так чтобы, между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осужденный обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек.
Следует отметить, что в спальное помещение предназначено для сна, для удовлетворения иных бытовых нужд имеются другие вспомогательные помещения.
При анализе приказа о распорядке дня осужденных, в течении дня они находятся в различных жилых помещениях отряда.
Комната для хранения и разогрева продуктов питания оборудована 3 чайниками, 1 двухкомфорочной, 1 однокомфорочной плиткой, имеются 2 стола, табуреты на 16 посадочных мест, 3 холодильника, вдоль стен располагаются подвесные шкафчики для хранения продуктов питания, под шкафчиками стоят столы с рабочими поверхностями с закрытыми полками,
в которых также хранятся продукты питания.
Согласно п. 8 Приложения № 1 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи. Таким образом, комната для хранения продуктов питания и приема пищи необходима для кипячения воды с целью приготовления чая, кофе, нарезки бутербродов и прочих несложных продуктов для перекуса. Для приема пищи имеется столовая, расположенная в жилой зоне учреждения.
Таким образом, доводы административного истца об отсутствии в отряде как помещения для сушки одежды, так и недостаточности оборудования комнаты для хранения продуктов опровергаются письменным отзывом ответчика, со ссылкой на наличие данных помещений в технической документации и занимаемыми площадями.
Санитарный узел отрядов № 6, 7 общежития № 5, располагается на первом этаже. Имеет площадь 49,95 кв.м., оборудован: 4 унитазами, 4 чашами Генуя, 10 раковинами, 1 раковиной для мойки ног. Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт. Все задвижные механизмы находятся в исправном состоянии.
Пунктами 31, 32 таб. 14.3 Свода правил определено, что умывальная в общежитиях исправительного учреждения оборудуется одной ножной ванной и одним умывальником; уборная оборудуется одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных.
С учетом максимального количества осужденных в отрядах № 6,7 за период с 29.12.2016 по 19.01.2017 (22 дня) – 137 человек, количества унитазов – 8, количества раковин 10 установлено несоответствие нормативного количества унитазов (имеющееся количество предусмотрено на 120 человек).
Отряд № 5 являлся рабочим отрядом и был изолирован от отрядов 6, 7. Помещения для пребывания отряда № 5 располагались на 1 этаже здания (№№ 11, 12, 13, 14 экспликации, а также пристройка 22 кв.м., примыкающая к вышеуказанным помещениям). Занимал площадь 187,9 кв.м.
Согласно журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных период с 19.01.2017 по 01.06.2017 г. в отряде № 5, содержалось: от 72 до 78 человек. Ежедневно отсутствовали в отряде в связи с привлечением к труду от 1 до 56 человека, в связи с нахождением на длительном свидании – от 1 до 2 человек; в период с 29.08.2017 по 15.09.2017 г. в отряде № 5, содержалось от 74 до 78 человек. Ежедневно отсутствовали в отряде в связи с привлечением к труду от 9 до 56 человека, в связи с нахождением на длительном свидании 1 человек; за период с 31.10.2017 по 21.12.2017г. в отряде № 5, содержалось от 79 до 82 человек. Ежедневно отсутствовали в отряде в связи с привлечением к труду от 5 до 56 человека, в связи с нахождением на длительном свидании 1 человек; за период с 04.01.2018 по 09.04.2018 г. в отряде № 5, содержалось от 81 до 86 человек. Ежедневно отсутствовали в отряде: в связи с привлечением к труду от 3 до 60 человека, в связи с нахождением на длительном свидании от 1 до 2 человек.
С учетом названного количества осужденных и площади спальных помещений отряда № 5 – 151 кв.м.(согласно технического паспорта), в период с 19.01.2017 по 01.06.2017 и с 29.08.2017 по 15.09.2017 жилая площадь на одного осужденного составляла 1,94 кв.м.; в период с 31.10.2017 по 21.12.2017 такая площадь на одного осужденного составляла 1,85 кв.м (51 день); в период с 04.01.2018 по 09.04.2018 жилая площадь составляла 1,76 кв.м. (95 дней), что не соответствует положению ст. 99 УИК РФ
Определяя факт нарушений условий содержания связанных с недостаточной жилой площадью, суд исходит из двух последних указанных периодов, всего 146 дней.
Из письменного отзыва также следует, что санитарный узел отряда № 5 располагался в отдельной пристройке к общежитию № 5, был оборудован одним стандартным унитазом и 2 чашами Генуа, 3 умывальниками, что также не соответствует таб. 14.3 Свода правил (период нарушения составил 296 дней).
Согласно ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин).
Осужденные содержащиеся в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, обеспечиваются индивидуальными средствами гигиены в соответствии с «Минимальной нормой материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы..», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205.
Согласно названной норме, ежемесячно каждому осужденному мужского пола выдается: хозяйственное мыло – 200 грамм, туалетное мыло – 50 грамм, зубная паста – 30 грамм, одноразовая бритва – 6 штук, туалетная бумага – 25 метров; один раз в 6 месяцев выдается зубная щётка.
Поставка гигиенических наборов осуществляется централизовано с УФСИН России по Республике Коми, из пояснений представителя административного ответчика следует, что индивидуальные средства гигиены выдаются в конце каждого месяца без заявления.
Согласно раздаточным ведомостям на получение средств сангигиены, осужденному Вокуеву К.И. выдавались индивидуальные средства гигиены за весь период содержания в ФКУ ИК-1, исключение составили следующие периоды: декабрь 2016; февраль, август, октябрь, ноябрь 2017; январь 2018; март, июль 2020.
Согласно п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Помывка осужденных осуществляется поотрядно, согласно утвержденному начальником графику.
Помещение банно-прачечного комбината (далее - БПК) расположено в жилой зоне ФКУ ИК-1 и состоит из следующих помещений: - раздевалка, площадью 54,7 кв.м., оборудована 23 деревянными лавками с высокими изголовьями, на которых на достаточной высоте располагаются крючки для одежды; - моечное отделение, площадью 128,1 кв.м., оснащено 9 (девятью) лейками-смесителями, 4 кранами, и 10 тазами, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; - парикмахерская; - прачечная (по экспликации машинный зал), площадью 47,7 кв.м., оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); - сушилкой, площадью 24, 7 кв.м.; - санитарным узлом.
Разовая пропускная способность для помывки 60-ти человек. Помывка осужденных составляет не менее 20 минут. Как правило одновременно осуществляется помывка не более 30 - 40 человек.
Перебои с подачей горячей воды в баню при помывке осужденных отсутствуют. В помещении бани поддерживаются необходимые параметры микроклимата: в раздевальной +25 0С + 28 0С, в моечном отделении не ниже +250С.
После каждой помывки осужденных производиться дезинфекция моечного отделения и раздевального помещения. Тазы выполнены из материалов, устойчивых к коррозии и обработке дезинфицирующими средствами, находятся в удовлетворительном виде, без ржавчин и протечек. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи и плиточного налета на стенах и полах не обнаружено. БПК в ФКУ ИК-1 организован по типу шаечных бань.
Шаечная баня (помывочная) отличается тем, что человек моется теплой водой из малого сосуда (шайки, таза, корыта) методом плесканий, обливаний и протираний.
В силу пункта 14.8.5 Свода правил, помывочные в шаечных банях следует оборудовать душевыми сетками из расчета одна душевая сетка на 15 человек.
Помещение столовой расположено в жилой зоне учреждения (1 этаж общежития № 1) и состоит из следующих помещении: обеденный зал, раздевалка, мясной цех, рыбный цех, овощной цех, горячий цех, хлеборезка, крупяной склад, санитарный узел, кабинет заведующего столовой. Площадь обеденного зала столовой составляет 400,00 м2, который оборудован 24 обеденными столами, каждый стол оснащен двумя скамейками на 10 посадочных мест каждая, посуда в столовой пластиковая, пища выдается на раздаче в пластиковых подносах согласно норме питания. Общее количество посадочных мест – 240. Помещение столовой (раздевалка) оборудована вешалками на 180 осужденных. Прием пищи осужденными осуществляется в столовой колонии, согласно распорядку дня. Порядок организации питания определен согласно Приказа № 696 от 02 сентября 2016 года «Об утверждении Порядка организации питания осуждены, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» столовая для питания спецконтингента.
Приготовление пищи спецконтингента организовано в соответствии с нормами питания, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения.
Поставка продуктов питания для спецконтингента производиться в централизованном порядке с базы ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми. На все продукты, завозимые в столовую, имеются сертификаты соответствия и удостоверения качества. Пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований.
В упреждении организуется трех разовое питание, на обед выдается компот из сухофруктов или кисель. Согласно приложения № 5 примечания 2 приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 дополнительно к повышенной норме питания для больных выдается сок – 100 мл. Выдача фруктов в соответствии вышеуказанными нормативными требованиями не предусмотрено.
Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи».
В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В силу главы ХIХ Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности. При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы". В ИУ обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Согласно медицинской справки, представленной представителем МСЧ-11, Вокуеву К.Г. оказываемая медицинская помощь носила плановый характер, зафиксированы осмотр фельдшера, терапевта, назначение медицинских препаратов. Фактов нахождения Вокуева К.Г. под угрозой заражения в судебном заседании не установлено.
Также в материалы дела представлены Акты проверок филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11, в частности в Актами от 27.04.2016, 15-16.03.2017, 21.12.2017, 27-30.08.2019 отражено, что столовая спецконтингента располагает необходимым набором помещений, канализационная, водопроводная и вентиляционная системы в рабочем состоянии; баня обеспечена горячим и холодным водоснабжением, санитарное состояние удовлетворительное, в моечном отделении имеется 6 (9) душевых леек, Количество тазов для мытья составляет 45 шт., стены покрыты кафельной плиткой, освещение представлено светодиодными лампами, помывка проводится по графику утвержденному начальником ФКУ ИК-1 с перерывом не менее 30 мин для проведения уборки и дезинфекции; питание осужденных организовано в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205; столовая и кухонная посуда имеются в достаточном количестве.
В соответствии с п. 3.10. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» столовые приборы и столовая посуда вымыты и высушены. Медицинскими работниками филиала МЧ-1 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежедневно оценивается качество готовых блюд с занесением соответствующих отметок в бракеражный журнал. Меню - раскладка и журналы контроля за качеством приготовленной пищи, санитарный журнал, бракеражный журнал, ведутся согласно установленным формам.
Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018№ 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В статье 9 названного Закона закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными действий (бездействия) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по нарушению условий содержания, выразившиеся в недостаточности жилой площади в отряде № 5, необеспечения в необходимом количестве санитарных приборов – унитазов, умывальников в отрядах № 6, 5, необеспечение в полном объеме индивидуальными средствами гигиены.
Основания для признания действий ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК незаконными, в остальной части, с учетом заявленных в иске оснований, суд не усматривает.
Поскольку установленные по делу обстоятельства в силу пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 свидетельствуют о нарушении права административного истца на необходимое материально-бытовое обеспечение, на надлежащие санитарно-гигиенические условия, установленные действующим законодательством, и свидетельствуют о нарушении условий содержания административного истца в исправительном учреждении, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, наличия ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-1, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 20 000 руб., подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Административное исковое заявление Вокуева Константина Ивановича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Ком, ФКУ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Вокуева Константина Ивановича.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Вокуева Константина Ивановича компенсацию за нарушение условий содержания в размере 20 000 руб. с перечислением компенсации по следующим реквизитам: ...
В удовлетворении административного искового заявления Вокуева Константина Ивановича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Ком, ФКУ МСЧ-11 ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
В мотивированной форме решение принято 12 мая 2022
Судья Леконцев А.П.