Решение от 05.02.2024 по делу № 2-1189/2024 (2-8313/2023;) от 30.10.2023

УИД 65RS0001-01-2023-009691-15

Дело № 2-1189/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2024 года                                                          г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Головченко Е. Ю.,

при помощнике судьи Хоревой К. Д.

с участием помощника прокурора г. Южно-Сахалинска ФИО, представляющей интересы Охинского городского прокурора сахалинской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Охинского городского прокурора Сахалинской области в интересах ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Охинский городской прокурор в интересах ФИО обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ФИО техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> 1 штуки; чехлом для <данные изъяты> в количестве 2 штук; <данные изъяты>. Также просил взыскать в пользу ФИО компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что прокурором Охинского района проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, установлены нарушения требований действующего законодательства.

В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО по заявлению от 11.05.2023 года Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Справкой от 12.07.2019 года ФИО установлена инвалидность <данные изъяты> бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ФИО от 04 апреля 2023 года, ей предусмотрены технические средства реабилитации, в том числе, <данные изъяты> 1 штука в период с 04.04.2023 года по 01.05.2024 года, чехол для <данные изъяты> 2 штуки, <данные изъяты> 2 штуки.

Вместе с тем, в настоящее время ФИО техническими средствами реабилитации не обеспечена, в связи с чем, Охинский городской прокурор Сахалинской области обратился в суд и просил: возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить материального средства техническими средствами реабилитации - <данные изъяты> в количестве 1 штуки; чехлом для <данные изъяты> в количестве 2 штук; <данные изъяты>, а также, в связи с <данные изъяты>, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора города Южно-Сахалинска по доверенности от Охинского городского прокурора ФИО исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что истец ФИО обеспечена только экзопротезом молочной железы.

В судебное заседание материальный истец ФИО, представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования сахалинской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суд, с учетом мнения помощника прокурора ФИО, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца и представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

Заслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Статьей 10 данного закона установлено, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 11.1 установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно требованиям абз.2 статьи 11 этого же Закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пунктам 2, 3 которых обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:

а) предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу требований пункта 5 данных Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление).

Судом установлено, что ФИО является инвалидом <данные изъяты> бессрочно, что подтверждается справкой .

Индивидуальной программой реабилитации ФИО предусмотрены технические средства реабилитации: в том числе, <данные изъяты> 1 штука в период с 04.04.2023 года по 01.05.2024 года, чехол для <данные изъяты> 2 штуки, <данные изъяты> 2 штуки.

На основании заявления ФИО от 10.04.2023 года, поданного в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области (далее – Отделение) об обеспечении техническими средствами реабилитации, уведомлением от 12 апреля 2024 года Отделение сообщило о том, что ФИО поставлена на учет в Отделение на получение технических средств реабилитации: <данные изъяты>.

Согласно акту приема передачи товара ФИО 14 октября 2023 года получено техническое средство реабилитации – <данные изъяты>.

В судебном заседании также установлено, что в комплекте с <данные изъяты> идет чехол (<данные изъяты>), изготовленный из эластичного мягкого текстильного плотна пустотелыми заклепками типа «<данные изъяты>», что подтверждается Описанием объекта закупки, являющегося Приложением к Государственному контракту от 18.09.2023 года .

В связи с чем, требования в данной части удовлетворению не подлежат.

    Между тем до настоящего времени ФИО не обеспечена техническим средством реабилитации - <данные изъяты>, в связи с чем, иск в данной части подлежит удовлетворению.

    Довод представителя ответчика о том, что ФИО от получения данного средства реабилитации отказалась, так как на тот момент у нее еще не было экзопротеза, судом отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствует отказ ФИО от получения <данные изъяты>. Из пояснений процессуального истца в судебном заседании следует, что ФИО по-прежнему нуждается в данном средстве реабилитации и не обеспечена им.

Разрешая требования Охинского городского прокурора Сахалинской области о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом установленного судом нарушения прав истца, в виде нарушения установленных законом сроков по обеспечению техническим средством, не обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации согласно ИПРА в полном объеме, принимая во внимание необходимость создания для истца условий для комфортной жизнедеятельности, длительности непредоставления истцу средств реабилитации, суд приходит к выводу об удовлетворении требований и взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ () ░░░░░░░░░░ ░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>)    ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ () ░ ░░░░░░ ░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                              ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                              ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1189/2024 (2-8313/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Охинский городской прокурор
Костина Наталья Викторовна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Головченко Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.12.2023Предварительное судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее