Решение от 30.09.2021 по делу № 2-447/2021 от 02.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Железногорск-Илимский 30 сентября 2021 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Кайзер Н.В.,

при помощнике судьи Коноплевой Д.Г.,

с участием помощника прокурора Нижнеилимского района Раздобудько В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по исковому заявлению Братского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным бездействия, обязании провести ремонтные работы,

УСТАНОВИЛ:

Братский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным бездействия, обязании провести ремонтные работы.

В обоснование заявленных требований указал, что Братской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению заместителя начальника ВСЖД в Тайшетском регионе Ш. но факту ненадлежащего состояния и аварийности автодорожного путепровода, расположенного на ***.

В ходе проверки установлено, что указанный путепровод является бесхозяйным объектом недвижимого имущества, зарегистрированным в государственном реестре недвижимости как "сооружение дорожного транспорта" *** года строительства, протяженностью *** метров по адресу: *** ***, ***, кадастровый помер ***. Данное сооружение имеет наименование «автодорожный путепровод».

С момента государственной регистрации путепровода в качестве бесхозяйного имущества, т.е. с *** никто своих прав на него не заявил, иные собственники неизвестны.

По результатам проведенного *** представителем ИПИИ "Иркутскжелдорпроект" Т., заместителем начальника службы пути по инженерным сооружениям ВСЖД С. натурного осмотра путепровода установлено, что путепровод находится в аварийном состоянии и имеет неисправности: отсутствует перильное заполнение с левой стороны на длине *** м; отсутствуют дорожные знаки, расположенные перед путепроводом; отсутствуют металлические листы перекрытия по верху пролетных строений, вследствие чего происходит загрязнение подферменных площадок; не сняты деревянные щиты опалубки по низу, после смонтажа пролетных строений, находящихся вне зоны контактной сети на ПС-1,3; внутри пролетных строений имеются потеки выщелачивания; разрушение бетона по тротуарным плитам на протяжении всей длины путепровода; правый опорный ригель - трещина возле опорной площадки раскрытием до *** мм; разрушено укрепление конусов насыпи; высота колесоотбойного бруса не соответствует действующим нормам и правилам; отсутствуют ограждения над линией ДПР па ПС-2; у промежуточной опоры устроены временные поддерживающие металлические конструкции для частичного обезгруживания бетонных опор.

То есть, состояние путепровода не соответствует требованиям действующего законодательства, именно:

конструкция моста (опоры, пролетные строения) в части расчетных нагрузок не соответствуют требованиями п.6.11, 6.12 СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП ***-84* ";

конструкция проезжей части не соответствует требованиям п.5.64, 5.65, 5.66 СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП ***-84*", ГОСТ Г* 52289 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52607 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования";

тротуары и перильное ограждение па мосту не соответствуют требованиям п.5.62 СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП ***-84*";

конструкция деформационных швов не соответствует требованиям п.5.69 СП 35.33330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП ***-84*".

Таким образом, отсутствие собственника путепровода, не проведение его технического обслуживания, и, как следствие, нахождение его в аварийном состоянии, создает угрозу обеспечению безопасности движения проходящих под путепроводом поездов, а также жизни и здоровью пассажиров.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» от *** № 17-ФЗ безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, по в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания. сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от *** N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и. включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и. дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильная дорога местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам (пункт 9 статьи 5).

В силу частей 7, 10 указанного закона автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.

К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автодорожный путепровод с кадастровым номером *** построен в *** году, находится на территории муниципального образования «***» и обеспечивает проезд через железную дорогу к лесному массиву, расположенному в границах района, следовательно, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального района.

По информации Министерства лесного комплекса *** от *** *** данный путепровод используется в целях осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов ввиду отсутствия иного пути доступа к территории лесного фонда. Кроме министерства данный путепровод используется АУ «***» для выполнения государственного задания и пятью арендаторами лесных участков для транспортировки древесины.

По информации ответчика от *** *** оформление права собственности МО «***» нецелесообразно ввиду отсутствия объектов социально-культурного назначения, обеспечение деятельности которых входит в компетенцию администрации Нижнеилимского муниципального района в границах путепроводов. Таким образом, вышеуказанный путепровод не отвечает вопросам местного значения, не обеспечивает социальные и культурно-бытовые интересы населения. В связи с этим не могут быть приняты па учет органами местного самоуправления. Содержание путепровода противоречит действующему законодательству и повлечет нецелевое использование денежных средств.

Учитывая, что вышеуказанный объект недвижимости не включен в реестр муниципальной собственности МО «***» полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности не осуществлялись, муниципальный контракт за сохранностью объекта недвижимости не заключался.

По информации ответчика данный путепровод используется для охраны лесов от пожаров.

В силу п.1 ст.2 Федерального закона от *** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

По смыслу п.п. 5. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от *** N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5),

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.7).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно Уставу МО «***» к вопросам местного значения муниципального образования также относятся вопросы:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения (Решение Думы от *** ***) и обеспечение безопасности
дорожного движения на них (Решение Думы от 27.12.2011г. ***), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (Решение Думы *** от ***) (п.5 Устава),

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (п.8 Устава).

Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от *** N 68-ФЗ определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лип без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организую']' их проведение; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; вводя!' режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Так, во исполнение указанной нормы закона администрацией МО "***" *** вынесено постановление *** " О введении на территории Нижнеилимского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» в лесах», в соответствии с п. 8 которого главам муниципальных образований *** рекомендовано обеспечить незамедлительное реагирование в установленном порядке по выявленным очагам загораний па территории населенных пунктов и прилегающих территориях Руководителям организаций - арендаторам лесного фонда рекомендовано обеспечить направление необходимых сил и средств на тушение лесных пожаров в соответствии с требованиями Нижнеилимского лесничества.

Из указанного следует, что для выполнения рекомендаций администрации района спорный путепровод необходим для решения вопросов местного значения, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также охраной окружающей среды.

Таким образом, находящееся на территории *** и соединяющее автодорогу и лесной массив спорное сооружение используется Министерством лесного комплекса *** в целях, связанных с осуществлением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов ввиду иного пути доступа к территории лесного массива, в том числе, как министерством, так и арендаторами для предотвращения чрезвычайных ситуации, связанных с тушением лесных пожаров.

Следовательно, используемое для охраны и защиты лесов от пожаров сооружение предназначено для решения вопросов местного значения муниципального района, и в силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 131-ФЗ должно находиться в собственности данного муниципального образования для решения вопросов о дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

По смыслу статьи 1079 ПК РФ, п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от *** N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» под источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Нахождение путепровода в состоянии, угрожающем безопасности движения поездов, нарушает законное право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества.

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности (ст.2) вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита. Конституция РФ (ст.ст.45,46) гарантирует государственную и судебную защиту прав и свобод каждому гражданину в РФ.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, которые не ограничены данной нормой и к которым может быть отнесено присуждения к исполнению обязанности в натуре.

С учетом принятых судом уточнений, просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «***» по не решению вопросов местного значения о дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; возложить на Администрацию муниципального образования «***» обязанность провести ремонтные работы на объекте недвижимого имущества "сооружение дорожного транспорта" по адресу: ***, Рудногорское муниципальное образование, ***, ***, кадастровый ***, а именно: установить перед путепроводом дорожный знак 3.11 «Ограничение массы» Правил дорожного движения РФ; конструкцию моста (опоры, пролетные строения) в части расчетных нагрузок привести в соответствие с требованиями п.6.11, 6.12 СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП ***-84*; конструкцию проезжей части привести в соответствии с требованиями п.5.64, 5.65, 5.66 СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СПиП ***-84*", ГОСТ Р 52289 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52607 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования"; тротуары и перильное ограждение привести в соответствии с требованиями п.5.62 СП 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция СИи1***-84*"; конструкцию деформационных швов привести в соответствие с требованиями п.5.69 СП. 35.13330.2011 "Мосты и трубы. Актуализированная редакция С11иП ***-84*", установить ответчику срок для исполнения требований 3 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Раздобудько В.О. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, с учетом их уточнения.

Представитель ответчика Администрации МО «***» М., действующая на основании доверенности *** от ***, в судебном заседании не присутствовала, представив письменный отзыв, в котором, выразив несогласие с заявленными требованиями, просила в удовлетворении иска отказать.

Представители третьих лиц - ОАО РЖД, ООО «Гарант лес» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

Третьи лица - Министерство лесного комплекса *** и АУ «***», *** о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суд не уведомили.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от *** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со ст.15 Федерального закона от *** N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе:

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Федерального закона от *** N 131-ФЗ).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) входит в структуру органов местного самоуправления и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст.34, ст.36 Федерального закона от *** N 131-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что решением Нижнеилимского районного суда *** от *** удовлетворены исковые требования прокурора *** в защиту прав неопределенного круга лиц, на Администрацию муниципального образования «***» возложена обязанность обратиться с заявлением в уполномоченный орган государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого объекта - путепровода, расположенного на *** км. перегона Игирма - Рудногорск Восточно-Сибирской железной дороги в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п.3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из Выписки из ЕГРН по состоянию на *** объект недвижимого имущества: сооружение дорожного транспорта – автодорожный путепровод, протяженностью *** метров, расположенный по адресу: ***, Рудногорское муниципальное образование, ***, ***, кадастровый ***, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ***, сведения о правообладателях отсутствуют.

Кроме того, из названной Выписки установлено, что данный объект недвижимого имущества расположен в пределах иных объектов недвижимости с кадастровыми номерами: *** и ***

Исходя из содержания представленного в материалы дела заключения начальника отдела искусственных сооружений Иркутского проектно-исследовательского института «Иркутскжелдорпроект» Ю. от *** следует, что по результатам натурного осмотра автомобильных путепроводов установлено, что путепровод, расположенный на *** км участка ***, находится в аварийном состоянии и имеет неисправности.

Согласно положениям п.1 ст. 3 Федерального закона от *** N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона от *** N 257-ФЗ путепровод отнесен к искусственным дорожным сооружениям, то есть сооружениям, предназначенным для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, по смыслу вышеназванных норм путепровод является частью автомобильной дороги, на которой возведен.

В судебном заседании установлено, что автодорожный путепровод с кадастровым номером *** находится на территории муниципального образования «***», обеспечивая проезд через железную дорогу к лесному массиву.

Таким образом, по мнению истца, указанный путепровод является автомобильной дорогой общего пользования местного значения муниципального района, необходимой для решения вопросов местного значения муниципального района в области дорожной деятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем именно на исполнительно-распорядительный орган муниципального района должна быть возложена обязанность по надлежащему его содержанию и проведению ремонтных работ.

Вместе с тем, суд с данными доводами истца не может согласиться и отклоняет их по следующим основаниям.

В силу пунктов 7 и 8 статьи 3 Федерального закона от *** N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; пользователями - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от *** N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (ч.1 ст.6 Федерального закона от *** N 257-ФЗ).

Согласно частям 10 и 11 названной статьи к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Пунктом 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от *** N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом, дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ч.3 Федерального закона от *** N 257-ФЗ).

Так, из представленного в материалах дела технического плана на объект недвижимого имущества: сооружение дорожного транспорта – автодорожный путепровод, протяженностью 56 метров, расположенный по адресу: ***, Рудногорское муниципальное образование, ***, *** установлено, что объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, входящем в состав единого землепользования с номером ***, с разрешенным использованием «Для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта» и на земельном участке с кадастровым номером *** с разрешенным использованием «Под автомобильные дороги общего пользования», при этом указано, что адрес сооружения не совпадает с адресами земельных участков, в пределах которых он расположен.

Кроме того, кадастровым инженером в своем заключении отражено, что спорный путепровод также пересекает объект недвижимости с кадастровым номером *** – Областная автомобильная дорога общего пользования «***».

Также судом установлено, что автодорога с местоположением, в том числе, ***, Рудногорское муниципальное образование, ***, *** не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Нижнеилимского муниципального района, утв. Постановлением Администрации Нижнеилимского муниципального района *** от ***.

Не числится автодорога, как и расположенный на ней путепровод, и в реестре муниципального имущества муниципального образования «***» и для решения вопросов местного значения муниципального района Администрацией Нижнеилимского муниципального района не используется, что следует из представленных ответчиком в материалы дела сведений, не оспоренных истцом.

В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Между тем, доказательств отнесения автодороги, на которой расположен спорный путепровод, к муниципальной собственности МО «***», использования ее для решения вопросов местного значения, и как следствие тому, обязанности ответчика по ее содержанию, в частности, проведению ремонта расположенного на ней автомобильного путепровода, суду не представлено.

А потому суд не усматривает и незаконного бездействия со стороны Администрации по не решению вопросов местного значения о дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Более того, из письма Министерства лесного комплекса *** от *** *** следует, что данный путепровод используется в целях осуществления мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов ввиду отсутствия иного пути доступа к территории лесного фонда.

Также, в соответствии с информацией, представленной ТУ Министерства лесного комплекса *** по Нижнеилимскому лесничеству, установлено, что спорный путепровод используется для проезда на тушение лесных пожаров, для осуществления федерального государственного надзора и федерального государственного пожарного надзора охраны лесов, выполнения государственного задания, заготовки, вывозке древесины, выполнения лесовосстановительных мероприятий, а кроме того ведет в лесные участки, предоставленные по договорам аренды *** а также в незакрепленные кварталы.

В соответствии с ч.1 ст.13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог.

Приказом Минстроя России от *** N *** утвержден и введен в действие Свод правил по эксплуатации и капитальному ремонту лесных дорог необщего пользования и предназначенных для движения определенных категорий транспортных средств "*** Свод правил. Дороги лесные. Правила эксплуатации".

Указанными Правилами определено понятие лесной дороги как объекта лесной инфраструктуры, создаваемого в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В силу п.п. 3.2, 3.3 Правил лесной дорогой лесовозной является лесная дорога, предназначенная для вывозки древесины, а лесной дорогой лесохозяйственной – лесная дорога, предназначенная для охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Распоряжением Правительства РФ от *** N 1283-р «Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» лесная дорога отнесена к объектам лесной инфраструктуры для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В свете изложенного, в судебном заседании достоверно установлено, что автодорога с возведенным на ней путепроводом протяженностью 56 метров, расположенным по адресу: ***, Рудногорское муниципальное образование, ***, *** используется для вывозки древесины, а также для охраны, защиты и воспроизводства лесов, тем самым является лесной дорогой в силу вышеуказанных норм права.

При этом, других целей использования автодороги с путепроводом истцом в материалы не представлено, судом в ходе рассмотрения дела не установлено.

Объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов (пункт 2 статьи 13 Лесного кодекса РФ).

Приказом Минприроды России от *** N 565 утвержден Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, который в силу положений п.1 является обязательным для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также для лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов (далее - заинтересованные лица).

В соответствии с п.15 Порядка эксплуатация и содержание (в том числе обслуживание и ремонт) объектов лесной инфраструктуры осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лесохозяйственными регламентами лесничеств, проектами освоения лесов.

Заинтересованные лица содержат объекты лесной инфраструктуры и обеспечивают их состояние, пригодное для эксплуатации по назначению в течение запроектированного срока службы объекта, по истечении которого обеспечивается снос объектов лесной инфраструктуры и рекультивация земель, на которых размещались такие объекты.

Пунктом 16 вышеназванного Порядка установлено, что в процессе эксплуатации проводится мониторинг состояния лесных и лесовозных дорог.

Периодичность осмотров устанавливается организацией, содержащей лесную или лесохозяйственную дорогу. Рекомендуемое время периодичности осмотров лесной и лесохозяйственной дороги: не реже одного раза в месяц.

Мероприятия по содержанию и ремонту лесных и лесохозяйственных дорог включают следующие виды работ: содержание земляного полотна и водоотвода, содержание дорожных одежд, содержание искусственных сооружений, устранение различных видов деформаций и разрушений земляного полотна.

Выявленные по результатам мониторинга деформации и разрушения лесной и лесохозяйственной дороги подлежат устранению.

В тоже время допустимых и достоверных доказательств тому, что ответчик является лицом, осуществляющим использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в силу чего является ответственным за содержание указанной лесной дороги, в материалах дела не имеется, истцом не представлено.

Более того, не представлено истцом и доказательств, свидетельствующих о необходимости и целесообразности проведения ремонта автодорожного путепровода, расположенного на 93 км ПК 3 участка железной дороги Хребтовая-Устъ-Илимск, а не его демонтажа, не проведен сравнительный анализ интенсивности использования указанной лесной дороги именно с целью защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем бремя содержания данной автомобильной дороги и спорного путепровода должна нести Администрация Нижнеилимского муниципального района.

При установленных по делу обстоятельствах, с учетом того, что истцом в ходе рассмотрения дела в нарушение требований ст.56 ГПК РФ доказательств принадлежности ответчику автодороги с автомобильным путепроводом, расположенным по адресу: ***, Рудногорское муниципальное образование, ***, ***, не представлено, как и не представлено доказательств использования указанной автодороги для решения вопросов местного значения муниципального района, по мнению суда, оснований для удовлетворения исковых требований Братского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «***» о признании незаконным бездействия, обязании провести ремонтные работы не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «***» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ***.

                    

░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░

2-447/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Братский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация МО Нижнеилимский район
Другие
ООО "Грант-Лес"
ООО "Байкальская лесная компания"
ООО "Игирма Лес"
АУ "Лесхоз Иркутской области"
Министерство лесного комплекса Иркутской области
ООО "ЛесПромСевис"
ОАО РЖД
Суд
Нижнеилимский районный суд Иркутской области
Судья
Кайзер Н.В.
Дело на сайте суда
nizhneilimsky.irk.sudrf.ru
02.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2021Передача материалов судье
09.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Подготовка дела (собеседование)
27.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
06.08.2021Судебное заседание
30.09.2021Судебное заседание
30.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее