Решение по делу № 2-612/2021 от 30.08.2021

УИД 38RS0027-01-2021-000816-06

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2021 г. р.п. Чунский

Чунский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Седых М.А.,

при секретаре судебного заседания Лейшовник Н.А.,

с участием истца – Высоцкого С.Н., представителя ответчика МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» - Алешина Ю.Л., представителя третьего лица ОГКУ «Управления социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» - Батуевой Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-612/2021 по исковому заявлению Высоцкого С.Н. к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу; об обязании включить в перечень домов, подлежащих сносу; о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области,

установил:

В обоснование исковых требований Высоцкий С.Н. указал, что на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между продавцом АО «Октябрьская ЛПБ» в лице Колтышева В.Г. и покупателем Высоцкой Е.И., продавец передал в собственность покупателя квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью к.м., расположенную по адресу: <адрес>, безвозмездно с учетом количества членов семьи два человека. На момент заключения указанного договора Высоцкий С.Н. являлся членом семьи (родным сыном) Высоцкой Е.И. и проживал в данном жилом помещении с рождения, что подтверждается справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что Высоцкий С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ Высоцкая Е.И. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ. Похороны матери организовал её сын – Высоцкий С.Н., который фактически принял в наследство, поскольку вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества в виде мебели, личных вещей, предметов обихода и жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес>, в котором он проживал в течение 56 лет. В ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ в Чунском районе Иркутской области произошло наводнение, вследствие которого, жилое помещение по адресу: <адрес>, было затоплено, вода стояла на уровне пола в течение двух недель, в результате быстрого подъема уровня воды и длительного нахождения в доме, квартира сильно пострадала и пришла в негодность. Межведомственная комиссия МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» сразу после наводнения отказалась обследовать жилую квартиру, ввиду отсутствия у Высоцкого С.Н. правоустанавливающих документов, поскольку после смерти матери, Высоцкий С.Н. своевременно не оформил наследство. Однако вследствие затопления приусадебного участка, который принадлежал на праве собственности его умершей матери Высоцкой Е.И., Высоцкому С.Н. выплатили компенсацию по потере урожая в размере рублей. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан подлежащим капитальному ремонту, данное заключение было вручено Высоцкому С.Н. только ДД.ММ.ГГГГ Высоцкий С.Н. обратился с заявлением к прокурору Чунского района Иркутской области ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил обязать администрацию Октябрьского муниципального образования выдать ему заключение о состоянии его квартиры либо провести повторное обследование его квартиры, которую считал аварийной и подлежащей сносу, поскольку его соседи уже получили сертификат на приобретение другого жилья. Решением Чунского районного суда Иркутской области районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт владения и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м., на праве собственности в порядке наследования по закону после смерти Высоцкой Е.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ, Высоцким С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области. Высоцкий С.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился с жалобой к уполномоченному по правам человека в Иркутской области, где указал, что <адрес> образуют единый объект недвижимости, при этом квартира признана аварийной и подлежащей сносу и его проживание в разрушающейся квартире данного дома является невозможным. Высоцкий С.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», где просил сообщить ему, проводится ли осмотр его жилой квартиры, в случае проведения обследования, выдать акт осмотра, заключение межведомственной комиссии и распоряжение администрации Октябрьского муниципального образования. Как следует из ответа прокурора Чунского района Иркутской области ж-2019 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Высоцкого С.Н., для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, была привлечена ФАУ «РосКапСтрой», которое признало жилое помещение заявителя подлежащим капитальному ремонту. Как следует из ответа прокурора Чунского района Иркутской области ж-19 от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Высоцкого С.Н., на территории <адрес> расположено 18 двухквартирных жилых домов, в которых одно из двух жилых помещений признано аварийным и подлежащим сносу вследствие паводка, однако соседние квартиры не признавались непригодными для проживания, вследствие затопления, произошедшего в июне 2019 года, в связи с чем, проживающие в них граждане не получили меры социальной поддержки на приобретение жилья взамен утраченного, в числе таких жилых помещений – жилое помещение по адресу: <адрес>. В результате обследования несущих и ограждающих конструкций, проведенного организацией ООО «Драфт», жилые помещения оценены как аварийные, непригодные для проживания после воздействия паводка, в том числе жилое помещение по адресу: <адрес>. Как указывает истец, признание жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания и подлежащим сносу, необходимо Высоцкому С.Н., который является инвалидом 3 группы, для получения социальной выплаты в виде сертификата на приобретение или строительство жилого помещения, гражданами, жилые помещение которых, утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в соответствии с п. 6 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июня 2019 г. № 556-ПП.

На основании изложенного, истец просит суд:

- признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, непригодным для проживания и подлежащим сносу;

- признать за Высоцким С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 года на территории Иркутской области в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;

- обязать МКУ «Администрацию Октябрьского муниципального образования» включить жилое помещение по адресу: <адрес>, в перечень жилых домов, подлежащих сносу, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Иркутской области;

- обратить настоящее решение в соответствии со ст. ст. 204, 212 ГПК РФ к немедленному исполнению.

В судебном заседании истец Высоцкий С.Н. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в вышеназванной редакции.

В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы этих требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В абзаце втором п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Таких случаев при рассмотрении настоящего спора не установлено.

Процессуальный закон не предоставляет суду полномочий по изменению по своему усмотрению основания и предмета иска с целью использования более эффективного способа защиты, а также выбора иного способа защиты.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» по доверенности Алешин Ю.Л. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, истцом была получена единовременная финансовая помощь в размере рублей, предусмотренная к выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. В августе 2019 года было проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, по заключению которого, выявлены основания для признания многоквартирного дома по указанному адресу подлежащим капитальному ремонту. Здание имеет физический износ, здание пришло в негодность не вследствие паводка, прошедшего в июне 2019 года. Данное заключение истцом обжаловано не было.

Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» по доверенности Батуева Д.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, при этом пояснив, что истец Высоцкий С.Н. в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не обращался, его права и законные интересы учреждением не нарушались. Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания относится исключительно к компетенции межведомственной комиссии. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан подлежащим капитальному ремонту. Указанное заключение не обжаловалось.

Представитель ответчика - Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по доверенности Татуев Е.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие; в возражениях, поданных на исковое заявление указал, что оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. В целях защиты своих законных прав и интересов истец вправе оспорить бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания, обратившись в суд. В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту. Указанное заключение никем в установленные сроки не было обжаловано, является действующим и законным, влечет за собой соответствующие правовые последствия. Признание за гражданами права на социальную выплату в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, предоставление социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения реализуется не в судебном порядке, а в соответствии с Положением, установленным постановлением Правительства Иркутской области № 556-пп от 17 июля 2019 г. Предоставление социальной выплаты носит заявительный характер. Истец в порядке, предусмотренном положением, с заявлением о выдаче свидетельства в учреждение, подведомственное министерству в соответствии с Положением, не обращался, в связи с чем, права и законные интересы истца нарушены не были. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика – ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области» Макова Н.А. просила рассмотреть дело в её отсутствие; в возражениях на иск указала, что ДД.ММ.ГГГГ Высоцким С.Н. в УСЗН по Чунскому району получена единовременная финансовая помощь в размере рублей наличными денежными средствами, предусмотренная к выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Кроме того, согласно Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Высоцкому С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как инвалиду 3 группы, оформлена мера социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по оплате приобретенного топлива. Социальная выплата на основании Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки отдельных категорий граждан в Иркутской области в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» Высоцкому С.Н. не предусмотрена и не оформлялась. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица – ОГКУ «Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» по доверенности Порошина А.Д. просила рассмотреть дело в ее отсутствие; в возражениях, поданных на исковое заявление указала, что ОГКУ «Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» не наделено полномочиями по предоставлению социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.

Представитель, привлеченный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области по доверенности Хансивирова Е.Н. просила рассмотреть дело в ее отсутствие; в возражениях на исковое заявление указала, что оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого посещения непригодным для проживания, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано подлежащим капитальному ремонту. Сведения об обжаловании данного заключения отсутствуют. Следовательно, поскольку заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловано, то решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Высоцкий С.Н. в учреждение с заявлением о выдаче свидетельства в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным постановлением № 556-пп, не обращался, какое-либо решение в отношении него учреждением не принималось, следовательно, его права министерством социального развития не были нарушены, в удовлетворении исковых требования просила отказать.

Представитель, привлеченный к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, третьего лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явился; о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом; возражений по существу заявленных требований не направил.

В соответствии со ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 1). Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные ГПК РФ, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (часть 2).

Учитывая требования ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив с учетом ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18).

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:

1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);

2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

В силу п. 3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения.

Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).

Из п. 16 Положения усматривается, что Учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения необходимых документов, в том числе сведений о признании жилого помещения утраченным.

В соответствии с ч. 4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Указанное соответствует позиции, изложенной в разделе 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г.

Как усматривается из заключения ФАУ «Роскапстрой» /Октябрьский-07/20, общее техническое состояние жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается, как ограниченно - работоспособное (категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости)). Ограниченно-работоспособное техническое состояние является следствием физического износа в результате воздействия природно- климатических факторов и жизнедеятельности человека в период всей эксплуатации здания. Здание имеет физический износ. Затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций здания. Здание морально устарело и не соответствует СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные»; по конструктивным требованиям не соответствует СП -14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах», так как было построено до момента внесения Иркутской области в зону сейсмической опасности. Эксплуатация жилого дома возможна постоянном мониторинге технического состояния и выполнении рекомендаций, приведенных в главе 5 настоящего заключения. Вместе с тем, согласно главе 5 Заключения, на основании приведенного выше заключения, с целью обеспечения дальнейшей безопасной эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, рекомендовано: начать мониторинг состояния здания в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», а именно: еженедельно проверять прогресс осадки здания; расставить маяки по трещинам; занести в журнал по эксплуатации здания информацию по установленным маякам. Ввиду физического износа, мероприятия по приведению жилого дома к требованиям СП 54.13330.2016 «Дома жилые многоквартирные» и раздела 6, СП 14.13330.2014 «Строительство в сейсмических районах» экономически нецелесообразны, так как потребуют усиление, либо полную замену несущих конструкций.

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, полученным Высоцким С.Н. ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом истца признан подлежащим капитальному ремонту.

В представленном техническом отчете ООО «Драфт» -ОБ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что общее техническое состояние строительных конструкций многоквартирного жилого дома согласно ГОСТ 31937-2011 оценивается как аварийное. Для восстановления конструкций, находящихся в ограниченно-работоспособном и аварийном техническом состоянии после воздействия паводка, для обеспечения безопасности здания в целом, необходимо выполнить существенный комплекс работ, сравнимый с возведением нового здания, также следует обратить внимание на большой физический и моральный износ здания. Согласно ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилое помещение (квартира ) является не пригодным для дальнейшего проживания так как существует угроза здоровью граждан от микологических образований, образованным в результате замачивания, также вызывает сомнение критерий допустимого уровня несущей способности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания.

Согласно заключению межведомственной комиссии Октябрьского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания. Вместе с тем, как следует из особого мнения к заключению члена межведомственной комиссии Слабухо М.А., в ходе рассмотрения заявления о признании дома непригодным для проживания не было установлено достоверно, что именно паводок, зарегистрированный в летний период 2019 года, привёл дом в аварийное состояние.

Между тем, из вышеизложенных нормативных положений следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу. Процедура принятия такого решения включает в себя подготовку межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке. Указанное, однако, не означает наличие у суда возможности, дачи самостоятельной оценки состояния объекта недвижимости, замещающей решение межведомственной комиссии, являющейся единственным субъектом, уполномоченным законом на принятие соответствующих решений.

Вместе с тем, истец не оспаривает при рассмотрении настоящего дела заключение межведомственной комиссии.

В соответствии с положениями статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, факт повреждения в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, принадлежащего истцу, может быть подтвержден только заключением межведомственной комиссии органа местного самоуправления – администрации Октябрьского муниципального образования.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 68-ФЗ, границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти, местного самоуправления и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 12, 118 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, в удовлетворении исковых требований Высоцкого С.Н. о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Иркутской области, непригодным для проживания; обязании МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» включить указанное жилое помещение в перечень жилых помещений, которые утрачены в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 года на территории Иркутской области и подлежат сносу, суд считает необходимым отказать.

Порядок предоставление выплаты имеет заявительный характер, и в соответствии с п. 11 Положения № 556-пп в целях выдачи свидетельства гражданин обращается с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.

Вместе с тем, Высоцкий С.Н. в порядке, предусмотренном Положением № 556-пп с заявлением о выдаче свидетельства в ОГКУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Чунскому району» не обращался, право истца в данной части не нарушено.

Таким образом, не подлежат удовлетворению требования о признании за Высоцким С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Высоцкого С.Н. к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования», ОГКУ «Центр социальных выплат Иркутской области», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании непригодным для проживания и подлежащим сносу жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области; об обязании МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» включить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в перечень жилых домов, подлежащих сносу; о признании за Высоцким С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Седых

В окончательной форме решение изготовлено 6 декабря 2021 г.

2-612/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Высоцкий Сергей Николаевич
Ответчики
ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области"
Министерство социального развития опеки и попечительства
МКУ "Администрация Октябрьского муниципального образования"
Другие
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Чунскому району"
ОГКУ "Центр по ГО, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
Шевченко Анатолий Павлович
Министерство строительства, дорожно-коммунального хозяйства Иркутской области
Министерство строительства и ЖКХ РФ
Суд
Чунский районный суд Иркутской области
Судья
Седых Маргарита Александровна
Дело на сайте суда
chunsky.irk.sudrf.ru
30.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2021Передача материалов судье
31.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Подготовка дела (собеседование)
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее