Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 12 августа 2021 года.
Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.М., с участием заместителя ФИО2 РД ФИО5, представителя администрации МР «Цумадинский ФИО4» ФИО9, представителя «Сильдинская СОШ» ФИО2 ФИО10, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 Республики Дагестан ФИО7, в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Сильдинская СОШ» ФИО2 и администрации МР «Цумадинский ФИО4», о признании незаконными бездействий и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Сильдинская СОШ» ФИО2 о признании бездействия ФИО12 «Сильдинская СОШ» и администрации МР «Цумадинский ФИО4» по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической защищенности школы, об обязании оборудовать территорию ФИО12 «Сильдинская СОШ» искусственным освещением по всему периметру, ограждением по всему периметру, системой охранной сигнализации и кнопкой тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2, по архивированию и хранению с наружных камер видеонаблюдения, стационарной рамкой металлоискателя и ручным (переносным) металлоискателем и к администрации МР «Цумадинский ФИО4» РД об обязании выделить денежные средства для этого.
В обоснование требований в заявлении указано, что Прокуратурой ФИО4 во исполнения поручения прокуратуры РД и во исполнения приказа Генерального ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму» произведена проверка на надзорной территории
В ходе организации проверки и согласно представленным в прокуратуру ФИО4 МКУ «Управление Образования» МР «ФИО2» на запрос сведениям установлено, что ФИО12 «Сильдинская СОШ» не соответствует требованиям антитеррористической деятельности, а именно:
периметральное ограждение не полностью соответствует требованиям антитеррористической безопасности;
наружное искусственное освещение объекта осуществляется не в полном объеме;
системой охранной сигнализации не оборудован, отсутствует кнопка тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2;
не оборудован стационарными рамками металлоискателя;
не имеются ручные (переносные) металлоискатели;
не осуществляется архивирование и хранение данных с наружных камер;
Просит суд признать бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сильдинская СОШ» и администрации МР «Цумадинский ФИО4» по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической защищенности школы, обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сильдинская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию ФИО12 «Сильдинская СОШ» искусственным освещением
по всему периметру, ограждением по всему периметру, системой охранной сигнализации и кнопкой тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2, по архивированию и хранению с наружных камер видеонаблюдения, стационарной рамкой металлоискателя и ручным (переносным) металлоискателем и к администрации МР «Цумадинский ФИО4» РД об обязании выделить денежные средства для этого.
В судебном заседании ФИО2 ФИО8, исковые требования поддержал и просил их в полном объеме удовлетворить, уточнив срок устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации МР «Цумадинский ФИО4» ФИО9, требования ФИО2 признал частично пояснив, что требования в части выделения денег считает необоснованные, поскольку решением 6-й сессии Собрания депутатов МР «Цумадинский ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ, средства на указанные выше цели администрацией выделены и работа для устранения указанных ФИО2 недостатков проводится, в остальной части требование ФИО2 признает.
Представитель «Сильдинская СОШ» ФИО2 ФИО10, требования ФИО2 признал и пояснил о том, что деньги для устранения выявленных прокурорской проверкой недостатков выделены и в ближайшее время недостатки будут устранены.
Выслушав сторон, изучив материалы дела и обсудив заявленные исковые требования, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Подпунктом "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона).
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах
транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с п. 23 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" (далее - требования к антитеррористической защищенности), все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Исходя из п. п. 31, 32 указанных требований система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Такая система должна быть автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Закон №-Ф3) - правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 2 Закона №-Ф3 - противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон №- ФЗ), государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» - охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и т.д.
В силу ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, и в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» №.ДД.ММ.ГГГГ-02, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 метра, вдоль него - зелеными насаждениями. Территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена, а в соответствии с п. 3.9 вышеуказанного постановления образовательным учреждениям установлена обязанность иметь наружное искусственное освещение на территории образовательного учреждения. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.
Ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» обязывает юридические лица: выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Указанные обязанности направлены на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела,
что при проведении проверки в здании ФИО12 «Сильдинская СОШ» отсутствует система охранной сигнализации и кнопка тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем, а также на предмет соответствия образовательного учреждения требованиям инженерно-технической укрепленности и обеспечения антитеррористической безопасности выявлены нарушения требований ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму», ст. ст. 3, ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и положений приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", по периметру территории ФИО12 «Сильдинская СОШ» ФИО2 РД, расположенного по адресу: РД Цумадинский ФИО4 <адрес>, не имеется ограждение, а также отсутствует наружное освещение.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие ограждения и освещения по периметру, архивирования и хранения с наружных камер видеонаблюдения, охранной сигнализации, кнопки тревожного сигнала, стационарного и ручного металлоискателя нарушает права учащихся школы не позволяет учреждению в полной мере выполнять обязанность по охране жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников, предусмотренную ч. 1 ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании».
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Так, приказом N 2013 от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего, установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ ДД.ММ.ГГГГ разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля).
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Указанные выше положения федерального законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности содержат императивные предписания, а, следовательно, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Кроме того, п.п. 1, 5, 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» к принципам противодействия терроризму относят:
1/ обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2/ системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
3/ приоритет мер предупреждения терроризма.
Приведенные выше факты нарушения ФИО12 «Сильдинская СОШ» ФИО2 РД санитарных норм и правил влекут нарушение прав несовершеннолетних граждан на охрану жизни и здоровья, гарантированных ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, нарушают принципы противодействия терроризму, чем
снижают уровень антитеррористической защищенности
Главным распорядителем денежных средств при этом является администрация МР «Цумадинский ФИО4» РД, наделенная правом распределять средства бюджета ФИО4 по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов местного бюджета.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального ФИО4 относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального ФИО4.
Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального ФИО4 относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального ФИО4.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012г. №, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных ФИО4 и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных ФИО4 обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст. 17 ФЗ от 06.10.2003г. №-Ф3).
На основании Устава ФИО12 «Сильдинская СОШ» ФИО2 РД в целях обеспечения уставной деятельности Учредитель закрепляет за школой объекты права собственности (здание, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество, потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие Учредителю на праве собственности. Школа владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ней имуществом, несет ответственность за сохранность и эффективность использования в соответствии с назначением этого имущества
Учитывая изложенное, заявленные требования ФИО2 являются обоснованными, в связи с чем заявленные требования в соответствии с поданным иском, подлежат удовлетворению.
Доводу представителя администрации о том, что деньги для устранения недостатков выявленных в ходе прокурорской проверки выделены и перечислены в ФИО12 «Сильдинская СОШ» суд считает не состоятельным, поскольку доказательства о перечислении денег в ФИО12 суду не представил.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сильдинская СОШ» и администрации МР «Цумадинский ФИО4» по непринятию мер к устранению нарушений требований антитеррористической
защищенности школы незаконным.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сильдинская СОШ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ, оборудовать территорию ФИО12 «Сильдинская СОШ» ограждением и искусственным освещением по всему периметру, системой охранной сигнализацией и кнопкой тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2, по архивированию и хранению с наружных камер видеонаблюдения, стационарной рамкой металлоискателя и ручным (переносным) металлоискателем.
Обязать администрацию МР «Цумадинский ФИО4» РД обеспечить финансирование работ по оборудованию территории ФИО12 «Сильдинская СОШ» ограждением и искусственным освещением по всему периметру, системой охранной сигнализации, кнопкой тревожного сигнала с выводом в ОМВД России по ФИО2, по архивированию и хранению с наружных камер видеонаблюдения, стационарной рамкой металлоискателя и ручным (переносным) металлоискателем.
Мотивированное решения составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Ботлихский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.М. Ибрагимов.