Решение по делу № 2-1002/2019 от 03.10.2019

Дело №2-1002/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2019 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Федорчук Е.В.

При секретаре Карабаза Р.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Р.И. к АО «Приборный завод «Тензор», ГУ-УПФР №36 по г. Москве и Московской области о признании недействительными результатов аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда, о включении в специальный стаж периодов работы, о признании права на досрочное назначение пенсии,

Установил:

Истец Б.Р.И. обратилась в суд с иском к АО «Приборный завод «Тензор», ГУ-УПФР №36 по г. Москве и Московской области, в котором с учетом уточнений просит суд признать недействительными результаты аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда кладовщика-гаража, кладовщика-диспетчера гаража АО «Приборный завод «Тензор», и установить факт работы истца во вредных условиях труда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> АО «Приборный завод «Тензор»; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда на основании ст. 30 п. 1 пп.2 ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ГУ-УПФР №36 по г. Москве и Московской области засчитать в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии, в связи с работой во вредных условиях труда период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (23 года 08 месяцев 10 дней) в качестве кладовщика-гаража, кладовщика-диспетчера гаража АО «Приборный завод «Тензор»; обязать ГУ-УПФР №36 по г. Москве и Московской области назначить досрочно страховую пенсию по старости, в связи с работой во вредных условиях труда с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что решением ГУ-УПФР №36 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с работами, предусмотренными Списком , поскольку в специальный стаж истца не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (23 года 08 месяцев 10 дней) в качестве <данные изъяты> АО «Приборный завод «Тензор», т.к. АО «Приборный завод «Тензор» и его структурные подразделения не относятся к химической отрасли промышленности, льготная справка работодателем не выдавалась, код льготы не уплачивался, документов, подтверждающих право на досрочное назначение пенсии не представлено. С данным решением истец не согласна, поскольку работа кладовщика была связана с вредными и опасными материалами для здоровья, такие как отходы масла, ветошь, отработанные фильтра, колодки тормозные, резина автомобильная, тара, в связи с чем, истец считает, что работала с химическими веществами и нефтепродуктами. Также истец считает, что работодателем - АО «Приборный завод «Тензор» намеренно не была выдана справка, подтверждающая льготный характер работы и намеренно не установлены в отношении работы истца вредные условия труда, считает результаты аттестации и специальной оценки условий труда незаконными.

Истец Б.Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные доводам иска. Дополнительно пояснила, что функции её работы заключались в том, что она как кладовщик выдавала краску, масла, перчатки, и д.р., склад находился в гараже, где иногда красили машины, в связи с чем, истец считает, что её работа относится к химическому производству, в связи с чем, она имеет право на досрочное назначение пенсии; указала, что имеет ряд заболеваний таких как <данные изъяты>, которые приобретены ею, в связи с работой во вредных условиях труда. При этом, истец не уточнила к какой позиции и какого Списка относится выполняемая ею работа. Также истец поясняла, что указывая на назначении досрочной страховой пенсии по ст. 30 п. 1 пп.2 ФЗ «О страховых пенсиях», не против назначения ей досрочно пенсии, в связи с сокращением.

Представитель ответчика АО «Приборный завод «Тензор» по доверенности Ф.Е.Б. в судебном заседании иск не признала, по доводам письменных возражений. Согласно возражений ответчика Б.Р.И. являлась работником АО "ТЕНЗОР", принята на работу ДД.ММ.ГГГГ стрелком отд. 03 (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ), далее с ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> с нормальными условиями труда (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ), переведена ДД.ММ.ГГГГ приказом -лс от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с нормальными условиями труда.ДД.ММ.ГГГГ приказом -лс Б.Р.И. переведена с ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты>, позже с ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты> (приказ лс от ДД.ММ.ГГГГ.) Уволена ДД.ММ.ГГГГ по приказу 205-лс ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата (п.2 ст.81 Трудового Кодекса). По данным АО «ТЕНЗОР»отсутствовал и отсутствует нормативно-правовой акт,т. е. правовое основание для выдачи справки, подтверждающий занятость во вредных условиях труда и разрешающий считать работу БухтеревойР.И. в АО «ТЕНЗОР»,как работу в производстве, по профессии и показателям с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.Вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник.Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, чтооснованием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" установлено, что при назначении гражданам пенсии применяются Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10. (далее Списки).В Списках № 1 и № 2 даны наименования производств и технологических процессов, а также наименования профессий и должностей по разделам и подразделам с присвоением определенных кодов. Если работник трудится в отрасли промышленности или на производстве, указанном в Списке, а также его специальность или профессия соответствует указанным должностям и профессии именно в данном производстве или отрасли промышленности, то можно говорить о наличии у данного работника права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.Однако в указанных Списках отсутствует должность кладовщик-диспетчер, диспетчер, кладовщик или иная должность, производство, профессия, подходящая под занимаемую должность Б.Р.И. <данные изъяты>.Кроме того, за весь период работы у АО "ТЕНЗОР" отсутствуют сведения о наличии факторов (в том числе превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ), позволяющих считать, что выполняемая работа Б.Р.И. связана тяжелыми, вредными и/или опасными условиями труда, дающим право на назначение "досрочной" пенсии. Так ни проводимая ранее аттестация рабочих мест, ни специальная оценка не выявляла возможность причисления рабочего места и выполняемой Б.Р.И. работы к производствам и технологическим процессов, а также наименованиям профессий и должностей, установленным Списками, дающими право на назначение пенсии, ранее достижения возраста, установленного законодательством.Так в Карте специальной оценке условий труда кладовщика- диспетчера от ДД.ММ.ГГГГ с Протоколами измерений тяжести трудового процесса указано, что фактический уровень вредного фактора соответствует гигиеническим нормативам, класс условий труда 2. В Карте и Заключении эксперта -ЗЭ в пункте 5.6. установлено: "Право на досрочное назначение трудовой пенсии: Нет".По Карте аттестации рабочего места по условиям труда кладовщика(кладовщика-диспетчера) от ДД.ММ.ГГГГ с Протоколами установлено, что: по факторам производственной среды и трудового процесса класс 2, химический фактор отсутствует, "Досрочное назначение трудовой пенсии по старости - Основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости отсутствует".Таким образом, из-за отсутствия правовых (нормативных) актов и отсутствия вредных условий труда (фактических оснований) АО "ТЕНЗОР" был вынужден отказать Б.Р.И. в выдаче Справки, подтверждающей занятость во вредных условиях труда Письмом .01.2018г. Государственной инспекцией труда в Московской области по жалобе Б.Р.И. нарушений законодательства АО "ТЕНЗОР" не установлены, напротив, подтверждены допустимые условия труда, что подтверждается Актом проверки государственного контроля от

Представитель ответчика ГУ-УПФР №36 по г. Москве и Московской области Е.В.И. против удовлетворения иска возражала, пояснив, что Б.Р.И. обратилась в ГУ-УПФР №36 ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочном назначении пенсии, в связи с работой в химическом производстве, предусмотренной Списком ; решением от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении пенсии Б.Р.И. отказано, из-за отсутствия необходимого специального стажа 08 лет; пенсионным органом не установлено наличие в АО «Тензор» химического производства, должность Б.Р.И. – кладовщик, Списком не предусмотрено; работодателем не подавался на Б.Р.И. код льготы, а также не выдавалась льготная справка. Оснований для назначения досрочной пенсии, в связи с работами по Списку не установлено.

Представитель третьего лица ГКУ МО Дубненский центр занятости населения Г.И.М. в судебном заседании против удовлетворения иска, по ранее заявленным требованиям возражала, по доводам письменных возражений, согласно которым в соответствии с требованиями Закона о занятости населения, орган службы занятости населения вправе выйти с предложением о назначении пенсии в отношении Б.Р.И. не ранее чем за два года до достижения ею пенсионного возраста для назначения страховой пенсии (2024 г.), т.е. в ДД.ММ.ГГГГ. Иных оснований для выдачи предложения не имеется.

Суд, выслушав стороны, изучив исковое заявление, уточнений к нему, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Б.Р.И., принята на работуАО "ТЕНЗОР" ДД.ММ.ГГГГ. стрелком отд. 03 (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ),

с ДД.ММ.ГГГГ работала монтажником радиоэлектронной аппаратуры и приборов с нормальными условиями труда (приказ -лс от ДД.ММ.ГГГГ),

переведена ДД.ММ.ГГГГ приказом -лс от ДД.ММ.ГГГГ кладовщиком отдела комплектации с нормальными условиями труда

ДД.ММ.ГГГГ приказом -лс Б.Р.И. переведена с ДД.ММ.ГГГГ на должность кладовщика гаража ,

с ДД.ММ.ГГГГ переведена кладовщиком- диспетчером гаража (приказ лс от ДД.ММ.ГГГГ.)

Б.Р.И. уволена ДД.ММ.ГГГГ. по приказу 205-лс ДД.ММ.ГГГГ. в связи с сокращением штата (п.2 ст.81 Трудового Кодекса).

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены допустимые условия труда.

Обращаясь в суд, истец считает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (23 года 08 месяцев 10 дней) работая в качестве кладовщика-гаража, кладовщика-диспетчера гаража АО «Приборный завод «Тензор» выполняла работу с вредными условиями труда в химическом и нефтяном производстве, поскольку как кладовщик выполняла выдачу и получение, в том числе вредных банок с красками, и других вредных производственных веществ. В связи с чем, уточнив исковые требования, истец оспаривает аттестацию условий труда и специальную оценку условий труда.

Согласно ч. 9 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.01.2014 г.), работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда до 01.01.2014 г. осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" не реже одного раза в пять лет.

С 01.01.2014 г. вышеуказанный документ утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ). Таким образом, в настоящее время отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям должно осуществляться на основании проведенной специальной оценки условий труда. Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится также не реже чем один раз в пять лет.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных ТрудовымкодексомРоссийской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

В соответствии счастью 1 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиямстатьи 19названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Согласночасти 1 статьи 19Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренныхпунктами 1-11и15-23 части 3 статьи 13названного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н утвержденыМетодикапроведения специальной оценки условий труда,Классификаторвредных и (или) опасных производственных факторов,Формаотчета о проведении специальной оценки условий труда иИнструкцияпо ее заполнению.

Пунктом 1Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным встатье 19Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ.

Согласностатье 5Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ работник вправе: присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 1 части 1 статьи 5закона), обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциальновредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (пункт 2 части 1 статьи 5закона), обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте в соответствии состатьей 26названного закона (пункт 3 части 1 статьи 5Закона).

Как установлено судом, в августе 2011 года произведена аттестация рабочего места Б.Р.И.<данные изъяты> ОАО «Приборный завод «Тензор» аттестационной комиссией предприятия.

В октябре 2017 года на основании заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Испытательный Лабораторный Центр «Фактор», предприятием произведена специальная оценка условий труда Б.Р.И.<данные изъяты> АО «Приборный завод «Тензор».

Так, согласно карте аттестации рабочего месте по условиям труда, карте специальной оценки условий труда рабочее место <данные изъяты> ОАО «Приборный завод «Тензор»относится ко 2 классу по степени вредности и опасности - допустимые условия труда, рабочее место соответствует требованиям обеспеченности работников СИЗ. Право на досрочное назначение пенсии не установлено.

2-й класс характеризуется такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников. Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.

Специальная оценка условий труда проведена уполномоченной организацией ООО «Испытательный Лабораторный Центр «Фактор»которое внесено в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Оснований не доверять указанным результатам, у работодателя не имелось.

Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таким образом, на дату рассмотрения настоящего дела действуют результаты специальной оценки условий труда истца по условиям труда, проведенной в октябре 2017 года.

В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оспаривая результаты аттестации и специальной оценки условий труда, Б.Р.И. не представила суду доказательств наличия иной оценки условий её труда в качестве кладовщика и кладовщика-диспетчера, а представленные истцом доводы не дают суду оснований полагать, что Б.Р.И. работала во вредных условиях труда.

Так, истец полагает, что была занята на работах в химическом производстве, при этом, на предприятииАО «Приборный завод «Тензор» какого либо химического производства нет, данное предприятие не относится к отрасли химического производства.

Как пояснила сама истец с вредными веществами, такими как в частности краска, тосол, растворитель, масло моторное, антифриз, она непосредственно не работала, а выдавала и получаладанные вещества в закрытом виде по необходимости, работникам предприятия, что также подтверждается лимитно-заборными картами, представленными истцом.

Доводы истца о возникновении у нее таких заболеваний как <данные изъяты> основанием полагать, что Б.Р.И. работала во вредных условиях труда, не является.

Таким образом, доводы истца являются необоснованными и надуманными, основанными на неверном толковании норм права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Иных доводов или доказательств наличия вредных факторов работы и недействительности аттестации и специальной оценки условий труда истцом не представлено. Ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска в части признания недействительными результатов аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определеныстатьей 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии спунктом 1 части 1 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленногостатьей 8Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласнопункту 2 части 1 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногостатьей 8названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренногостатьей 8Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Частью 1 статьи 11Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации лицами, указанными вчасти 1 статьи 4названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Встатье 12Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотреныстатьей 11данного закона.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии счастью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федеральногозакона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федеральногозакона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положенийстатьи 30указанного закона Правительством Российской Федерации принятопостановлениеот 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии сподпунктом "а" пункта 1данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется, в частности,Список N 1производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "б" пункта 1постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах стяжелыми условиями труда, применяетсяСписок N 2производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Согласнопункту 2постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применениесписков N 1иN 2производится с учетом аттестации рабочих мест.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда либо особо вредными условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующими списками (Списком N 1илиСписком N 2), при условии, если они заняты в производствах, определенных этими списками. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.

В соответствии счастью 1 статьи 14Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральнымзакономот 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются наосновании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотреныстатьями 11и12Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральнымзакономот 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 14Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренныестатьей 11Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральнымзакономот 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласночасти 4 статьи 14Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утвержденыПравилаподсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся впункте 3Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Согласностатье 1Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положенийстатьи 3Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый-третий статьи 3Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силупунктов 1,2 статьи 11Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии состатьей 28Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиямстатей 59,60Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, работодателем Б.Р.И. справка, подтверждающая льготный характер работы не выдавалась, ввиду отсутствия наличия на то оснований, поскольку истец не была занята на работах предусмотренных Списком ; код льготы соответственно в отношении Б.Р.И. в систему персонифицированного учета не подавался, дополнительные страховые взносы не уплачивались.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Б.Р.И. в назначении досрочно страховой пенсии отказано, из-за отсутствия необходимого специального стажа 08 лет, поскольку специальный стаж истца не включены период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный период не включен в специальный стаж истца, т.к. АО «Приборный завод Тензор» и его структурное подразделение гараж, не относятся к химической отрасли промышленности, справка, подтверждающая льготный характер работы работодателем не выдавалась.

Анализируя изложенное, руководствуясь вышеуказанными нормами права, установленными по делу юридически значимыми обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для включения спорного периода в специальный стаж Б.Р.И., и соответственно для назначения истцу досрочно страховой пенсии на основании п.п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения за ней.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении иска БухтеревойР.И. к АО «Приборный завод «Тензор», ГУ-УПФР №36 по г. Москве и Московской области о признании недействительными результатов аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда, о включении в специальный стаж периодов работы, о признании права на досрочное назначение пенсии отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Б.Р.И. к АО «Приборный завод «Тензор», ГУ-УПФР №36 по г. Москве и Московской области о признании недействительными результатов аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда, о включении в специальный стаж периодов работы, о признании права на досрочное назначение пенсии – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме 02 декабря 2019 года

Судья подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1002/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бухтерева Раиса Ивановна
Другие
АО "ТЕНЗОР"
Бухтерева Р.И.
ГУ УПФ РФ №36 по г.Москве и Московской области
Государственное казенное учреждение Московской области Дубненский центр занятости населения
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
10.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2019Передача материалов судье
10.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2020Передача материалов судье
26.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2020Судебное заседание
26.04.2020Судебное заседание
30.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее