РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2019 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Красновой Н.С.,
при секретаре Булаевой А.С.,
с участием представителя административного истца ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска – Степановой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1818/2019 по административному иску ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска к Величко Юрию Владимировичу о взыскании задолженности по налогу, пени по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска обратилась в суд с иском, в обоснование требований административный истец указал, что <ФИО>2 является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Величко Ю.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.
Величко Ю.В. обладает правом собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (период владения с <дата> по настоящее время).
На основании ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялось налоговое уведомление <номер> от <дата>, которым сообщалось о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год в срок не позднее <дата>.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога ответчику начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 870,41 рублей.
Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении, налогоплательщиком сумма задолженности не погашена, налоговый орган направил требование <номер> по состоянию на <дата>.
Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный мировым судьей судебный приказ <номер>а-1668/2018 от <дата> о взыскании задолженности, отменен <дата>.
В связи с чем, административный истец ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска просит суд взыскать с Величко Ю.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 51 026 рублей, пени в сумме 870,41 рублей, в общем размере 51 896,41 рублей.
Представитель административного истца МИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска Степанова Е.Ю. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Величко Ю.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, судебную повестку получил лично, в адрес суд заявлений, ходатайств о невозможности явиться в судебное заседание не направил, уважительных причин неявки не представил.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом положений ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика, извещенного о судебном заседании.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что между сторонами по настоящему спору сложились правоотношения, к которым суд применяет нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст.15, 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц является местным налогом, который устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 Решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» Дума г. Иркутска решила: установить на территории города Иркутска налог на имущество физических лиц и определить ставки налога на имущество (Приложение №1).
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество, жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 НК РФ.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с приложением №1 Решения Думы г. Иркутска от 31.08.2005 №004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» - «Налог на имущество физических лиц», ставки налога на имущество физических лиц, расположенное на территории города Иркутска, устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объектов налогообложения.
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов - это сумма инвентаризационных стоимостей объектов налогообложения, расположенных на территории города Иркутска, относящихся к одному виду объектов налогообложения.
На основании статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с частью 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Анализ приведенных норм указывает на то, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у налогоплательщика - физического лица только после получения налогового уведомления о сумме рассчитанного налоговым органом налога, подлежащего уплате.
В силу абз. 3 ст. 5 «Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы» (далее - Соглашение), утвержденного ФНС РФ, Росреестром <дата> <номер> обмен регламентированной информацией между Росреестром и ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при представлении сведений в соответствии со статьями 85, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Величко Ю.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, что подтверждается учетными данными налогоплательщика.
Так, в отчетный налоговый период ответчик являлась собственником следующих объектов:
- помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Дата постановки на регистрационный учет – <дата>, дата снятия с учета отсутствует.
Налоговым органом, в соответствии со ст. 52 НК РФ был произведен расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление <номер> от <дата>, согласно которому сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по налогу на имущество физических лиц составила 51 026 рублей.
Также указанное уведомление содержало обязанность оплатить налог в срок до <дата>. Направление налогового уведомления подтверждается списком почтовых отправлений <номер>.
Поскольку ответчик в добровольном порядке сумму налога на имущество физических лиц в полном размере, указанную в уведомлении <номер> от <дата> не оплатил, налогоплательщику выставлено требование <номер> от <дата> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, которым предложено уплатить налог на имущество физических лиц в размере 51 026 рублей, пени в размере 870,41 рублей.
Направление указанного требования подтверждается списком почтовых отправлений <номер>.
Налоговое уведомление, а также налоговое требование направлялись по адресу административного ответчика Величко Ю.В. – <адрес> сведения о регистрации по указанному адресу подтверждаются адресной справкой <номер> от <дата>, представленной по запросу суда.
Более того, инспекцией принимались меры по взысканию указанной суммы задолженности путем обращения к мировому судье судебного участка №9 Куйбышевского района г. Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности был отменен, что подтверждается определением мирового судьи судебного участка №9 Куйбышевского района г. Иркутска от <дата>.
Таким образом, на момент обращения истца с административным иском в суд налогоплательщик свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, на основании вынесенного ранее судебного приказа не исполнил: согласно представленным расчетам, задолженность Величко Ю.В. по налогу на имущество физических лиц за 2016 год составляет 51 026 рублей, по пени – 870,41 рублей, что в том числе, подтверждается карточкой расчета с бюджетом.
Доказательств уплаты налога в установленный законодательством срок, ответчиком в нарушение положений ст. 62 КАС РФ, не представлено.
Проверяя срок для обращения налогового органа с настоящим исковым заявлением, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно представленного в материалы требования <номер> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, срок его исполнения установлен до <дата>, с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Величко Ю.В. ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска обратилась <дата>.
<дата> судебный приказ <номер> от <дата> о взыскании в пользу ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска с Величко Юрия Владимировича задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 51 026 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 870,26 рублей, на общую сумму 51 896,41 рублей, государственной пошлины в бюджет г. Иркутска в размере 878,45, отменен.
ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска обратилась с настоящим административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц <дата>, то есть в установленный законом срок.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает, что неисполнение налогоплательщиком Величко Ю.В. обязанности по уплате налогов является основанием для удовлетворения требования административного истца о взыскании с нее названной задолженности.
Кроме того, поскольку в соответствии со ст. 114 КАС РФ и ст.333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то таковая в соответствии ч. 1 ст. 111 КАС РФ подлежит взысканию с ответчика, а именно в размере 1 756, 89 рублей.
На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 175-178, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска удовлетворить.
Взыскать с Величко Юрия Владимировича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому округу г. Иркутска задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 в сумме 51 026 рублей, пени в сумме 870 рублей 41 копейка, на общую сумму 51 896 рублей 41 копейка.
Взыскать с Величко Юрия Владимировича в бюджет г. Иркутска государственную пошлину в размере 1 756 рублей 89 копеек.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: Краснова Н.С.