Решение по делу № 2-140/2024 от 07.03.2024

Дело №2-140/2024

УИД 44RS0004-01-2024-000121-07

Мотивированное решение

изготовлено 18 ноября 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2024 года                                 г. Мантурово            

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,

с участием представителя истца-старшего помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Ларионовой Е.А., при секретаре Кудряшовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Мантуровская ЦРБ» о возложении обязанности обеспечить надлежащее содержание и функционирование защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий,

УСТАНОВИЛ:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» о возложении обязанности обеспечить надлежащее содержание и функционирование защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий.

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что Мантуровской межрайонной прокуратурой Костромской области в сентябре 2023 года проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в деятельности областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Мантуровская окружная больница (далее - ОГБУЗ «Мантуровская ОБ»), в ходе которой выявлено, что защитные сооружения гражданской обороны - ПРУ, расположенные по адресам: [адрес], закрепленные за ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», эксплуатируются с нарушением требований действующего законодательства. Проверка показала, что в обоих ПРУ имеются нарушения герметизации и гидроизоляции (фильтровентиляционное оборудование и защитно-герметичные двери отсутствуют); имеются сырость, водные подтеки на стенах и на полу помещений; стены и потолки помещения длительное время не окрашивались; канализационные трубы не окрашены в чёрный цвет, водопроводные трубы - в зелёный; отсутствуют ёмкости запаса питьевой воды, что не позволяет использовать защитные сооружения гражданской обороны по назначению. По факту выявленных нарушений 13.09.2023 года главному врачу ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.

Ссылаясь на ст.ст. 45,131,132 ГК РФ, Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 13.12.2022 г. № 583, прокурор просит суд обязать ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» в срок до 01.01.2027 года обеспечить надлежащее содержание и функционирование защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий, расположенных по адресам: [адрес], путём: обеспечения работоспособности систем вентиляции в режимах фильтровентиляции и полной или частичной изоляции ПРУ; обеспечения герметизации и гидроизоляции ПРУ; окраски водопроводных труб помещений в зеленый цвет, канализационных труб - в черный цвет; обеспечения запаса питьевой воды в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании от 01.08.2024 года помощник Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Макарова А.А. увеличила исковые требования и просила суд: 1) Обязать администрацию Костромской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ремонт помещений и инженерного оборудования защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес], обеспечив наличие в напорных ёмкостях аварийного запаса питьевой воды на срок не менее суток для расчётного числа укрывающихся, работоспособность систем вентиляции в режимах фильтровентиляции полной или частичной изоляции ПРУ; герметизацию и гидроизоляцию ПРУ; окраску водопроводных труб помещений в зелёный цвет, канализационных труб - в черный цвет. 2) Возложить на областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мантуровская центральная районная больница» обязанность по контролю за надлежащим состоянием защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] (л.д.138-140; 143).

Материалами дела установлено, что 11.04.2024 года ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» изменило наименование на ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 11.04.2024 года [№] (л.д.69-75).

Как следует из материалов дела и согласно свидетельств о государственной регистрации права, на праве оперативного управления в ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» находятся: здание инфекционного отделения по адресу: [адрес] здание поликлиники по адресу: [адрес] (л.д.32,44;93;95).

Согласно п.1.3 Устава ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» собственником учреждения является Костромская область (л.д.148-156).

Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 28.05.2024 года ненадлежащий ответчик ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» заменён на надлежащего ответчика - ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница» (л.д.103).

Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 10.07.2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Костромской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечён Департамент региональной безопасности Костромской области (л.д.120).

Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 19.06.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечён Департамент здравоохранения Костромской области (л.д.107).

Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 27 августа 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Главное управление МЧС России по Костромской области, Департамент финансов Костромской области (л.д.163).

Определением Мантуровского районного суда Костромской области от 15 октября 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечено МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (л.д.187).

В судебном заседании старший помощник Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Ларионова Е.А. исковые требования поддержала в полном объёме с учетом увеличения иска по основаниям в нем изложенным (л.д.138-140) и просила: Обязать Администрацию Костромской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать ремонт помещений и инженерного оборудования защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес], обеспечив наличие в напорных ёмкостях аварийного запаса питьевой воды на срок не менее суток для расчётного числа укрывающихся, работоспособность систем вентиляции в режимах фильтровентиляции и полной или частичной изоляции ПРУ; герметизацию и гидроизоляцию ПРУ; окраску водопроводных труб помещений - в зелёный цвет, канализационных труб - в чёрный цвет; Возложить на Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мантуровская центральная районная больница» обязанность по контролю за надлежащим состоянием защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес].

Представитель ответчика ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.193).

В суд ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница» направлен письменный отзыв, в котором ответчик пояснил, что правообладателем нежилых зданий, расположенных по адресам: [адрес] является субъект Российской Федерации - Костромская область. Данное здание находится в оперативном управлении ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница». В ходе проведённой Мантуровской межрайонной прокуратурой в сентябре 2023 года проверки установлено, что защитные сооружения гражданской обороны - ПРУ, расположенные по адресам: [адрес], закреплённые за ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница», эксплуатируются с нарушением требований действующего законодательства. В обоих ПРУ имеются нарушения герметизации и гидроизоляции; имеются сырость, водные подтёки на стенах и на полу помещений; стены и потолки помещения длительное время не окрашивались; канализационные трубы не окрашены в чёрный цвет, водопроводные трубы в зеленый; отсутствуют ёмкости запаса питьевой воды, что не позволяет использовать защитные сооружения гражданской обороны по назначению. Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны требуют ремонтных работ по приведению их в надлежащее состояние. Согласно положениям ст.214 ГК РФ, Федерального закона от [Дата] № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «Об утверждении порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», приказа МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», Постановления Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем относится к компетенции органов государственной власти Костромской области. На основании вышеизложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований Мантуровской межрайонной прокуратуры к ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница» об обязании обеспечить надлежащее содержание и функционирование защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий, расположенных по адресам: [адрес]. Просили в иске отказать в полном объеме(л.д.67-68;115-118;135).

Представитель соответчика Администрации Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.191).

В судебное заседание Администрация Костромской области направили пояснение по делу, в котором возражают относительно заявленных требований по следующим основаниям. Создание, реконструкция и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны на территории Костромской области пунктом 5 статьи 6 Закона № 654-ЗКО отнесено к полномочиям исполнительных органов Костромской области в области гражданской обороны, не являющихся высшим исполнительным органом Костромской области. Согласно подпункту 7 пункта 9.1 Положения о департаменте региональной безопасности Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 12.01.2018г. № 2, департамент осуществляет полномочия специально уполномоченного исполнительного органа Костромской области в области гражданской обороны и обеспечивает мероприятия по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области, в т.ч. по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию. Осуществление мероприятий по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны на территории Костромской области отнесено к функциям департамента региональной безопасности (п.68 Положения). Согласно п.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 29.05.2015 г. № 96 департамент имущественных и земельных отношений Костромской области закрепляет за государственными предприятиями Костромской области государственное имущество на праве хозяйственного ведения, за казёнными предприятиями Костромской области и областными государственными учреждениями - на праве оперативного управления. В соответствии с пунктом 1.3 Устава ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» собственником Учреждения является Костромская область. Согласно п.1.5 Устава полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Костромской области (орган по управлению имуществом области). Согласно пункту 41 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, к полномочиям департамента здравоохранения отнесена организация деятельности подведомственных организаций по вопросам гражданской обороны. К функциям департамента здравоохранения отнесена организация деятельности подведомственных организаций по вопросам гражданской обороны (п.86 Положения). Пунктом 59 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области установлено, что Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций. Учреждение является подведомственной организацией департамента здравоохранения Костромской области. Функции и полномочия Учреждения осуществляет департамент здравоохранения Костромской области (п.1.4 Устава). Постановлением Администрации Костромской области от 12.04.2021 № 169-а утверждён Порядок определения объёма и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели бюджетным учреждениям Костромской области, в отношении которых департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции и полномочия учредителя. Данный Порядок участие Администрации Костромской области в предоставлении субсидий не предусматривает. Поскольку Администрация Костромской области не является собственником спорного имущества, не осуществляет функции и полномочия собственника имущества и учредителя Учреждения, не осуществляет контроль за деятельностью Учреждения, не участвует в предоставлении субсидий Учреждению, не является уполномоченным исполнительным органом Костромской области в сфере создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, правовые основания для признания Администрации Костромской области ответчиком по настоящему делу отсутствуют. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Согласно абз.2 п.1.8 Правил планирование и организация выполнения мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования входит в обязанности руководителя ГО организации. В соответствии с абз.11 п.2.4 Устава на Учреждение возлагаются функции по проведению комплекса мероприятий по гражданской обороне. Согласно пп3 п.4.3 устава источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются субсидии на иные цели. Из областного бюджета Учреждению могут быть предоставлены субсидии на осуществление данной деятельности в установленном постановлением Администрации Костромской области от 12.04.2021 № 169-а, порядке. Таким образом, обязанность по организации ремонта и ремонту защитных сооружений гражданской обороны и его оборудования действующим законодательством возложена на Учреждение. Просят суд отказать в удовлетворении заявленных требований к Администрации Костромской области (л.д.125-130).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Департамент здравоохранения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлён надлежащим образом (л.д.194).

Департамент здравоохранения Костромской области направили отзыв, в котором полагают иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Собственником имущества ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница» является Костромская область. В силу положений ч.1ст.34 Закона Костромской области от 24.04.2008 № 300-4-ЗКО «Устав Костромской области» от имени Костромской области права собственника осуществляют органы государственной власти Костромской области в пределах их полномочий, установленных федеральным и областным законодательством. Полномочия Костромской области по осуществлению мероприятий по созданию, реконструкции и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления гражданской обороны, систем оповещения населения, защитных сооружений и других объектов гражданской обороны на территории Костромской области возложены на департамент региональной безопасности Костромской области (п.68 Положения о департаменте региональной безопасности Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 12.01.2018 № 2). На основании изложенного, считают, что надлежащим ответчиком является департамент региональной безопасности Костромской области (л.д.111-112).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамент региональной безопасности Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.195).

Департамент региональной безопасности Костромской области направили отзыв на исковое заявление, в котором пояснили, что ОГБУЗ Мантуровская ОБ отнесена ко 2 категории по гражданской обороне и в соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Постановление) должна создавать, использовать и содержать ЗСГО для укрытия наибольшей работающей смены (нетранспортабельных больных и медицинского персонала). Подвальные помещения ОГБУЗ Мантуровская ОБ - общей площадью 780кв.м., и 400кв.м., высотой не менее 2 метров; вместимостью 600 чел., и 300 чел., являются ЗСГО (ПРУ) 1986 и 1979 года ввода в эксплуатацию, инвентарный номер ЗСГО 330-45 и 334-45. Данные объекты переданы в оперативное управление ОГБУЗ Мантуровская ОБ. На основании п.10 Постановления организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Таким образом, обеспечение надлежащего содержания защитных сооружений, обязанность по организации ремонта, ремонту ЗС ГО и его оборудования является расходным обязательством бюджетного учреждения ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» (л.д.133-134).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.196).

Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области направил отзыв, в котором по существу заявленных требований сообщает следующее. Здание (здание инфекционного отделения), общая площадь 1554,7кв.м., 3-х этажное, в том числе подземных 1, кадастровый [№], расположенное по адресу: [адрес] ( [№]), здание (здание поликлиники), общая площадь 3515,7кв.м., 4-х этажное, в том числе подземных 1, кадастровый [№], расположенное по адресу: [адрес] (3330-45) находятся в собственности [адрес] и закреплены на праве оперативного управления за ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница» (ранее ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница»), о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделаны записи регистрации от 12.07.2011 [№], от 12.07.2011 [№]. Право собственности Костромской области на объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 20.02.2014 № 44-44-01/007/2014-668, 19.02.2014 № 44-44-01/007/2014-670 на основании распоряжения Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области от 16.12.2011 № 845, акта приема-передачи в государственную собственность Костромской области муниципального учреждения здравоохранения «Мантуровская городская больница» от 30.12.2011. Согласно позиции Арбитражного суда Дальневосточного округа (постановление от 12.03.2021 № ФОЗ-648/2021), Верховного суда Российской Федерации (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 по делу № 305-ЭС17-10430), статьями 296,298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанность по его содержанию. В соответствии с ч.2 ст.17 Закона Костромской области от 24.04.2008 № 301-4-ЗКО «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Костромской области» финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением Костромской области осуществляется в виде субсидий из областного бюджета, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, в том числе закрепленных за бюджетным учреждением Костромской области учредителем. В соответствии с подпунктом 51 пункта 1 постановления администрации Костромской области от 25.04.2011 № 143-а «Об уполномоченном исполнительном органе Костромской области по осуществлению функций и полномочий учредителя в отношении областных государственных учреждений в сфере здравоохранения» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Мантуровская центральная районная больница» является департамент здравоохранения Костромской области. В соответствии с положением о департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области, утвержденному постановлением губернатора Костромской области от 29.05.2015 № 96 «О департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области», департамент управляет и распоряжается государственным имуществом Костромской области, не закрепленным за унитарными предприятиями Костромской области, областными государственными учреждениями в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, за исключением полномочий, осуществляемых администрацией Костромской области. Таким образом, обладатели права оперативного управления самостоятельно обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества (л.д.183-184).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Главное управление МЧС России по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.190).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Департамент финансов Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.192).

Департамент финансов Костромской области направили письменное пояснение из которого следует: в соответствии со ст.9.2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п.6 ст.9.2 Закона № 7-ФЗ). Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Согласно п.1.7 Устава учреждения, утвержденного приказом департамента здравоохранения Костромской области от 25.07.2018 № 374 Учреждение является юридическим лицом, бюджетным учреждением и обладает обособленным имуществом, закреплённым за ним на праве оперативного управления. Согласно п.1.3 Устава, собственником учреждения является Костромская область. Согласно пункту 59, подпункту 1 пункта 61, пункту 62 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций, выступает от имени Костромской области учредителем подведомственных предприятий и организаций в сфере здравоохранения, контролирует финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций. Порядок определения объёма и условий предоставления из областного бюджета субсидий на иные цели бюджетным учреждениям Костромской области, в отношении которых департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции и полномочия учредителя, утверждён постановлением администрации Костромской области от 12.04.2021 № 169-а. Согласно подпункту 5 пункта 2 Порядка субсидии предоставляются учреждениям, в том числе в целях осуществления проектно-изыскательных работ, работ по разработке проектно-сметной документации, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, капитального ремонта зданий, помещений и сооружений, а также работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, закреплённых за учреждениями на праве оперативного управления. Законом Костромской области от 15.12.2023 № 428-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» департаменту здравоохранения как главному распорядителю средств областного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление бюджетным учреждениям: субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 1861881,6 тыс.рублей; субсидии в целях осуществления проектно-изыскательских работ, работ по разработке проектно-сметной документации, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, капитального ремонта зданий и помещений, закреплённых за учреждениями на праве оперативного управления - 182547,7 тыс.рублей. В пункте 5 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено. Таким образом, бюджетное учреждение, приобретя самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельно отвечает по принятым обязательствам и только бюджетное учреждение может отвечать за управление имуществом, закреплённым за ним учредителем на праве оперативного управления, включая случаи содержания, ремонта объектов, входящих в состав указанного имущества (л.д.176-177).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлён надлежащим образом, отзыва на иск не предоставил (л.д.197-198).

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей соответчиков и третьих лиц, которые были извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Заслушав представителя истца – ст. помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Ларионову Е.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В порядке ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределённого круга лиц, а также публичных интересов.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.214 ГК РФ государственной собственностью в российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294,296). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне требованиями в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 6 вышеназванного Закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, в числе полномочий в области гражданской обороны определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В силу ст.7 названного Закона федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту Закон №28-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

В силу ст.2 Закона № 28-ФЗ основными задачами в области гражданской обороны являются обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В соответствии с п.1.ст.8 Закона №28-ФЗ от 12.02.1998года органы государственной власти субъектов российской Федерации, в том числе в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

В соответствии с п.3 ст. 11 Закона №28-ФЗ руководство гражданской обороной на территориях субъектов российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации) и должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

В целях реализации указанных полномочий Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пунктом 2 которого установлено, что к объектам гражданской обороны относятся помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, иные объекты гражданской обороны.

В силу п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, противорадиационные укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесённой к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесённой к группе по гражданской обороне; для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

В силу п.9 указанного Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях определяют общую потребность в объектах гражданской обороны, в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В силу п. 10 Порядка предусмотрено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведет учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу п.14 Порядка МЧС принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности с использованию.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002г. 3583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту - Правила №583).

В соответствии с пунктами 1.3;1.7; 1.8 Правил организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт: содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов.

Правилами №583 предусмотрено, что статус защитного сооружения гражданской обороны ( далее – ЗС ГО) как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абз.2 п.12); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (п.2.2).

Пунктом 1.3 Правил № 583 предусмотрено, что в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

В силу п.1 ст.18 Федерального закона «О гражданской обороне» обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, в том числе содержание спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, является расходным обязательством Российской Федерации.

Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (п.2ст.18).

В силу п.3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

В соответствии с п.10 названного Положения основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является, в том числе строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Следовательно, создание, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности защитных сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъекта. При этом учреждение или организация, у которого в оперативном управлении находится данный объект, должно нести обязанность по контролю за надлежащим состоянием защитного сооружения гражданской обороны.

Как следует из материалов дела, в сентябре 2023 года Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне в деятельности ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», в ходе которой выявлены нарушения, а именно: защитные сооружения гражданской обороны - ПРУ, расположенные по адресам: [адрес], закреплённые за ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница», эксплуатируются с нарушением требований действующего законодательства.

Проверка показала, что в обоих ПРУ имеются нарушения герметизации и гидроизоляции (фильтровентиляционное оборудование и защитно-герметичные двери отсутствуют); имеются сырость, водные подтеки на стенах и на полу помещений; стены и потолки помещения длительное время не окрашивались; канализационные трубы не окрашены в чёрный цвет, водопроводные трубы - в зелёный; отсутствуют ёмкости запаса питьевой воды, что не позволяет использовать защитные сооружения гражданской обороны по назначению (л.д.5-9).

В адрес главного врача ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» ФИО4 направлено представление Мантуровской межрайонной прокуратуры Костромской области № 11-2023/2024-23-20340015 от 13.09.2023 года об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне (л.д.10-12).

Согласно информации ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» от 11.01.2024 года принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих не представляется возможным в виду отсутствия финансирования для проведения работ по приведения ПРУ в готовность с учетом требований нормативно-правовых документов и включая затраты на восстановление работоспособности инженерно-технических систем (л.д.13).

Согласно информации МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях следует, что во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 11.10.2022 года № Пр-1918, а также во исполнение приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12 октября 2022 года № 227 «О мерах по обеспечению оформления права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны», МТУ сформирован и согласован Главным управлением МЧС России по Костромской области, а также утверждён губернатором Костромской области, перечень ЗС ГО по соответствующему субъекту Российской Федерации, необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения и подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. ЗС ГО, расположенные по адресу: [адрес] включены в данный перечень. Согласно представленной информации Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области от 08.08.2023 № 26533, данные ЗС ГО входят в состав зданий, на которые зарегистрировано право собственности Костромской области (л.д.14-15).

Согласно Перечня защитных сооружений гражданской обороны, находящиеся в собственности Костромской области, утвержденный распоряжением МТУ Росимущества по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от14.-4.2023 №33-640-р сведения о регистрации в ЕГРН имеются на объект по адресу: [адрес] (Право собственности Костромской области зарегистрировано на здание с [№], площадью 1554,7 кв.м.) – (л.д.17-19).

Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов; входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 3.2.2 при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается нарушение герметизации и гидроизоляции.

Помещения ЗС ГО должны быть сухими. Температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п.3.2.7).

Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона (п.3.2.8).

Поверхности стен помещений убежищ лечебных учреждений затираются цементным раствором и окрашиваются масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью. Облицовка стен керамической плиткой не допускается. В операционно-перевязочных помещениях полы покрываются допущенными к применению синтетическими материалами светлых тонов (п.3.2.9).

Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования. Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета: в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых; в жёлтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), ёмкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС; в красный - трубы режима регенерации (до теплоёмкого фильтра) и системы пожаротушения; в чёрный - трубы электропроводки и канализационные трубы, ёмкости для сбора фекальных вод; в зелёный - водопроводные трубы, баки запаса воды; в коричневый - трубы системы отопления; в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы (п.3.210).

В соответствии с п. 3.3.3. Правил снабжение противорадиационных укрытий воздухом осуществляется за счёт естественной вентиляции и вентиляции с механическим побуждением, а укрытий - за счёт естественной вентиляции, если иное не предусмотрено проектной документацией.

В соответствии с п. 3.3.5. после воздействия поражающих факторов или возникновения чрезвычайной ситуации с выбросом АХОВ системы вентиляции ЗС ГО отключаются, перекрываются все воздуховоды и отверстия, сообщающиеся с внешней средой, на срок до одного часа. После выяснения обстановки вне ЗС ГО устанавливается соответствующий режим вентиляции.

Пунктом 4.5.2. ёмкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. При этом особое внимание обращается на наличие воды в напорных ёмкостях, а в аварийных безнапорных ёмкостях - на их исправность и чистоту содержания.

Факт ненадлежащего содержания и функционирования защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий, расположенных по адресам: [адрес] подтверждается следующими документами.

Актом обследования объекта от 18.11.2021 года, согласно которому объект инв.№ 5402 ЗС ГО в реестре МЧС России инв. № 330-45 ЗС ГО расположенный по адресу [адрес] является защитным сооружением гражданской обороны ПРУ (противорадиационное укрытие), не используется, отсутствует инженерно-техническое оборудование, фильтровентиляционное помещение (оборудование), автономное электроснабжение (дизельэлектростанция), помещение санитарных узлов тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери, а также отсутствует потребность в укрытии населения. Паспорт ЗСГО отсутствует (л.д.20-21;22-24).

Актом инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории городского округа города Мантурово от 19.05.2014 года установлено, что ПРУ, расположенное по адресу [адрес] находится в подвале двухэтажного здания инфекционного отделения ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница». Введён в эксплуатацию в 1986 году. Укрытие П-5 группы с общей площадью 780 кв.м., с расчётной вместимостью 600 человек. Защитное сооружение требует капитального ремонта потолка, стен и пола, электроснабжения. Принудительная приточно-вытяжная вентиляция отсутствует. Может использоваться по назначению. ПРУ расположенное по адресу: [адрес] находится в подвале трехэтажного здания поликлиники ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница». Введён в эксплуатацию в 1979 году. Укрытие П-5 группы с общей площадью 400 кв.м., с расчётной вместимостью 300 человек. На момент инвентаризации установлено, что на полу грязь, стены и потолок покрыты плесенью. Сырость. Часть укрытия используется под слесарное и архивное помещение. Герметизация дверей нарушена. В системе вентиляции отсутствует электродвигатель. Системы жизнеобеспечения (централизованное водоснабжение и канализация, санузлы и душевые) находятся в неудовлетворительном состоянии. Укрытие требует текущего ремонта. Может использоваться по назначению (л.д.25-26).

Актом инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории городского округа города Мантурово от 01.09.2017 года установлено, что ПРУ, расположенное по адресу [адрес] находится в подвале двухэтажного здания инфекционного отделения ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница». Ввёден в эксплуатацию в 1986 году. Укрытие П-5 группы с общей площадью 780 кв.м., с расчётной вместимостью 600 человек. Защитное сооружение требует капитального ремонта потолка, стен и пола, электроснабжения. Принудительная приточно-вытяжная вентиляция отсутствует. Не используется в настоящее время. ПРУ, расположенное по адресу [адрес] находится в подвале трёхэтажного здания поликлиники ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница». Введён в эксплуатацию в 1979 году. Укрытие П-5 группы с общей площадью 400 кв.м., с расчётной вместимостью 300 человек. На момент инвентаризации установлено, что на полу грязь, стены и потолок покрыты плесенью. Сырость. Часть укрытия используется под слесарное и архивное помещение. Герметизация дверей нарушена. В системе вентиляции отсутствует электродвигатель. Системы жизнеобеспечения (централизованное водоснабжение и канализация, санузлы и душевые) находятся в неудовлетворительном состоянии. Укрытие требует текущего ремонта. Может использоваться по назначению (л.д.27-28).

Согласно инвентаризационной карточки защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) № 44/131 от 08.04.2014 года ЗС ГО по адресу [адрес] не готово к приёму укрываемых, требует капитального ремонта (л.д.29-31).

Согласно учётной карточки защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) № 44 от 21.06.2011 года ЗС ГО по адресу [адрес] требует текущего ремонта (л.д.33-35).

Актом обследования объекта от 18.11.2021 года объект инв. № 54306 ЗС ГО в реестре МЧС России инв. № 334-45 ЗС ГО по адресу [адрес] является защитным сооружением гражданской обороны ПРУ (противорадиационное укрытие), не используется, отсутствует инженерно-техническое оборудование, фильтровентиляционное помещение (оборудование), автономное электроснабжение (дизельэлектростанция), помещение санитарных узлов тамбур-шлюз, тамбуры, защитно-герметические двери, а также отсутствует потребность в укрытии населения. Паспорт ЗСГО отсутствует (л.д.36-37;38-40).

В соответствии с инвентаризационной карточкой защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) № 44/135 от 08.04.2014 года ЗС ГО по адресу [адрес] ограниченно готово-требует текущего ремонта (л.д.41-43).

В соответствии с учетной карточкой защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) от 16.11.2006 года ЗС ГО по адресу: [адрес] требует текущего ремонта (л.д.45-47).

Актом обследования защитного сооружения гражданской обороны с фототаблицами, расположенного по адресу: [адрес] от 07.08.2023 года следует, что в ПРУ имеются нарушения герметизации и гидроизоляции (фильтровентиляционное оборудование и защитно-герметичные двери отсутствуют); имеется сырость, водные подтёки на стенах и на полу помещений; стены и потолки помещения длительное время не окрашивались; канализационные трубы не окрашены в черный цвет; водопроводные трубы - в зелёный; отсутствуют ёмкости запаса питьевой воды, что не позволяет использовать защитные сооружения гражданской обороны по назначению (л.д.48-54).

Актом обследования защитного сооружения гражданской обороны с фототаблицами, расположенного по адресу: [адрес] от 07.08.2023 года следует, что в ПРУ имеются нарушения герметизации и гидроизоляции (фильтровентиляционное оборудование и защитно-герметичные двери отсутствуют); имеется сырость, водные подтёки на стенах и на полу помещений; стены и потолки помещения длительное время не окрашивались; канализационные трубы не окрашены в черный цвет; водопроводные трубы - в зелёный; отсутствуют ёмкости запаса питьевой воды, что не позволяет использовать защитные сооружения гражданской обороны по назначению (л.д.55-60).

Как следует из материалов дела, согласно свидетельства о государственной регистрации права, в оперативное управление ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» переданы: здание инфекционного отделения по адресу: [адрес] здание поликлиники по адресу: [адрес] (л.д.32,44).

Согласно п.1.3 Устава ОГБУЗ «Мантуровская окружная больница» собственником учреждения является Костромская область (л.д.148-156).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела, установлено, что защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресу: [адрес] находятся в собственности [адрес], в оперативном управлении ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница», требуют ремонтных работ по приведению их в надлежащее состояние, поэтому суд приходит к выводу, что [адрес] и ОГБУЗ «Мантуровская центральная районная больница» являются надлежащими ответчиками по настоящему гражданскому делу.

При этом, суд считает, что на [адрес] подлежит возложению обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать ремонт помещений и инженерного оборудования защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес], обеспечив наличие в напорных ёмкостях аварийного запаса питьевой воды на срок не менее суток для расчётного числа укрывающихся, работоспособность систем вентиляции в режимах фильтровентиляции и полной или частичной изоляции ПРУ; герметизацию и гидроизоляцию ПРУ; окраску водопроводных труб помещений - в зелёный цвет, канализационных труб - в чёрный цвет; а на Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мантуровская центральная районная больница» подлежит возложению обязанность по контролю за надлежащим состоянием защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес].

Возложение на ответчиков данных обязанностей являются мерами, направленными на сохранение объектов гражданской обороны, необходимыми для выживания населения в военное время.

Ненадлежащее содержание и функционирование защитных сооружений гражданской обороны - ПРУ не обеспечивает постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, поскольку не позволяет использовать ПРУ по назначению в случае чрезвычайной ситуации.

Принимая во внимание, что непринятие мер по надлежащему содержанию и функционированию защитных сооружений гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных и материальных затрат, необходимых для их выполнения, полагает достаточным и разумным установить срок в течение которого решение суда должно быть исполнено - 12 месяцев со дня вступления его в силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Костромской области, Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Мантуровская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить надлежащее содержание и функционирование защитных сооружений гражданской обороны - противорадиационных укрытий удовлетворить.

Обязать Администрацию Костромской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать ремонт помещений и инженерного оборудования защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес], обеспечив наличие в напорных ёмкостях аварийного запаса питьевой воды на срок не менее суток для расчётного числа укрывающихся, работоспособность систем вентиляции в режимах фильтровентиляции и полной или частичной изоляции ПРУ; герметизацию и гидроизоляцию ПРУ; окраску водопроводных труб помещений - в зелёный цвет, канализационных труб - в чёрный цвет.

Возложить на Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Мантуровская центральная районная больница» обязанность по контролю за надлежащим состоянием защитных сооружений гражданской обороны с инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес] инвентарным номером [№], расположенного по адресу: [адрес].

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий             Е.С. Хасаншина

2-140/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мантуровский межрайонный прокурор
Ответчики
ОГБУЗ "Мантуровская окружная больница"
Администрация Костромской области
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
МТУ Росимущество во Владимирской, Ивановской, Костромской , Ярославской областях
Главное управление МЧС России по Костромской области
Департамент финансов Костромской области
Департамент здравоохранения Костромской области
Департамент региональной безопасности Костромской области
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Хасаншина Елена Сергеевна
Дело на странице суда
manturovsky.kst.sudrf.ru
07.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.04.2024Предварительное судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
15.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее