Судья Муравьева М.М. Дело № 33-1809
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2019 года г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Хрящевой А.А.,
судей Копнышевой И.Ю., Рябцевой О.В.
при секретаре Масюк С.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рябцевой О.В.
дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Ивановского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2019 года по иску Курганова Михаила Александровича к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка,
установила:
Курганов М.А. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, декларированной площадью 2000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. На земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, площадью 27,2 кв.м, также находящийся в собственности истца. До настоящего времени граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не была определена. Для приведения границы земельного участка в соответствие с требованиями земельного законодательства истцом было заказано межевание земельного участка, в результате которого кадастровым инженером была выявлена реестровая ошибка в сведениях о местоположении границы смежного земельного участка с кадастровым номером № входящего в единое землепользование с кадастровым номером №, категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, площадью 2248600 кв.м и видом разрешенного использования – под железную дорогу Иваново-Ермолино, граница которого определена ранее. Собственником данного земельного участка является Российская Федерация, арендатором – ОАО «Российские железные дороги». Кадастровым инженером было установлено, что земельный участок с кадастровым номером № пересекает границу принадлежащего истцу земельного участка. Данная реестровая ошибка была допущена в связи с тем, что при межевании земельного участка с кадастровым номером № не были учтены существующие на местности с 1992 года границы земельного участка истца. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № также пересекает смежные земельные участки с кадастровыми номерами №. В результате выявления реестровой ошибки кадастровым инженером ФИО6 был подготовлен межевой план по уточнению местоположения границы принадлежащего истцу земельного участка с одновременным исправлением ошибки в сведениях о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №. В связи с этим кадастровым инженером в адрес собственника и арендатора земельного участка были направлены предложения об исправлении реестровой ошибки в сведениях о местоположении его границы и акт согласования границы земельного участка с кадастровым номером № с учетом внесения изменений в сведения о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №. Однако согласовать границы принадлежащего истцу земельного участка не удалось.
После изменения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ истец просил установить границу земельного участка с кадастровым номером № по следующим координатам: № признать неправильно определенной часть границы земельного участка с кадастровым номером №,, исключить из ЕГРН сведения о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №, установленной по следующим точкам: № признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № в части наложения на земельный участок с кадастровым номером №, установить часть границы земельного участка с кадастровым номером № по точкам: №
Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С таким решением не согласилось Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, представляющее интересы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, подав апелляционную жалобу, в которой указывает на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, ссылается на то, что дело рассмотрено с ненадлежащим ответчиком.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав представителя Курганова М.А. адвоката Марьевскую Ю.С., возражавшую на жалобу, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из обстоятельств дела следует, что Курганов М.А. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, и расположенного на нем жилого дома, площадью 27,2 кв.м, 1956 года постройки, находящихся по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от 1.08.2016г.
Граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2248600 кв.м, категории земель -земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием - под железную дорогу Иваново-Eрмолино, находится в собственности Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № (условный участок), площадью 40872 кв.м., входит в состав единого землепользования земельного участка, с кадастровым номером №
На основании договора аренды земельного участка № от 27.10.2004 года, заключенного между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области и ОАО «РЖД» земельный участок с кадастровым номером № передан в аренду ОАО «РЖД».
По заключению кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>» ФИО6, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, при проведении спутниковых геодезических измерений выявлена реестровая ошибка в расположении земельного участка с кадастровым номером №, т.к. он пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №.
Удовлетворяя требования Курганова М.А., суд исходил из того, чтопри проведении кадастровых работ по определению местоположения границ земельного участка №, частью которого является земельный участок с кадастровым номером №, кадастровым инженером не было учтено наличие ранее учтенных земельных участков и их площадь, в том числе участка с кадастровым номером № а также не учтено наличие объектов капитального строительства, принадлежащих третьим лицам на указанных земельных участках. При этом земельный участок и жилой дом истца существуют на местности более 15 лет. Поэтому у Российской Федерации не могло возникнуть право собственности на земельный участок в указанных границах.
Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, находит его основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии со ст.22 того же Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании межевого плана кадастрового инженера ООО «<данные изъяты>» ФИО6, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером № и заключения судебной землеустроительной экспертизы, выполненной ООО « <данные изъяты>», судом было установлено, что имеет место наложение установленной границы земельного участка с кадастровым номером № на границу смежного земельного участка с кадастровым номером № входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером № по точкам № с координатами, указанными в приложениях № 2 и № 3 экспертного заключения, площадью 1271 кв.м.
Кроме того, на основании постановления главы администрации Богородского сельского Совета народных депутатов № 4 от 7.05.1992 г., выписки из похозяйственной книги Богородского сельского поселения за 1991-1996 г., технического паспорта по состоянию на 2.07.2007г., постановления администрации Богородкого сельского поселения от 3.03.2014 г. № 29 суд правильно установил, что земельный участок с расположенным на нем жилым домом, в настоящее время принадлежащие Курганову М.А., существуют на местности более 15 лет.
Исходя из указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что определении границ земельного участка с кадастровым номером 37:05:020612:1, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, необоснованно был включен земельный участок истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок Кашинцевой К.М. в 1992 году был предоставлен администрацией Богородского сельского Совета народных депутатов незаконно, с превышением предоставленных сельской администрации полномочий, не могут быть признаны состоятельными, поскольку право собственности истца и его правопредшественников на жилой дом и земельный участок никем не оспаривалось и зарегистрировано в установленном порядке.
Поскольку при внесении в государственный кадастровый учет сведений об уточненной границе земельного участка с кадастровым номером № входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, была допущена ошибка, не учтены границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего истцу, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
Образование земельного участка истца фактически является решением об изменении границы полосы отвода, т.к. при выделении земельного участка истца из участка, находящегося в государственной собственности, последний сохраняется в измененных границах.
Поскольку изменение границ данного земельного участка, а также внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений об изменении технических параметров этого участка непосредственно затрагивает права Федерального агентства железнодорожного транспорта, как федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относятся указанные вопросы, Федеральное агентство железнодорожного транспорта было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В соответствии с п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5.06.2008г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Предметом спора является местоположение земельного участка с кадастровым номером земельного участка с кадастровым номером №, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, имеющего вид разрешенного использования – для размещения объектов железнодорожного транспорта, который находится в собственности Российской Федерации.
Судебная коллегия считает, что поскольку разрешается спор в отношении объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности и имеющего вид разрешенного использования – для размещения объектов железнодорожного транспорта, надлежащими ответчиками по делу являются Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, представляющие в силу своих полномочий интересы Российской Федерации
Поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является по делу ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия отвергает как необоснованные, противоречащие п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
Поэтому судебная коллегия полагает, что суд, полно и всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии с требованиями процессуального законодательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского районного суда Ивановской области от 1 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: