Дело № 2-1125/2024
УИД: 67RS0007-01-2024-001729-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сафоново 19 ноября 2024 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
с участием прокурора : Дмитровой Е.А.,
при секретаре : Кайченковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вадинская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области, Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области в порядке статьи 45 ГПК РФ, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском (с учетом его уточнения) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вадинская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области (далее – МБОУ «Вадинская СОШ», образовательное учреждение), Администрации муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (далее – Администрация МО, Администрация).
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения образовательным учреждением законодательства об образовании и защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего нормативного регулирования одно из помещений школы (спортивный зал, актовый зал), предназначенных для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
В связи с этим, просит обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области незамедлительно по вступлению решения суда в законную силу обеспечить финансирование проведения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Вадинская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области мероприятий по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой); обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вадинская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области в течение шести месяцев с момента осуществления Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области соответствующего финансирования оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора Дмитрова Е.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск не признал.
Представители МБОУ «Вадинская СОШ», а также комитета по образованию Администрации МО «Сафоновский район», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При этом, в письменном ходатайстве представитель комитета по образованию просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав помощника Сафоновского межрайонного прокурора Дмитрову Е.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон № 181-ФЗ).
Согласно статье 14 названного Закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
В частности, в силу пунктов 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Частью 1 статьи 19 Закона № 181-ФЗ установлено, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
Конституцией Российской Федерации, ее статьей 43 (часть 1) закреплено право каждого на образование.
При этом, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации).
Положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273-ФЗ) также установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (часть 1).
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (часть 3).
При этом, реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (часть 4).
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5).
Статьей 28 Закона N 273-ФЗ определено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (пункт 1 части 6).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся (часть 7).
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 утвержден "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (далее – Порядок), который регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности для учащихся, воспитанников (далее - обучающиеся) по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 Порядка).
Данный Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность (пункт 2).
Пунктом 28 этого же Порядка определено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Правила доступности Организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
При этом, названный пункт Порядка содержит ссылку на часть 3 статьи 79 Федерального закона N 273-ФЗ, а также на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Положениями части 3 статьи 79 Закона № 273-ФЗ определено, что под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При этом, согласно части 4 названной нормы закона образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Подпунктом «г» пункта 4 "Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи", утвержденного вышеназванным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309, предусмотрено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а также защиты прав инвалидов в образовательных учреждениях Сафоновского района Смоленской области, в том числе, в МБОУ «Вадинская СОШ». В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение приведенного выше нормативного регулирования одно из помещений школы, предназначенное для проведения массовых мероприятий (спортивный зал, актовый зал), не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального района организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организацию предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Положениями пунктов 1-4 части 1 статьи 9 Закона N 273-ФЗ также установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
При этом, в силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению необходимых условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При этом, отсутствие в образовательном учреждении учащихся - инвалидов по слуху не освобождает от обязанности исполнения приведенных нормативных предписаний.
Кроме того, отсутствие в образовательном учреждении специального оборудования для инвалидов нарушает императивные требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа указанной категории лиц к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничения их жизнедеятельности.
Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, звукоусиливающей аппаратурой образовательным учреждением и Администрацией не представлено (статья 56 ГПК РФ).
Согласно Уставу МБОУ «Вадинская СОШ» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Сафоновский район» Смоленской области. При этом, функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения исполняет Администрация муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (пункт 1.4). Источником формирования финансовых ресурсов учреждения являются денежные средства, выделяемые целевым назначением из бюджета муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (пункт 6.2).
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также исходя из приведенных нормативных положений, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований заместителя Сафоновского межрайонного прокурора.
Вместе с тем, принимая во внимание, что оборудование специальной аппаратурой помещения школы, предназначенного для проведения массовых мероприятий, требует значительных финансовых затрат, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда для Администрации в течение девяти месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, для МБОУ «Вадинская СОШ» - в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств на оснащение здания такими системами (ст.206 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области (ИНН 6726003059) в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование проведения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Вадинская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области мероприятий по оборудованию помещения школы, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вадинская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области (ИНН 6726008875) в течение шести месяцев с момента осуществления Администрацией муниципального образования «Сафоновский район» Смоленской области соответствующего финансирования оборудовать помещение школы, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ С.А. Дроздов
Копия верна.
Судья Сафоновского районного суда С.А. Дроздов
Смоленской области
Мотивированное решение изготовлено 03.12.2024 г.