Дело № 2-2726/2019
УИД 55RS0004-01-2019-003321-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Пироговой М.А., при секретаре Бейсекеевой А.Х., помощник судьи Селезнева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске
15 октября 2019 года
дело по иску Столяр Светланы Федоровны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска о перерасчете пенсии, к БУ Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Министерству труда и социального развития Омской области о возложении обязанности предоставить льготы,
УСТАНОВИЛ:
Столяр С.Ф. обратилась в Октябрьский районный суд города Омска с названным иском, указав следующее. Является получателем пенсии по старости в соответствии с законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год работала на <данные изъяты> по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год работала на Омском шинном заводе по Списку № 1. С ДД.ММ.ГГГГ года по май ДД.ММ.ГГГГ года состояла на учете в центре занятости. Пенсия назначена в общей сумме 14 966,88 рублей. Общий трудовой стаж 30 лет 7 месяцев 8 дней, на момент оформления пенсии, в том числе 5 лет по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Также имеет звание «Ветеран труда Омской области». При получении удостоверения ни о каких льготах не сообщалось. С момента выхода на пенсию и по настоящее время истец не использовала льготы, которые предоставляются Ветерану труда. Считает, что указанный размер пенсии низкий, поскольку Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Октябрьском административном округе города Омска не произвело перерасчет пенсии с учетом реального заработка и не учло работу с вредными и опасными условиями труда. Истец обратилась в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда России в Октябрьском административном округе по городу Омску с просьбой о перерасчете общего трудового стажа. В удовлетворении требований было отказано, отказ считает незаконным. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Просила признать отказ ответчика в перерасчете пенсии истца незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии, взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском административном округе города Омска в пользу истца сумму уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, обязать Министерство труда и социального развития предоставить истцу все полагающиеся льготы в соответствии с федеральным законодательством.
В судебном заседании истец Столяр С.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме. Считает, что имеет право на перерасчет пенсии с учетом стажа, выработанного в условиях труда по Списку № 2 и по Списку № 1. Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии. Также просила обязать Министерство труда предоставить ей льготы по бесплатному проезду на неограниченное количество поездок в общественном транспорте по всей России, льготу на протезирование, по медицинскому обслуживанию, а также предоставить 50-процентную скидку на проезд в железнодорожном транспорте.
Представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска Сергеева А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования о перерасчете размера пенсии не признала, указав, что истец в установленном порядке с заявлением о перерасчете размера пенсии не обращалась, какие-либо документы, являвшиеся основанием для перерасчета не предоставляла.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области Рогачев В.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал ввиду их необоснованности. Указал, что меры социальной поддержки, предусмотренные для ветерана труда, истец получает на основании закона Омской области, меры социальной поддержки предоставляет истцу БУ Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». Министерство труда является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика БУ Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом о дате рассмотрения дела. По существу спора представлен письменный отзыв, в котором выражено несогласие с исковыми требованиями. Указано, что истец в полном объеме является получателем мер социальной поддержки, оснований для предоставления мер социальной поддержки в большем объеме не имеется.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Столяр С.В. является получателем мер социальной поддержки как Ветеран труда в виде ЕДВ (с ДД.ММ.ГГГГ года), оплаты коммунальных услуг и жилого помещения (с ДД.ММ.ГГГГ года), оплаты взноса на капитальный ремонт (с ДД.ММ.ГГГГ года), льготу по проезду в общественном транспорте.
Столяр С.Ф. претендует на получение мер социальной поддержки в виде безлимитного использования бесплатного проезда в общественном транспорте, бесплатного протезирования, 50-процентной скидки на проезд в железнодорожном транспорте. Указанное явилось основанием для обращения в суд с соответствующим иском к Министерству труда и социального развития Омской области.
Исковые требования о возложении на указанного ответчика обязанности предоставления перечисленных мер социальной поддержки удовлетворению не подлежат.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу статьи 22 поименованного Федерального закона меры социальной поддержки в отношении ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда в Омской области регулируется Законом Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
В соответствии с частью 3 статьи 21 указанного закона ветеранам труда предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
2) внеочередное оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
3) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
4) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в Омской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
4.1) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанной платы, определенной исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
4.2) денежный эквивалент скидки в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг;
5) денежный эквивалент скидки по оплате в размере 50 процентов услуг по вывозу жидких бытовых отходов;
5.1) первоочередное обеспечение твердым топливом при наличии печного отопления;
6) внеочередное предоставление социального обслуживания организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области;
7) оплата в размере 50 процентов стоимости дополнительных социальных услуг, перечень которых утверждается в порядке, определенном органом исполнительной власти Омской области в сфере социальной защиты населения (далее - дополнительные социальные услуги), предоставляемых в соответствии с законодательством организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Омской области;
8) ежемесячная денежная выплата.
Регулирование мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе ежемесячной денежной выплаты по льготной категории – «Ветеран труда» осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 12 ноября 2008 года № 190-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки в денежной форме отдельным категориям граждан в Омской области и Порядка определения ежемесячного дохода гражданина, имеющего звание «Ветеран Омской области».
Согласно названному Порядку ЕДВ осуществляется в заявительном порядке, путем обращения в филиал учреждения с заявлением и соответствующими документами.
Регулирование мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан осуществляется на основании Постановления Правительства Омской области от 25 ноября 2009 года № 224-п «О мерах социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан в Омской области».
Согласно пункта 3 указанного Постановления установлены меры социальной поддержки по проезду: 1) в виде права бесплатного проезда граждан, указанных в пункте 1 настоящего постановления, всеми видами пассажирского транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок в городском сообщении в пределах территории Омской области; 2) в виде права бесплатного проезда граждан, указанных в подпунктах 1 - 23 пункта 1 настоящего постановления, автомобильным пассажирским транспортом общего пользования, осуществляющим регулярные перевозки в пригородном и междугородном сообщениях в пределах территории Омской области; 5) в виде права бесплатного проезда граждан, указанных в подпунктах 3, 4, 7, 8, 10, 11, 13 - 17, 20 - 23 пункта 1 настоящего постановления, внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам перевозок пассажиров в пределах территории Омской области; 6) в виде права оплаты 50 процентов стоимости проезда граждан, указанных в подпунктах 1, 2, 12 пункта 1 настоящего постановления, внутренним водным транспортом по пригородным маршрутам перевозок пассажиров в пределах территории Омской области; 7) в виде права бесплатного проезда граждан, указанных в подпунктах 3, 4, 20 - 23 �������� настоящего постановления, железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области; 7.1) в виде права бесплатного проезда граждан, указанных в подпунктах 1, 11 пункта 1 настоящего постановления, инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", родителей и супруги (супруга) погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области в период с 1 апреля по 1 сентября 2010 года; 8) в виде права оплаты 50 процентов стоимости проезда граждан, указанных в подпунктах 1 (за исключением периода, указанного в подпункте 7.1 настоящего пункта), 2 пункта 1 настоящего постановления, железнодорожным пассажирским транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах территории Омской области.
При этом в соответствии с пунктом 4, установленная подпунктом 1 пункта 3 настоящего постановления мера социальной поддержки по проезду предоставляется при осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам в размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте, в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением категорий граждан, предусмотренных подпунктами 1, 7, 8, 11, 12, 22 пункта 1 настоящего постановления.
Установленные подпунктами 2 - 7, 8 пункта 3 настоящего постановления меры социальной поддержки по проезду предоставляются в суммарном размере не более 30 поездок по одной электронной транспортной карте в течение календарного месяца независимо от вида транспорта и населенного пункта, в котором осуществлена поездка, за исключением категорий граждан, предусмотренных подпунктами 1, 7, 8, 11, 12, 22 пункта 1 настоящего постановления.
Установленная подпунктом 2 пункта 3 настоящего постановления мера социальной поддержки предоставляется при осуществлении поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам, по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам. По межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам данная мера социальной поддержки предоставляется с ДД.ММ.ГГГГ года.
Установленные подпунктами 5 - 8 пункта 3 настоящего постановления меры социальной поддержки предоставляются при осуществлении поездок по маршрутам регулярных перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по регулируемым тарифам, водным транспортом в пригородном сообщении с учетом размера провозной платы.
Как указано ранее, истец является получателем мер социальной поддержки, предусмотренных перечисленными законодательными актами Омской области.
Оснований для возложения на Министерство труда Омской области обязанности по предоставлении истцу мер социальной поддержки в большем объеме судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований Столяр С.Ф. в данной части, в связи с чем в удовлетворении соответствующих исковых требований следует отказать.
Что касается исковых требований о перерасчете пенсии, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, Столяр С.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ года является получателем пенсии по старости, пенсия назначена досрочно, в связи с особыми условиями труда, в соответствии со статьей 12 «а» обз.2 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», ввиду осуществления ею работы по Списку № 1.
При назначении истцу пенсии в связи с особыми условиями труда учитывался стаж ее работы по Списку № 1 продолжительностью более 5 лет.
Истец не согласна с размером выплачиваемой ей пенсии, считает, что размер пенсии должен быть увеличен с учетом наличия у нее стажа не только в связи с работами по Списку № 1, но и также в связи с осуществлением в течение длительного периода работ, предусмотренных Списком № 2. Указанное явилось основанием для обращения в суд с соответствующим иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ОАО города Омска о перерасчете пенсии.
Исковые требования о возложении на ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ОАО города Омска о перерасчете пенсии подлежат удовлетворению.
Порядок и условия установления пенсионного обеспечения граждан определены в настоящее время Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 30 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», а также статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» установлен порядок расчета размера пенсии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года.
За период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в расчет размера пенсии учитываются страховые взносы, отображенные на лицевом счете застрахованного лица.
Согласно пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.
С ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ страховая часть пенсии выплачивается с учетом валоризации.
С 01 января 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 400-ФЗ расчет пенсии производится из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
В силу пункта 3 Порядка обращения за пенсией, предусмотренного Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера № 884н от 17 ноября 2014 года, граждане обращаются за перерасчетом размера пенсии путем подачи заявления о перерасчете размера пенсии лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
Для включения в стаж периодов работы истца по Списку № 2 истцу необходимо было предоставить справку, уточняющую условия труда, необходимых для назначения пенсии, а также в установленном порядке подать заявление в Пенсионный фонд о перерасчете пенсии.
Действительно, истцом такое заявление в установленном порядке не подано.
Вместе с тем, в судебное заседание истцом предоставлены справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года №№ №, №, №, №, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии. Справки подтверждают факт работы истца в производстве в Списке № 2, раздела XI, п.1 пп.4, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 Химическое производство, а также раздела Х п.2110А010, утвержденного Постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 Химическое производство, работа осуществлялась в течение полного рабочего дня, за исключением периодов простоев, отпусков без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком, учебного отпуска, работы с сокращенным рабочим днем.
Из ответа на судебный запрос ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в ОАО города Омска произведена оценка пенсионных прав истца с учетом представленных справок <данные изъяты> указано, что при включении в специальный стаж истца периодов работы в поименованной организации, размер пенсии может быть увеличен.
В силу статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет страховой пенсии или фиксированной выплаты к страховой пенсии – это изменение размера пенсии (выплаты) в связи с представлением новых документов, наличием у пенсионера дополнительного заработка или возникновением обстоятельств, от которых зависит размер пенсии (выплаты).
Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 23 этого же Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как указано ранее, Столяр С.Ф. в установленном порядке к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии не обращалась.
Вместе с тем, ввиду наличия основания для перерасчета пенсии истца, суд полагает возможным принять во внимание факт обращения Столяр С.Ф. в суд с исковым заявлением к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ОАО города Омска ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем возложить на ответчика обязанность по перерасчету размера пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете страховой пенсии в сторону увеличения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Столяр Светлане Федоровне в удовлетворении исковых требований к БУ Омской области «Многофункциональный Центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Министерству труда и социального развития Омской области о возложении обязанности предоставить льготы - отказать.
Исковые требования Столяр Светланы Федоровны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска о перерасчете пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе города Омска произвести перерасчет размера пенсии Столяр Светланы Федоровны с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22 октября 2019 года.
Судья подпись М.А.Пирогова