ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-205/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 19 января 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Шефер И.А. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №54RS0023-01-2019-002229-09 (2-160/2020) по иску Романовой С.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) о перерасчете пенсии
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Романова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее – УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное)) о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что ей с 12 июля 2017г. ответчиком была назначена досрочная страховая пенсия по старости в размере 7 225 руб.
Расчет, произведенный пенсионным органом, считает ошибочным, полагает, что размер её пенсии составляет 8 626,69 руб.
Считает, что ответчик неправомерно отказал взять за основу ее среднемесячный заработок за 2000-2001 годы, как наиболее выгодный вариант для расчета размера пенсии. Ее заработная плата за указанный период подтверждена документами, в том числе имеется подтверждение уплаты страховых взносов за указанный период.
Истец просила суд признать решение УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) об установлении ей пенсии в размере 7 069,24 руб. незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и установить её размер в 8 626,69 руб.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 3 июня 2020 г. отказано Романовой С.А. в удовлетворении исковых требований к УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) о перерасчете пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2020 г. решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 3 июня 2020 г. отменено, вынесено по делу новое решение, которым признано незаконным решение УПФР в Коченевским районе Новосибирской области (межрайонное) о перерасчете пенсии Романовой С.А. в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно «за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами». На ответчика возложена обязанность произвести расчет пенсии Романовой С.А. с 1 октября 2019 г. из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции заместителем начальника УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) Суровой М.В. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом первой интенции установлено и следует из материалов дела, что решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) с 12 июля 2017 г. Романовой С.А. назначена досрочная страховая пенсия по старости в размере 7 225 руб.
Истец полагает, что расчет ее пенсии в размере 7225 руб., произведенный пенсионным органом, является ошибочным, считает, что размер её пенсии составляет 8 626,69 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионный орган при расчете пенсии Романовой С.А. действовал в соответствии с законом, поскольку согласно частью 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» на иностранных граждан, не проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, индивидуальный лицевой счет не открывался, и сведения о заработной плате, получаемой на территории иностранного государства, не вносились.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (статья 1).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года (пункт 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно подпункту 8 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом того, что при исчислении расчетного размера трудовой пенсии по приведенным вариантам следует учитывать, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пункте 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003г. № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (пункт 11 Рекомендаций).
Таким образом, размер страховой пенсии в отношении пенсионных прав истца, приобретенных до 1 января 2002 г., может быть рассчитан с учетом заработной платы и трудового стажа, приобретенного на территории Республики Узбекистан, имевшего место до указанной даты.
Из материалов дела следует, что истцом для перерасчета пенсии заявлен заработок за 2000-2001 гг.
Руководствуясь пунктом 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», с целью проверки доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции было истребовано гражданское дело № 2-3256/2018 по иску Романовой С.А. к УПФР в Колыванском районе Новосибирской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, понуждении включить периоды работы в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии, а также предложено Романовой С.А. представить доказательств уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение за период 2000-2001 г в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Истцом представлены трудовая книжка и вкладыш к трудовой книжке, из которых следует, что в 2000-2001 г. истец осуществляла трудовую деятельность и производилась уплата страховых взносов на территории Республики Узбекистан, справка о заработке, учитываемом при исчислении пенсии, Романовой С.А. за период с июля 1994 г. по август 2011 г., выданная работодателем истца.
Из материалов дела № 2-3256/2018 усматривается, и было установлено решением 14 июня 2018 г., что уплата страховых взносов Романовой С.А. в пенсионные органы Республики Узбекистан подтверждается вкладышами к трудовой книжке об уплате страховых взносов, справками о заработной плате, в которых указано, что произведены все отчисления действующие по законодательству, актом проверки трудового стажа компетентным органом от 16 января 2018 г. Представленные документы содержат сведения о работе истца и перечислении страховых взносов за период 2000-2001 г.
Суд апелляционной инстанции установил, что акт проверки трудового стажа совпадает по содержанию с представленной в судебное заседание суда апелляционной инстанции справкой о заработке, учитываемом при исчислении пенсии Романовой С.А. за период с июля 1994 г. по августа 2011г., выданной работодателем истца, при этом акт содержит подпись специалиста по назначению пенсионного фонда государства, на территории которого ранее проживал истец, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что компетентным органом были проверены начисления и перечисления страховых взносов на имя Романовой С.А.
Учитывая, что трудовая деятельность истца и уплата страховых взносов в соответствующий орган подтверждены, в том числе вступившим в законную силу решением суда, при этом размер страховой пенсии в отношении пенсионных прав истца, приобретенных до 1 января 2002 г., может быть рассчитан с учётом заработной платы и трудового стажа, приобретенного на территории Республики Узбекистан, имевшего место до указанно даты, суд апелляционной инстанции признал незаконным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требовании и решение пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии Романовой С.А. из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Относительно начала периода нарушения пенсионных прав истца, в исковом заявлении Романова С.А. указала, что на ее обращение от 26 августа 2019 г. о перерасчете пенсии был дан ответ 24 сентября 2019 г. о том, что истцу полагает пенсия в размере 7 096 руб., после чего с октября 2019 г. ей стали перечислять пенсию в еще меньшем размере со ссылкой на решение территориального органа ПФР об обнаружении ошибки с которым истца не ознакомили.
В суде апелляционной инстанции представитель истца – Кудряшов Ю.В. подтвердил, что о нарушении своего права Романова С.А. узнала с октября 2019 г., поэтому перерасчёт необходимо произвести с 1 октября 2019г.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пришел к выводу о необходимости обязать ответчика произвести расчет пенсии Романовой С.А. с 1 октября 2019г. из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом, верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи