<данные изъяты>
Дело № 2-2919/2024
56RS0026-01-2024-004540-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2024 год город Орск Оренбургская область
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Фризен Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бервольд В.В.,
с участием заместителя прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Толстошеева И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Маркиной Татьяны Николаевны, к Министерству социального развития Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации г. Орска, об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией,
установил:
прокурор Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действуя в интересах Маркиной Т.Н. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальных прав граждан, в ходе которой были выявлены нарушения.
Указом Губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года № 103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» обстановка, сложившаяся на территории Оренбургской области в результате прохождения весеннего паводка, признана чрезвычайной ситуацией, которая отнесена к чрезвычайной ситуации регионального характера.
В ходе проверки установлено, что истец зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> В результате наводнения (паводка), произошедшего в апреле 2024 года, в указанном жилом доме на протяжении длительного времени отсутствовало центральное водоснабжение.
С целью оказания социальной поддержки истец в мае 2024 года обратилась с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, однако выплата до настоящего времени не предоставлена.
С учетом изложенного, просил суд установить факт постоянного проживания Маркиной Т.Н. по адресу: <адрес> признать за Маркиной Т.Н. право на получение единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 руб.; обязать Министерство социального развития Оренбургской области начислить и выплатить Маркиной Т.Н. единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 руб.; на основании статей 204, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратить решение суда к немедленному исполнению.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ГАУСО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске, Комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения».
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области Толстошеев И.С., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Маркиной Т.Н., представителей ответчиков Министерства социального развития Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, администрации г. Орска, представителей третьих лиц ГАУСО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске, Комиссии по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения», извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
От представителя ответчика ГАУСО Оренбургской области «Комплексный центр социального обслуживания населения» в г. Орске поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие уполномоченного представителя.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участков процесса, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте «в» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 вышеназванного Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом губернатора Оренбургской области от 04 апреля 2024 года № 103-ук «О введении на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации регионального характера» на территории Оренбургской области с 04 апреля 2024 года введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, определены границы зоны чрезвычайной ситуации согласно приложению.
Решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 07 апреля 2024 года №2 чрезвычайная ситуация, сложившаяся в результате прохождения весеннего паводка на территории Оренбургской области в 2024 году, отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 22 июня 2022 года № 609-пп утверждено Положение об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 Положения финансовая помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций (далее – финансовая помощь) оказывается гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального и межмуниципального характера.
Согласно пункту 3 Положения право на получение финансовой помощи имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации) и лица без гражданства, проживающие на дату введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, расположенных на территории Оренбургской области и попавших в зону чрезвычайной ситуации (далее - граждане), полностью или частично утратившие находящееся в указанных жилых помещениях имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 5 Положения установление факта проживания гражданина в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты гражданином имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, образованными органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов Оренбургской области.
Из пункта 15 Положения следует, что министерство социального развития Оренбургской области в течение 6 рабочих дней со дня регистрации заявления об оказании финансовой помощи рассматривает поступившие заявление и документы и принимает решение об оказании финансовой помощи либо отказе в оказании финансовой помощи, за исключением случая приостановления рассмотрения заявления по основанию, предусмотренному пунктом 15-1 настоящего Положения.
Согласно пункту 16 Положения основанием для отказа в оказании финансовой помощи, в том числе, является не подтверждение факта проживания заявителя в жилом помещении, указанном в заявлении об оказании финансовой помощи.
Рассматривая требования о признании права на получение единовременной материальной помощи, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года № 85-пп, обязании начислить и выплатить единовременную материальную помощь, суд приходит к следующему.
В целях оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим в период паводка, постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года № 85-пп утверждено Положение об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Положение).
В силу пункта 6 Положения, единовременная материальная помощь гражданину оказывается из расчета:
20 000 рублей на человека – при установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина, обусловленного невозможностью проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, по причине повреждения или частичного разрушения в результате чрезвычайной ситуации хотя бы одного из конструктивных элементов жилого здания (жилого помещения);
10 000 рублей – в иных случаях установления факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации.
К конструктивным элементам жилого здания (жилого помещения), учитываемых при установлении невозможности проживания в жилых зданиях (жилых помещениях), относятся фундамент, стены, перегородки, перекрытия, полы, крыша, окна и двери, отделочные работы, печное отопление, электроосвещение.
Размер единовременной материальной помощи определяется на дату принятия решения об оказании единовременной материальной помощи.
Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 04 апреля 2024 года № 1075-п утверждена комиссия по установлению фактов проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера на территории муниципального образования «Город Орск» (далее – Комиссия).
В соответствии с пунктом 2.1 указанного постановления, факт проживания граждан от 14 лет и старше в жилых помещениях, находящихся в зоне ЧС, устанавливается заключением комиссии на основании следующих критериев: гражданин зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону ЧС, при введении режима ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона Оренбургской области от 28 февраля 2022 года N 235/90-VI1-O3 "О регулировании отдельных вопросов в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", к полномочиям Правительства Оренбургской области в области защиты населения и территорий Оренбургской области от чрезвычайных ситуаций относится, в том числе, принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с абзацем 7 пункта 13 Положения о Министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 9 сентября 2010 года N 183-ук, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет социальные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Оренбургской области.
При рассмотрении дела судом установлено, что Маркина Т.Н. зарегистрирована, проживает и проживала на момент паводка по адресу: <адрес>, данные обстоятельства подтверждаются паспортом, где указана постоянная регистрация Маркиной Т.Н. по адресу: <адрес> с 25 июля 1997 года.
По материалам дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором проживает истец Маркина Т.Н. попало в зону чрезвычайной ситуации в период весеннего паводка в апреле 2024 года, в связи с чем в указанном доме длительное время отсутствовало центральное водоснабжение.
С целью оказания социальной поддержки Маркина Т.Н. обратилась через Госуслуги с заявлениями об оказании единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Поскольку факт проживания истца по указанному адресу установлен не был, комиссией констатировано отсутствие нарушений условий жизнедеятельности. В этой связи в удовлетворении заявления о единовременной выплате было отказано.
Суд не может согласиться с отказом в выплате истцу единовременной материальной помощи, поскольку факт проживания истца в жилом помещении, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации установлен, отсутствие центрального водоснабжения в жилом здании не оспаривается.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией.
Вместе с тем, в удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области, администрации г. Орска, суд считает необходимым отказать, поскольку такая обязанность в силу закона возложена на Министерство социального развития Оренбургской области.
В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом характера заявленных требований, введенного на территории Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Маркиной Татьяны Николаевны, к Министерству социального развития Оренбургской области об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией – удовлетворить.
Установить факт проживания Маркиной Татьяны Николаевны по адресу: <адрес>
Признать за Маркиной Татьяной Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, предусмотренной постановлением Правительства Оренбургской области от 31 января 2023 года № 85-пп «О единовременной материальной помощи и единовременных пособиях гражданам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Оренбургской области» вследствие нарушения условий жизнедеятельности гражданина при чрезвычайной ситуации, проживающего в жилом доме, находящимся в границах зоны чрезвычайной ситуации.
Взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу Маркиной Татьяны Николаевны (<данные изъяты>) единовременную материальную помощь гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и у которых в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нарушены условия жизнедеятельности, в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Маркиной Татьяны Николаевны, к Правительству Оренбургской области, администрации г. Орска об установлении факта проживания, о признании права на единовременную материальную помощь, в связи с чрезвычайной ситуацией – отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено – 16 декабря 2024 года.
Председательствующий судья: (подпись) Ю.А. Фризен