Дело № 2а-959/2021
74RS0031-01-2021-000660-41
РЕШЕНИ Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Грачевой Е.Н.
при секретаре Миловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области к Митрофановой ЛО о взыскании налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Челябинской области обратились в суд с административным иском к Митрофановой О.Л. о взыскании налога, пени.
В обоснование административного иска указано, что по сведениям подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, представленным в налоговую инспекцию, налогоплательщик Митрофанова О.Л. являлась собственником транспортных средств: <данные изъяты>, а также автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. Митрофановой О.Л. за 2015 год по сроку уплаты 01 декабря 2016 года начислен транспортный налог на два указанных автомобиля в размере 34 000 руб., 2 880 руб. В связи с тем, что налогоплательщиком в срок не оплачена сумма налога, начислена пеня на сумму 36 880 руб., за период с 02 декабря 2016 года по 01 октября 2018 года и составляет 3 532,32 руб. Задолженность по транспортному налогу взыскана с Митрофановой О.Л. на основании судебных актов в полном объеме, пени в указанном размере не уплачены.
Митрофанова О.Л. имеет на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес обезличен> За 2015 год у Митрофановой О.Л. образовалась задолженность по уплате налога на имущество физических лиц по сроку уплаты 01 декабря 2016 года в размере 41 832 руб., за 2017 год по сроку уплаты 03 декабря 2018 года – 2 539 руб. На сумму задолженности начислены пени. Пени по налогу на имущество (срок уплаты 01 декабря 2016 года) за 2015 год начислены на сумму налога 41 832 руб. за период с 02 декабря 2016 года по 20 ноября 2018 года и составляет 7 132,84 руб. Пени по налогу на имущество (срок уплаты 03 декабря 2018 год) за 2017 год начислены на сумму налога 2 539 руб. за период с 04 декабря 2018 года по 18 февраля 2019 года – 40,67 руб.
Просит взыскать с Митрофановой О.Л. пени по транспортному налогу в размере 3 532, 32 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 7 173,51 руб. (л.д. 3-7).
Представитель административного истца – МИФНС № 16 по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Административный ответчик Митрофанова О.Л. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом (л.д. 35).
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п.1 ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно п.3 ст.356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Митрофанова О.Л. являлась собственником транспортных средств: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, который отчужден ею 25 ноября 2016 года, автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> который также отчужден ею 01 декабря 2018 года.
Помимо этого, в судебном заседании установлено, что Митрофанова О.Л. является собственником с <дата обезличена> и по настоящее время жилого дома по адресу: г<адрес обезличен>
Согласно ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки и пеней.
Статья 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст.52 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление с указанием сумма налога, подлежащей уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
В силу ст.ст. 69-70 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.3 и п.4 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, административный ответчик не исполнил обязанность по уплате транспортного за 2015 год, а также своевременно не уплатил налог на имущество за 2015 год, за 2017 год на основании налоговых уведомлений.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В адрес Митрофановой О.Л. направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от 06 августа 2016 года о начислении транспортного налога за 2015 год в размере 36 880 руб., а также о начислении налога на имущество физического лица за 2015 год в размере 41 832 руб. (л.д.18). Срок уплаты не позднее 01 декабря 2016 года.
Поскольку уведомление об уплате налога не исполнено, в адрес Митрофановой О.Л. направлено требование <данные изъяты> о необходимости уплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц в срок до 03 сентября 2019 года, а также пени в размере 17 651,8 руб. (л.д. 16).
Из содержания материалов дела также следует, что в адрес административного ответчика направлялось уведомление, а затем требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 года по сроку уплаты 03 декабря 2018 года в размере 2 539 руб.
Задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 36 880 руб., а также задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, за 2017 год в размере 44 371 руб., взыскана с Митрофановой О.Л. на основании судебных актов, что следует из административного иска.
Пункт 4 ст. 69 НК РФ предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).
Согласно положениям статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
17 декабря 2019 года МИФНС № 16 по Челябинской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Митрофановой О.Л. пени на транспортный налог в размере 3 532,32 руб., а также пени на налог на имущество физических лиц в размере 14 119,48 руб. (л.д. 29-30). На основании заявления МИФНС № 16 по Челябинской области выдан судебный приказ о взыскании пени с Митрофановой О.Л. в размере 17 651,80 руб. 29 июля 2020 года судебный приказ отменен на основании заявления административного ответчика (л.д. 33).
Таким образом, на момент обращения административного истца с заявлением о вынесении судебного приказа, административным исковым заявлением, налоговым органом не пропущен установленный законом срок для предъявления данных требований.
Расчет взыскиваемых сумм с административного ответчика судом проверен, составлен верно, контррасчет административным ответчиком не представлен.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с Митрофановой О.Л. пени по транспортному за 2015 год на сумму налога 36 880 руб. за период с 02 декабря 2016 года по 01 октября 2018 года в размере 3 532,32 руб., а также пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, 2017 год в размере 7 132,84 руб. за период с 02 декабря 2016 года по 20 ноября 2018 года в размере 7 132,84 руб., за период с 04 декабря 2018 года по 18 февраля 2019 года – 40,67 руб., подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что Митрофановой О.Л. не исполнена обязанность по уплате обязательных платежей и санкций в установленный законом срок, что привело к начислению пени.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С Митрофановой О.Л. следует взыскать госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области к Митрофановой ОЛ о взыскании транспортного налога, пени удовлетворить.
Взыскать с Митрофановой ОЛ, <адрес обезличен>, ИНН <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу место жительства: <адрес обезличен>, в пользу Межрайонной ИФНС № 16 по Челябинской области задолженность:
- пени по транспортному налогу за период с 02 декабря 2016 года по 01 октября 2018 года в размере 3 532,32 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02 декабря 2016 года по 20 ноября 2018 года в размере 7 132,84 руб.;
- пени по налогу на имущество физических лиц за период с 04 декабря 2018 года по 18 февраля 2019 года в размере 40,67 руб.
Всего взыскать 10 705 (десять тысяч семьсот пять) руб. 83 коп.
Взыскать с Митрофановой ОЛ государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение принято 23 марта 2021 года.