Судья Миллер С.А. дело № 33а-1208/2020
УИД 58RS0018-01-2020-003403-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2021 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
судей Мартыновой Е.А., Окуневой Л.А.,
при секретаре Кротовой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Мартыновой Е.А. административное дело № 2а-124/2021 по апелляционной жалобе Шелепина В.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 января 2021 года, которым постановлено:
административный иск Шелепина В.А. к Правительству Пензенской области о признании незаконными действий по нарушению права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шелепин В.А. обратился в суд с административным иском к администрации Пензенской области и Правительству Пензенской области, указав, что с 1 января 2019 года ему не выплачивается компенсация в размере 50% от платы за жилье, услуги и работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт, предусмотренная статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов). По мнению административного истца, с 1 января 2019 года инвалидам выплачивается компенсация в соответствии с Законом Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» и постановлением Правительства Пензенской области от 28 июля 2019 года № 316-пП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области», которые предусматривают порядок расчета компенсации исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм расходов, что не соответствует статье 17 Закона о социальной защите инвалидов. Полагает, что административные ответчики неправильно толкуют статью 72 Конституции Российской Федерации, а также статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», поскольку им предоставлено лишь право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки инвалидов за счет бюджета Пензенской области, не подменяя ими мер, установленных Законом о социальной защите инвалидов. Шелепин В.А. также считает, что при начислении субсидий в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов должен применяться порядок расчета расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, предусмотренный частью 6 статьи 159 ЖК РФ, а порядок расчета, установленный на региональном уровне, должен учитываться только при назначении дополнительных мер социальной поддержки инвалидов, установленных Пензенской областью.
С учётом уточнений Шелепин В.А. просил признать незаконными действия администрации Пензенской области и Правительства Пензенской области по нарушению его прав на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и взносов на капитальный ремонт, предусмотренных статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов и обязать их предоставить компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг по региональным стандартам в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 29 декабря 2015 года № 753-пП с изменениями за период с 1 июня 2019 года по январь 2021 года.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции, установив, что постановлением Губернатора – Председателя Правительства Пензенской области от 2 июня 1998 года № 1 администрация Пензенской области преобразована в Правительство Пензенской области, которое является её правопреемником, определил в качестве административного ответчика - Правительство Пензенской области.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Шелепин В.А. просит решение отменить, ссылаясь на обстоятельства, изложенные им в административном исковом заявлении, а также учесть определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года № 56-КГ18-38.
Административный истец Шелепин В.А., представитель административного ответчика Правительства Пензенской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150, части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в связи с неявкой в судебное заседание всех участвующих в деле лиц и их представителей дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, принятого в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Решение является законным, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, Шелепин В.А. является инвалидом I группы в связи с общим заболеванием (л.д.3) и имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных статьёй 17 Закона о социальной защите инвалидов.
Статьёй 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп также предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы органам власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи (статья 28.2 Закона о социальной защите инвалидов).
Реализуя указанные положения федерального законодательства на территории Пензенской области, Законодательное Собрание Пензенской области приняло Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области» (далее - Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО), статьёй 1 которого установлено предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области, имеющим на это право, в том числе в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов.
Статьёй 2 указанного выше Закона Пензенской области предусмотрено, что компенсация предоставляется отдельным категориям граждан исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в статье 1 настоящего Закона. Порядок предоставления компенсации определяется Правительством Пензенской области.
В развитие положений указанного выше закона Правительством Пензенской области 28 мая 2019 года принято постановление № 316-пП «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области».
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При рассмотрении настоящего административного дела судом первой инстанции необходимая совокупность вышеуказанных условий не была установлена, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, районный суд исходил из того, что административным истцом фактически оспариваются положения Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО и постановления Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП относительно формы и механизма предоставления мер социальной поддержки, юридическая оценка которым дана в решениях Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года и от 9 декабря 2020 года, а назначение компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не отнесено к компетенции Правительства Пензенской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1-1 Закона Пензенской области от 2 декабря 2006 года № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Российской Федерации по назначению (перерасчёту) ежемесячной денежной выплаты компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно Закону Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО, в том числе инвалидам.
Таким образом, предоставление административному истцу мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не входит в компетенцию Правительства Пензенской области, как высшего органа исполнительного власти Пензенской области.
Исходя из приведенного выше законодательства, Правительство Пензенской области наделено лишь полномочиями по установлению порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, проживающим на территории Пензенской области (часть 2 статьи 2 Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО).
Вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 28 мая 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Шелепина В.А. об оспаривании Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО отказано.
Также было оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Шелепина В.А. об оспаривании постановления Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП, утвердившего Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области. Решение Пензенского областного суда от 9 декабря 2020 года вступило в законную силу.
Из указанных судебных постановлений следует, что существующие в Пензенской области форма и механизм предоставления инвалидам мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не противоречат действующему законодательству и не нарушает прав Шелепина В.А.
Доводы административного истца о том, что Закон Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО и постановление Правительства Пензенской области от 28 мая 2019 года № 316-пП регламентируют лишь порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам в Пензенской области и не имеют отношения к льготам, установленным в статье 17 Закона о социальной защите инвалидов основан на неправильном толковании правовых норм.
Статьями 1 и 2 Закона Пензенской области от 30 ноября 2018 года № 3270-ЗПО установлено, что гражданам, проживающим на территории Пензенской области, имеющим на право в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, их предоставление осуществляется в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иной правовой механизм предоставления инвалидам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в Пензенской области отсутствует и на федеральном уровне не урегулирован.
При таких обстоятельствах, действия Правительства Пензенской области, осуществившего правовое регулирование порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам не противоречат закону и не нарушают прав Шелепина В.А. на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года № 56-КГ18-38, на которое ссылается Шелепин В.А. в апелляционной жалобе, не имеет отношения к спорным правоотношениям и не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки установленных по делу обстоятельств и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шелепина В.А. <данные изъяты> – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи