Решение по делу № 2-821/2022 от 02.08.2022

25RS0006-01-2022-001683-23

Дело № 2-821/2022

Р Е Ш Е Н И Е

                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Арсеньев                                                                                      23 сентября 2022 года

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Дергуновой И.В.,

при секретаре Щербиной И.Ю.,

с участием прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Ахмедова А.М., ответчика представителя войсковой части 42718 Дробязко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Абросимова Алексея Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» и командиру войсковой части 42718,

установил:

Заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что 32 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства в деятельности должностных лиц ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю». Так, установлено, что Абросимов А.В. работает в                       в/ч 42718 в должности сторожа команды сторожевой охраны. Войсковая часть 42718 собственного финансового органа и отдельных лицевых счетов не имеет, в соответствии с приказом заместителя Министра обороны РФ дсп от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», а также договором на обслуживание №92/2017 от 20.12.2017 состоит на финансовом обеспечении в                    ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», которое осуществляет начисление и выплату всех денежных средств в виде вознаграждения работникам за осуществление трудовой деятельности. При этом Ткачёву В.С. не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, поскольку в заработную плату включена премия, определенная приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ. Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 29.12.2020 №473-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01 января 2021 года составлял 12 792 рубля в месяц. Вместе с тем, премия, выплачиваемая на основании приказа МО РФ № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала                    в/ч № 42718, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Положения ст.ст. 129, 133 Трудового кодекса РФ и приказа МО РФ № 1010 не предполагают включение в состав заработной платы работника материальное стимулирование. Исходя из расчета задолженности по заработной плате в спорном периоде 2021 г. заработная плата не доплачена в размере 21217,62 рублей, поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премии, выплачиваемой на основании приказа МО РФ № 1010, включены ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в состав минимального размера оплаты труда. На основании изложенного заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона просил признать действия ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», незаконными, с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда и взыскать в пользу Абросимова А.В. недоплаченную заработную плату (премию) за период с февраля по ноябрь 2021 г. в размере 21217,62 рублей.

Прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона в судебном заседании поддержал исковые требования, по основаниям изложенном в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Истец Абросимов А.В., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

Представитель войсковой части 42718 в судебном заседании просила отказать в исковых требованиях, указав, что войсковая часть заработную плату работникам части не выплачивает и не начисляет, следовательно, ответчиком быть не может.

Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения, из которых следует, что при решении вопроса о доплате работнику заработной платы до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение трудовых обязанностей в конкретном месяце, в том числе выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010. Тот факт, что дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010, не предусмотрены системой оплаты труда, которая устанавливается приказом Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019, не означает, что данные дополнительные премии не являются вознаграждением за труд и не относятся к заработной плате, определенной ст. 129 ТК РФ, которая должна соответствовать требованиям ст. 133 ТК РФ. Филиалом №1 ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» при сравнении с МРОТ размера начисленной работникам заработной платы, учитывались предусмотренные приказом Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019 должностные оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты, в том числе ежемесячные премии в размере 25% должностного оклада, а также дополнительные премии, выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010. При этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в определенных местностях осуществляется сверх МРОТ. При этом истцом не было учтено, что расходы на дополнительное материальное стимулирования, предусмотренное приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010, осуществляется за счет денежных средств, направляемых Министерством обороны РФ на выплату денежного довольствия военнослужащим и на оплату труда лиц гражданского персонала (пункты 2,3 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ № 1010 от 26.07.2010) и является вознаграждением, выплачиваемым работодателем работнику за качество выполненной им работы. Трудовым законодательством Российской Федерации допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере ниже МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Девятого Кассационного суда общей юрисдикции от 17.02.2022 по делу № 88-1177/2022.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил обеспечить возможность участия в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представил возражения, из которых следует, что в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом ВС РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.

Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала ВС РФ, не изменяет действующую систему оплаты труда, а определяет использование экономии средств, предусмотренных в федеральном бюджете на оплату труда гражданского персонала ВС РФ, в виде дополнительного материального стимулирования, не предусмотренного системой оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 349 ТК РФ работника организаций и учреждений, подведомственных МО РФ, устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. На основании приказа № 545 от 18.09.2019 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников воинских частей и организаций вооруженных сил РФ», которым утверждено положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно утвержденному приказом № 1010 Порядку дополнительное материальное стимулирование производится периодически, то есть за счет средств экономии фонда оплаты труда. Тем самым, так как оплата до МРОТ при расчете фонда оплаты труда не предусмотрена, ее начисление надлежит производить за счет средств экономии фонда оплаты труда, которая включает в себя премию, предусмотренную приказом № 1010 и иные стимулирующие выплаты, не указанные в приложении № 3 приказу № 545. На основании ежеквартальных решений Министра обороны РФ в 2021 г. выплата премий носит ежемесячный характер с утвержденной суммой на одного работника в течении года.

Кроме того, приказами Министра обороны РФ № 545, № 1010 и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. Таким образом, при определении размера оплаты труда до уровня МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд, а значит истцу начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ.

Возлагая на ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» обязанности начислять заработную плату без учета премий в составе МРОТ с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, военный прокурор вмешивается в порядок начисления Управлением заработной платы, в том числе в рамках реализации законодательства о МРОТ, установленный в МО РФ, что недопустимо и является ограничением права распоряжаться средствами федерального бюджета, предусмотренными на содержание МО РФ, и реализацию возложенных на него полномочий. Просит в исковых требованиях заместителя 32 военной прокуратуры гарнизона отказать в полном объеме.

       С учетом уведомления сторон надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя МО РФ и представителя ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», истца Абросимова А.В.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и судом установлено, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Абросимов А.В. принят в войсковую часть 42718 на должность начальника смены команды сторожевой охраны, с должностным окладом 5970 рублей, который в дальнейшем согласно дополнительного соглашения № 1 от 01.07.2018 был увеличен до 7159 рублей.

Частью 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ).

Согласно статьям 16, 20 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключенного в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Статьей ст. 129 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

С учетом постановлений Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 №17-П, от 16.12.2019 №40-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).

Пунктом 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П установлено, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

Как следует из ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Взаимосвязанное толкование положений части третий статьи 133 Трудового кодекса РФ и части первой статьи 129 ТК РФ позволяет сделать вывод, что не менее МРОТ должна быть сумма всех элементов заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты, за исключением выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (районный коэффициент, надбавка за отдаленность, за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, работу в ночное время). МРОТ гарантируется работнику независимо от применяемой у работодателя системы оплаты труда. В соответствии со ст. 2 ст. 133 Трудового кодекса РФ МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, предназначенное работнику как стороне трудового договора и выплачиваемое ему работодателем в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включающее также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Как следует из положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010, а также из утвержденного данным приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно, при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения работником своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной деятельности.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное названным приказом Министра обороны Российской Федерации, является периодической выплатой, предоставляемой работнику за счет бюджетных средств, выделенных на заработную плату и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением им своих должностных обязанностей. Несмотря на то, что трудовым законодательством дополнительное материальное стимулирование к заработной плате работника непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты труда, входящим в состав заработной платы. Следовательно, заработная плата работника, соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010, являются формой оплаты их труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате, т.е. указанные стимулирующие выплаты исходя из нормативного регулирования порядка их осуществления и источника финансирования являются составной частью заработной платы работника. В постановлении КС РФ от 26.03.2021 № 8-П изложено аналогичное толкование взаимодействия норм федерального законодательства и приказов МО РФ.

Из выписок из приказов командира войсковой части 42718 и приложений к ним следует, что командиром войсковой части в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010 приказано выплатить гражданскому персоналу войсковой части дополнительное стимулирование по итогам работы определенный месяц 2021 года в размерах, согласно приложению к настоящему приказу (суммы указаны с учетом применяемых к заработной плате районного коэффициента и процентной набавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), в том числе и Абросимову А.В.

Из расчета начисленной заработной платы Абросимову А.В. за 2021 год следует, что ему производилась доплата до МРОТ.

Суд соглашается с доводами представителя ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» о том, что при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за использование трудовых обязанностей в конкретном месяце, в том числе выплачиваемые в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №1010 от 26.07.2010. При этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда, должны быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок за работу в определенных местностях осуществляется сверх МРОТ в связи со следующим.

Согласно пункту 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459, пункту 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, а также пунктам 2, 6, 7 и 12 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного этим приказом, пункту 6 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700, дополнительная стимулирующая выплата производится военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за счет средств федерального бюджета, выделяемых на выплату денежного довольствия указанных лиц, и, следовательно, является частью денежного довольствия военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, как денежного вознаграждения за труд в виде военной службы, приравненного к заработной плате.

Как следует из пункта 2 приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, а также из утвержденного данным приказом Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, дополнительное материальное стимулирование производится периодически (ежеквартально, соответственно, при наличии в соответствующем периоде разницы между предусмотренными и выплаченными исходя из фактической численности средствами) и, будучи обусловленным эффективностью исполнения военнослужащим своих обязанностей, не предоставляется, в частности, тем из них, кто имеет дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, либо неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, а также допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности (п. 11).

Письмом Минтруда России от 05.06.2018 №14-0/10/В-4085 о направлении информации по вопросам, связанным с повышением минимального размера оплаты труда разъяснено, что в соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего норму труда) должна быть не ниже МРОТ. Таким образом, квартальная премия за квартал (год) будет учитываться только в месяце, в котором она начислена. Заработная плата за другие месяцы должна быть не ниже МРОТ с начислением на него «северных выплат» без учета премии, который работник, возможно, получит по итогам работы за квартал (год). Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.

Из письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу обеспечения выплаты заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда и по компетенции от 13.04.2021 следует, что согласно ст. 130 Трудового кодекса РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина МРОТ. Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере ниже МРОТ при условии, что общий размер заработной платы за месяц (включая доплаты и надбавки) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), будет не меньше МРОТ. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также дополнительные оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей). При этом в силу статей 315-317 Трудового кодекса РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Таким образом, при заключении трудового договора с работником ему необходимо предусмотреть месячную заработную плату не ниже МРОТ (с учетом Постановления № 17-П, Постановления № 40П и Постановления № 38-П). При этом месячная норма рабочего времени (нормы труда), при выполнении которой предусмотрена заработная плата не ниже МРОТ, также определяются трудовым договором. Учитывая изложенное, при установлении оплаты труда работникам следует обеспечить ее размер не ниже МРОТ с учетом вышеуказанных решений Конституционного Суда Российской Федерации (при условии выполнения норм рабочего времени (норм труда).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Несмотря на то, что Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» дополнительное материальное стимулирование к денежному довольствию военнослужащих непосредственно не отнесено, основания и условия предоставления указанной выплаты, характеризующие ее правовую природу, позволяют признать ее составным элементом системы оплаты воинского труда, входящим в состав денежного довольствия лиц, проходящих военную службу по контракту, установленным Президентом Российской Федерации в соответствии с частью 34 статьи 2 названного Федерального закона. Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (соответственно, и все составные его части, включая дополнительное материальное стимулирование, установленное для данной категории военнослужащих приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010), являясь формой оплаты их труда, представляет собой платеж, приравненный к заработной плате (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2021 № 8-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.А. Носаева»).

При таком положении доводы заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона о том, что премия, выплачиваемая на основании приказа Министра обороны РФ № 1010, не является составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части 42718, поскольку является дополнительным материальным стимулированием и подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, подлежат отклонению, поскольку объективно совокупный размер оплаты труда за спорные периоды выплачивался Абросимову А.В. в размере не ниже минимального размера оплаты труда за счет включения в состав оплаты труда выплат, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010.

При исследовании расчета начисленной заработной платы Абросимову А.В. за 2021 год, а также расчетных листков за спорный период, установлено, что размер оклада по занимаемой им должности составил менее минимального размера оплаты труда, однако с учетом оклада, а также иных выплат, премий, в том числе в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 1010 от 26 июля 2010 года, установленный размер выплачиваемой истцу ежемесячной заработной платы превысил установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, в связи с чем, при начислении истцу заработной платы                  ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю» не допущено нарушений положений ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ. В соответствии расчетом начисленной заработной платы за 2021 год ежемесячный доход Абросимова А.В. превышает минимальный размер оплаты труда. Таким образом, при определении оплаты до МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд и Абросимову А.В. начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав работника и отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Абросимова А.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В иске заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Абросимова Алексея Владимировича к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» и командиру войсковой части 42718 о признании действий ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» по включению премии, выплачиваемой Абросимову А.В., на основании приказа МО РФ от 26.07.2010 № 1010 в состав минимального размера оплаты труда, незаконными и о взыскании с ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в пользу Абросимова А.В. недополученной заработной платы за период с февраля по ноябрь 2021 г. в размере 21 217 руб. 62 коп.- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

     Судья                                                                                             И.В. Дергунова

Мотивированное решение изготовлено 28.09.2022 г.

2-821/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Заместитель военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Командир войсковой части 42718
ФКУ "УФО МО РФ По Приморскому краю"
Министерстов обороны Российской Федерации
Другие
Абросимов Алексей Владимирович
Суд
Арсеньевский городской суд Приморского края
Судья
Дергунова И.В.
Дело на странице суда
arsenievsky.prm.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
06.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2022Подготовка дела (собеседование)
23.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее