Дело (УИД) № 21RS0019-01-2024-000258-55
Производство № 2-216/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2024 г. г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии
в составе:
председательствующего судьи Сокрашкиной А.Г.,
при секретаре Черновой С.Ю.,
с участием:
помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики Николаевой Д.И.,
истца Ильиной Г.В.,
представителя ответчика Минздрава Чувашии Кузьминой Н.Н., по доверенности от 26.12.2023 г.,
представителя ответчика БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии Крайнова А.В., по доверенности от 31.10.2022 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту интересов Ильиной Г.В. к Министерству здравоохранения Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Ядринская центральная районная больница им. К.В.Волкова» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом для получения медицинской помощи,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ядринского района Чувашской Республики в защиту интересов Ильиной Г.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Ядринская центральная районная больница им. К.В.Волкова» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Ильину Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> от места её жительства до места получения медицинской помощи методом программного <данные изъяты> – ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» и обратно к месту жительства, согласно графику проведения указанной процедуры.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведены надзорные мероприятия соблюдения законодательства в сфере охраны здоровья граждан. При этом установлено, что Ильина Г.В. является <данные изъяты>, получает пожизненный программный <данные изъяты> в обособленном подразделении ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» в <адрес> (на базе БУ ЧР «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии). Ильина Г.В. проходит лечение пожизненно 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница согласно установленному графику). Пропуски сеансов недопустимы. На данную процедуру Иванова Г.В. вынуждена добираться междугородним общественным транспортом, по состоянию здоровья (<данные изъяты>, плохо переносит такие поездки, куда добирается с пересадками. В настоящее время организованных перевозок пациентов с таким диагнозом для получения лечения в г. Чебоксары из Ядринского района, в том числе из <адрес> не осуществляется, договоры в указанной сфере отсутствуют. Процедура гемодиализа на территории <адрес> и г. Ядрина, где проживает Ильина Г.В., не проводится. Ильина Г.В. в силу своих физических особенностей здоровья ограничена в возможности самостоятельно прибывать в медицинское учреждение для получения медицинской помощи в виде процедуры <данные изъяты>, в предоставлении которой она нуждается пожизненно. Ильиной Г.В. ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» Минтруда России установлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида № от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с указанной программой Ильина Г.В. имеет нарушения <данные изъяты>, по результатам которых Ильина Г.В. имеет стойкое <данные изъяты>, ограничения к способности передвижения. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2022 г. №788 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, финансовое обеспечение которой проводится за счет средств республиканского бюджета и средств обязательного медицинского страхования. В соответствии с разделом 3 «Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно», гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях, в том числе, при болезни мочеполовой системы. Высокотехнологическая медицинская помощь осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. В силу положений п. 2 вышеуказанной Программы, при оказании специализированной медицинской помощи в случае необходимости осуществляется эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Чувашской Республики, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство здравоохранения Чувашской Республики является исполнительным органом Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сфере здравоохранения. Основными задачами которого, являются, в том числе: разработка и реализация государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и санаторно-курортного дела; организация и совершенствование оказания медицинской помощи, обеспечение доступности и повышения ее качества, профилактики заболеваний; организация системы оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение оказания медицинской помощи гражданам в объеме Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи; организация и совершенствование оказания медицинской помощи, обеспечение доступности и повышения ее качества, профилактики заболеваний. Из Приказа Минздрава Российской Федерации от 13.08.2002 г. №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации деятельности отделения диализа», «Рекомендуемым положением об организации деятельности Центра амбулаторного диализа») следует, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Заместительная терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена Приказом Минздрава Российской Федерации от 20.12.2012 г. №1271-н к специализированной медицинской помощи. В соответствии с п. 3.42.5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Чувашской Республике, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015 г. №367, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции, в том числе, по предоставлению гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно. В разделе 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 г. № 2497 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» указано, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно. При таких обстоятельствах, учитывая, что на Министерство здравоохранения Чувашской Республики возложены полномочия обеспечения граждан Чувашской Республики необходимой медицинской помощью, организации её доступности и качества, по мнению прокурора Ядринского района Чувашской Республики, необходимо возложить обязанность организации доставки для получения медицинской помощи, оказываемой бесплатно в рамках территориальной программы в заместительной терапии методом диализа и не имеющих возможности самостоятельного прибытия в медицинское учреждение, оказывающее такую помощь, именно на БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии и Минздрав Чувашии.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики (л.д. 58-59).
В судебном заседании помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики Николаева Д.И. иск поддержала и просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Истец Ильина Г.В. в судебном заседании просила иск прокурора Ядринского района Чувашской Республики, поданный в её интересах, удовлетворить, указав, что она является <данные изъяты>, в настоящее время ей назначена медицинская процедура <данные изъяты>, которая ей проводится 3 раза в неделю, пожизненно. Для получения указанной процедуры она совместно с односельчанами самостоятельно добирается до ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» в г. Чебоксары на общественном транспорте. При этом постоянного прямого транспортного сообщения из д<адрес> Чувашской Республики до г. Чебоксары не имеется, а после процедуры <данные изъяты> она себя очень плохо чувствует.
Представитель ответчика Минздрава Чувашии Кузьмина Н.Н., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснила, что ввиду того, что в соответствии с положением о Министерстве здравоохранения Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.10.2015 г. №365, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает оказание медицинской помощи гражданам в объеме Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи и организует, совершенствует оказание медицинской помощи. Непосредственно медицинскую помощь Министерство не оказывает. В настоящее время на территории Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2016 г. №323 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно» предусмотрена компенсация затрат, связанных с проездом в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики к месту проведения процедуры программного <данные изъяты> в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно. Инвалиды I группы и дети-инвалиды из числа граждан имеют право на получение компенсации для сопровождающего их лица. Иванова Г.В. получает денежную компенсацию стоимости проезда автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики к месту проведения процедуры программного <данные изъяты> и обратно. Стороной истца не представлено доказательств того, что Ильина Г.В. не имеет физических возможностей в виду перенесенных ею заболеваний добираться междугородним общественным транспортом до места проведения процедуры <данные изъяты> и обратно. В материалах дела имеется индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой Ильина Г.В. не имеет медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независим от организационно-правовых форм и форм собственности. Также как следует из указанной программы, Ильина Г.В. не нуждается в помощи в связи со значительно выраженными ограничениями в передвижении на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски. По мнению представителя Министерства, материалами дела не доказана нуждаемость Ильиной Г.В. по жизненным показаниям в организации транспортировки её автомобильным транспортом до места проведения процедуры <данные изъяты> и обратно. По указанным основаниям просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии Крайнов А.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, по следующим основаниям. Ильина Г.В. получает специализированную медицинскую помощь по профилю «нефрология», тарифы оказания медицинской помощи по которому включены, в том числе, расходы на оплату транспортных услуг, которые, в свою очередь, могут компенсироваться медицинской организации за счет средств обязательного медицинского страхования. БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности по профилю «нефрология», в связи с чем, требования прокурора к учреждению об обязании его организовать и обеспечить доставку Ильиной Г.В. до медицинской организации, которая фактически оказывает специализированную помощь больному и, в связи с чем, имеет претендовать на компенсацию транспортных услуг за счет средств ОМС, считает безосновательной. На территории Чувашской Республики в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2016 г. №323 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно» предусмотрена компенсация затрат, связанных с проездом в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно. Инвалиды I группы и дети-инвалиды из числа граждан имеют право на получение компенсации для сопровождающего их лица. Таким образом, федеральным законодательством и законодательством Чувашской Республики предусмотрен механизм предоставления мер социальной поддержки в форме возмещения понесенных пациентом затрат, а исходя из этого, исключается обязанность Минздрава Чувашии и БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии обеспечить реализацию данных прав в иных формах. По данным медицинской организации Ильина Г.В. активно пользуется вышеуказанной программой возмещения транспортных расходов в целях получения <данные изъяты> в г. Чебоксары. Также согласно последним медицинским осмотрам, проведенным врачами-специалистами БУ «Ядринская ЦРБ» Минздрава Чувашии, у Ильиной Г.В. отсутствует нуждаемость по жизненным показаниями в организации её транспортировки до места проведения процедуры <данные изъяты> и обратно. Ильина Г.В. передвигается без посторонней помощи сопровождающих лиц, о чем свидетельствует самостоятельные посещения врачей-специалистов поликлиники г. Ядрин.
Представитель ответчика – Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в судебном заседании не участвовал, из ранее поступившего письменного отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 115) следует, что выплата денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного <данные изъяты> и обратно осуществляется ежеквартально КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашской Республики на основании поданных гражданином документов. Ильина Г.В. с 2024 г. является получателем указанной компенсации. За период январь – март 2024 г. Ильиной Г.В. получена компенсация за проезд в размере <данные изъяты> коп. Доставка автомобильным транспортом до места проведения гемодиализа и обратно постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.08.2016 г. №323 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно» не предусмотрена. С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Представитель третьего лица – Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике-Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменное заявление, в котором просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя Учреждения, удовлетворение заявленных требований прокурора Ядринского района Чувашской Республики оставил на усмотрение суда (л.д. 46).
Представитель третьего лица – ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» на судебное заседание не явился. Из письменного отзыва, направленного в адрес суда, следует, что представитель Общества считает, что исковое требование, заявленное прокурором Ядринского района Чувашской Республики, подлежит удовлетворению (л.д. 48-49).
Представители третьих лиц - Министерства финансов Чувашской Республики, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, БУ «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии, КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии в судебном заседании не участвовали, возражений против удовлетворения иска в суд не направили.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, неявившихся на судебное заседание, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Ильина Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес> (л.д. 124).
Согласно справке серии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике-Чувашии» Минтруда России Бюро №-филиал, Ильиной Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ установлена <данные изъяты> (л.д. 118).
Как следует из письменного сообщения БУ «Ядринская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Ильиной Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании протокола консилиума врачей БУ «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ показано проведение <данные изъяты>. Процедура <данные изъяты> Ильиной Г.В. проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БУ «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашии, а с ДД.ММ.ГГГГ проводится в ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» (л.д. 151).
Судом установлено, что процедура <данные изъяты> Ильиной Г.В. проводится 3 раза в неделю, пожизненно. Ильина Г.В. добирается до места получения медицинской услуги и обратно самостоятельно.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Положениями п. 6 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определен один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи в числе прочего обеспечиваются (ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»): организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
При том, что нормативы приближенности и транспортной доступности Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не определены, они должны конкретизироваться иными законодательными либо подзаконными актами.
Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п. 1 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 г. №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации деятельности отделения диализа», «Рекомендуемым положением об организации деятельности Центра амбулаторного диализа») установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой.
Согласно п. 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 января 2012 г. №17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (ст. 34 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Положением об организации деятельности отделения диализа, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 13.08.2002 г. №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации», определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.
Проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения, финансирование данного вида специализированной помощи на территории Чувашской Республики предусмотрено за счет средств обязательного медицинского страхования в силу положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2023 г. №898.
Между тем, порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 г. № 17н, не предусматривает доставку пациентов до места проведения заместительной терапии методом гемодиализа и обратно в качестве одного из мероприятий по ее оказанию.
Таким образом, транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации в силу п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
В силу положений п. 2 ст. 9 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи (п.п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»).
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам в Чувашской Республике медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2023 г. №898, предусмотрено, что гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, являющимся инвалидами, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики предоставляется денежная компенсация стоимости проезда автомобильным транспортом, в том числе автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси), в междугородном и пригородном сообщениях на территории Чувашской Республики к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, и обратно в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 августа 2016 г. №323 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно».
Согласно указанного Порядка предоставления гражданам, проживающим в Чувашской Республике, страдающим хронической почечной недостаточностью, денежной компенсации стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа и обратно, выплата компенсации осуществляется казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Центр предоставления мер социальной поддержки) на основании поданных гражданином в отдел социальной защиты населения Центра предоставления мер социальной поддержки (далее - отдел Центра предоставления мер социальной поддержки) по месту его жительства заявления по форме согласно приложению к настоящему Порядку и соответствующих документов.
Как следует из письменного сообщения КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ за №, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Ильиной Г.В. согласно представленным документам о прохождении процедуры программного <данные изъяты>, а также справки об <данные изъяты> №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, денежная компенсация назначена с даты установления <данные изъяты> – с ДД.ММ.ГГГГ Размер денежной компенсации составил – <данные изъяты> коп. По заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Ильиной Г.В. согласно представленным документам о прохождении процедуры программного <данные изъяты> осуществлена выплата денежной компенсации за 1 квартал 2024 г. в размере <данные изъяты> коп. (л.д. 159).
Несмотря на наличие заболевания, требующего проведение процедуры <данные изъяты>, истец Ильина Г.В. передвигается самостоятельно.
Доводы прокурора о том, что в силу состояния здоровья истец лишена возможности передвигаться на общественном транспорте трижды в неделю, суд отклоняет как не нашедшие своего подтверждения.
Так, согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида №, Ильина Г.В. имеет степень ограничения к передвижению - <данные изъяты>. При этом указано, что Ильина Г.В. не нуждается в помощи при входе на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и при выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием кресла-коляски (л.д. 97-103).
В данном случае правовое значение имеет физическая возможность самого пациента добираться до места получения лечения общественным, личным транспортом либо на такси без какой-либо посторонней помощи.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что истец в силу состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, исключительных обстоятельств не может самостоятельно следовать к месту проведения процедуры гемодиализа и обратно, материалы дела не содержат, её нуждаемость в перевозке специализированным транспортом имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждена. При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что нормативными актами Чувашской Республики предусмотрен механизм предоставления мер социальной поддержки в форме возмещения понесенных пациентом затрат стоимости проезда к месту проведения процедуры программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Чувашской Республики, оснований для удовлетворения иска прокурора Ядринского района Чувашской Республики не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту интересов Ильиной Г.В. к Министерству здравоохранения Чувашской Республики, Министерству труда и социальной защиты Чувашской Республики и Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Ядринская центральная районная больница им. К.В.Волкова» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Ильину Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, проживающую по адресу: <адрес>, от места её жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа – ООО «Б. Браун Авитум Руссланд Клиникс» и обратно к месту жительства, согласно графику проведения указанной процедуры, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий А.Г.Сокрашкина