Дело №2-113/2024 (2-5080/2023)
УИД: 27RS0007-01-2023-005392-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2024 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Мартыненко Е.И.,
при ведении протокола помощником судьи Кулаковой Э.А.,
с участием представителя истца Егоркина Д.В. – Щербакова О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоркина Д. В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №5 УФСИН России по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказания Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №27» УФСИН России по Хабаровскому краю о признании бездействия незаконным, взыскании среднего заработка за период временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Егоркин Д.В. обратился с иском в суд к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю о взыскании среднего заработка за период временной нетрудоспособности, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что в 2022-2023 годах Егоркин Д.В. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (далее – ИК-5). (дата) на основании приказа (№)-ос от (дата) истец был привлечен к труду в качестве бойца ПСО в бригаде ХЛО. (дата) он был направлен в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю для прохождения лечения. После лечения в апреле 2023 года истец возвратился в ИК-5, где был вновь привлечен к труду с (дата) на основании приказа (№)-ос от (дата). Егоркин Д.В. (дата) вновь был отчислен на основании приказа (№)-ос от (дата) в связи с направлением его в ФКУ ИК-11 УФСИН России для прохождения лечения, и возвратился в ИК-5 после проведенного лечения в июле 2023. Пособие по временной нетрудоспособности истцу выплачено не было, в связи с чем считает, что ответчиком нарушены его права, и с него подлежат взысканию в пользу истца денежные средства в размере среднего заработка за период временной нетрудоспособности. Также указал, что действиями ответчика истцу причинен моральный вред.
Просил суд взыскать с ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю в пользу Егоркин Д.В. средний заработок за период временной нетрудоспособности, начавшийся с (дата), а также за период временной нетрудоспособности, начавшийся с (дата); компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
Протокольным определением от 21.12.2023 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации (далее – ФСИН России).
Протокольным определением от 26.01.2024 к участию в деле, в качестве соответчика привлечено ФКУЗ «Медико-санитарная часть №27» УФСИН России по Хабаровскому краю; ФСИН России освобождена от участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
В ходе рассмотрения дела представителем истца требования неоднократно уточнялись и изменялись, и, с учетом всех уточнений, представитель истца Егоркина Д.В. – Щербаков О.И., действующий на основании доверенности, ссылаясь на то, что Егоркин Д.В. проходил лечение в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России в период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата), однако медицинской организацией не был оформлен листок нетрудоспособности, в связи с чем истцу не было выплачено пособие по временной нетрудоспособности; ФКУ ИК-5 ФСИН не были предприняты необходимые меры по оформлению пособия по временной нетрудоспособности, в то время как выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется страховщиком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от организаций, в которых трудятся осужденные, сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий; полагая, что бездействие ответчиков в части невыдачи больничного листка, не предоставления страховой организации сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, привели к нарушению прав истца, выразившимся в невыплате пособия по нетрудоспособности в период прохождения лечения, в окончательной редакции просил суд:
признать незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, выразившееся в невыдаче больничных листков за периоды прохождения лечения в 2023 году Егоркина Д.В.;
признать незаконным бездействие ФКУ ИК-5 УФСИН выразившееся в не предоставлении страховой организации сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Егоркину Д.В. за периоды нетрудоспособности в 2023 году.;
взыскать с ответчиков в солидарном порядке в пользу истца средний заработок за период временной нетрудоспособности с (дата) по (дата) в размере 64 840 руб. 98 коп., с (дата) по (дата) в размере 8740 руб. 82 коп., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В судебном заседании представитель истца Егоркина Д.В. – Щербаков О.И., действующий на основании доверенности, уточнённые исковые требования в окончательной редакции поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и заявлениях об уточнении исковых требований. Дополнительно пояснил, что имеется вина ответчика ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ответчика ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю так как исправительная колония намеренно уволила истца с работы перед отправкой на лечение и после лечения приняли обратно на работу. Второй раз истца также уволили, но не восстановили, так как у истца закончился срок отбывания наказания. Доказательств обоснованности увольнения истца со стороны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю не представило, также они не предоставили сведения о болезни истца, не уведомили страховую компанию в связи с чем медицинское учреждение не оформляло больничный лист. Истец освободился (дата). Во второй раз истец проходил лечение от ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю в СИЗО-1 г. Хабаровска, больничный лист не оформляли; данный вопрос истцом подымался, но в медицинском учреждении и в исправительной колонии говорили, что истцу больничный лист не положен. На тот момент истец не мог защитить свои права. Больничный лист должно было выдать ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю, следовательно имеется и их вина в бездействии, они должны были передать информацию в исправительную колонию, а ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю в свою очередь должна была контролировать страховые выплаты по больничному листу. Действиями ответчиков истцу причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях истца относительного того, что его ограничили в получении социальных выплат. Просил требования удовлетворить в полном объеме.
Истец Егоркин Д.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. Информация о движении размещена, в том числе на официальном сайте суда.
Представители ответчиков ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о движении размещена, в том числе на официальном сайте суда. Ранее представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю – Свищева А.С. предоставила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.
С учетом изложенного, суд определил возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса на основании ст. 117, 167 ГПК РФ.
В поступивших в суд (дата) письменных возражениях представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России – Свищева А.С., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указав, что Егоркин Д.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю с (дата) по (дата). Приказом ФКУ ИК-5 от (дата) (№)-ос Егоркин Д.В. трудоустроен на должность бойца ПСО бригады ХО. Приказом ФКУ ИК-5 от (дата) (№)-ос отчислен с должности с (дата), выплачена денежная компенсация отпуска за отработанный период с (дата) по (дата) в количестве 3 дней, из расчета 1 день отпуска за 1 месяц работы. Приказом ФКУ ИК-5 от (дата) (№)-ос трудоустроен на должность бойца ПСО (жилая зона) бригады ХО. Приказом ФКУ ИК-5 от (дата) (№)-ос отчислен с должности с (дата), выплачена денежная компенсация отпуска за отработанный период с (дата) по (дата) в количестве 5 дней, из расчета 1 день отпуска за 1 месяц работы. Согласно расчетному листу на Егоркина Д.В. заработная плата, компенсация отпуска выплачена ему в полном размере, задолженностей у учреждения нет. Согласно справке заместителя главного бухгалтера ФКУ ИК-5 на осужденного Егоркина Д.В. листков нетрудоспособности для оплаты пособия в бухгалтерию не поступало. Листы нетрудоспособности оформляются медицинскими организациями, в частности в отношении осужденных отбывающих наказание в ФКУ ИК-5 листы нетрудоспособности оформляет филиал «Медицинская часть (№)» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, дислоцирующаяся на территории ФКУ ИК-5, и подведомственной непосредственно ФСИН России. Полагают, что администрацией ФКУ ИК-5 не допущено нарушений условий содержания осужденного Егоркина Д.В., со стороны ФКУ ИК-5 требования законодательства в части оплаты труда, оплаты компенсации за отпуск за отработанный период выполнены. Обязательство по выплате пособия по обязательному государственному страхованию, а именно по временной нетрудоспособности не исполнены ввиду отсутствия на то, у ФКУ ИК-5, законных оснований. Доводы истца о нарушении сотрудниками исправительного учреждения прав и свобод осужденного являются необоснованными и ничем объективно не подтверждены. Требования о компенсации морального вреда являются необоснованными. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено и из материалов дела следует, что Егоркин Д.В., (дата) года рождения, осужденный (дата) Центральный районным судом г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, отбывал наказание в местах лишения свободы в период с (дата) по (дата), о чем ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю выдана соответствующая справка серии ЖЛ (№) от (дата).
Из выданной (дата) ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю справки учета времени работы осужденного (№) следует, что Егоркина Д.В. в периоды с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) был зачислен бойцом ПСО в бригаду ХО (л.д.12).
Указанные периоды работы Егоркина Д.В. также подтверждаются представленными в материалы дела приказами начальника ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю: (№)-ос от (дата), (№)-ос от (дата), (№)-ос от (дата), (№)-ос от (дата) и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Приказом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (№)-ос от (дата) осужденный Егоркин Д.В. с (дата) зачислен на должность бойца ПСО бригады ХО с должностным окладом 3882 руб. на основании заявления осужденного.
Приказом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (№)-ос от (дата) в связи с этапированием осужденный Егоркин Д.В. отчислен с занимаемой им должности бойца ПСО в бригаде ХО с (дата), с выплатой ему за отработанный период с (дата) по (дата) денежной компенсации в количестве 3 дней.
Далее приказом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (№)-ос от (дата) осужденный Егоркин Д.В. с (дата) зачислен на должность бойца ПСО (жилая зона) бригады ХО с должностным окладом 3882 руб.
Приказом ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (№)-ос от (дата) в связи с этапированием осужденный Егоркин Д.В. отчислен с занимаемой им должности бойца ПСО в бригаде ХО с (дата), с выплатой ему за отработанный период времени с (дата) по (дата) денежной компенсации в количестве 2 дней.
Согласно информации предоставленной ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю от (дата) по запросу суда, осужденный Егоркин Д.В. в период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) находился в ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю, расположенном на территории ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю; (дата) убыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю г. Советская Гавань после прохождения курса обследования в терапевтическом отделении. Медицинские документы о прохождении данного лечения (карты, выписной эпикриз, и/или иное) находятся по месту отбывания наказания осужденного – ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Согласно справке ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю от (дата) помимо периодов работы осужденного Егоркина Д.В., указано, что средний заработок за 2022 год составляет 832 руб. 58 коп., средний заработок за 2023 год – 928 руб. 50 коп. Также указано, что больничные листы на осужденного Егоркина Д.В. в бухгалтерию учреждения для оплаты не поступали.
Из справки зам.главного бухгалтера ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (без даты) следует, что за период отбывания осужденным Егоркиным Д.В. наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю листков нетрудоспособности для оплаты пособия в бухгалтерию учреждения не поступало.
Из ответа ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю от (дата) на запрос суда следует, что Егоркин Д.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по (адрес) в период с (дата) по (дата). На основании сведений, содержащихся в первичной медицинской документации Егоркина Д.В., данных о выдаче листков нетрудоспособности за период с (дата) по (дата), не имеется; обращений Егоркина Д.В. в филиал «Медицинская часть (№)» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по поводу выдачи листков временной нетрудоспособности в связи с утратой трудоспособности за период с (дата) по (дата), не зарегистрировано.
Далее из ответа ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю от (дата) на запрос суда следует, что в период с (дата) по (дата) Егоркин Д.В. находился на обследовании в филиале «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, расположенном в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю (г. Комсомольск-на-Амуре) с диагнозом: «Хронический поверхностный гастродуоденит, стадия обострения. Хронический внутренний геморрой, вне обострения. Простой раздражительный контактный дерматит голеней, подострая стадия». Лист нетрудоспособности Егоркину Д.В. в период обследования в филиале «Краевая больница» не формировался, так как он не был трудоустроен (отчислен с занимаемой должности на основании приказа ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю (№)-ос от (дата)). С (дата) до (дата) Егоркин Д.В. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Также в материалы дела истцом представлены медицинские документы (копии), согласно которым: (дата) Егоркин Д.В. сдавал анализы (биохимия крови) в КГБУЗ «Клинико-диагностический центр» Министерства здравоохранения Хабаровского края; (дата) Егоркин Д.В. проходил ультразвуковое исследование органов брюшной полости в ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России – филиал «Больница» (адрес); (дата) истцу проведена эзофагогастродуоденоскопия, а также дано заключение врача КГБУЗ «Краевая клиническая больница» им. Профессора С.И. Сергеева (адрес) с диагнозом «дискинезия желчного пузыря».
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела, а также пояснениями лиц, участвующих в деле.
Согласно ч.1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно с. 183 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 129 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.
Статьями 2 и 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» предусмотрено, что обязательному социальному страхованию на случай временной, нетрудоспособности подлежат лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду; предоставление данного страхового обеспечения осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлен исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых осуществляется обеспечение пособием по временной нетрудоспособности, возможность его выплаты связана либо с болезнью самого застрахованного лица или членов его семьи, либо с осуществлением специальных ограничительных (карантин) или реабилитационных в отношении застрахованного лица (протезирование и санаторно-курортное лечение) мероприятий, обуславливающих необходимость его освобождения от выполнения трудовых обязанностей (ч. 1 ст.5), а в качестве исключения из общего правила предоставлена возможность получения данного пособия после прекращения трудовых отношений, если заболевание или травма застрахованного лица наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору (ч. 2 ст. 5).
Частью 1 ст. 13 указанного Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
В случае, если застрахованное лицо утратило трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страховщиком по страхователю, у которого осуществлялись такие работа или деятельность (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Основания и порядок выплаты пособий осужденным регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 №727 (далее – Положение №727).
В соответствии с п. 2 указанного Положения №727 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), осужденные имеют право на пособие:
а) по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
б) по беременности и родам;
в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель));
г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);
д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).
Пособия выплачиваются осужденным за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации организациями, в которых трудятся осужденные. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств указанных организаций (п. 3 Положения №727).
Осужденные имеют право на получение пособий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 2 данного Положения, если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы (п. 4 Положения №727).
Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка, достижения ребенком возраста полутора лет. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пособием.
Согласно пункту 8 Положения №727 пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности. Листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых осужденные отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в другие организации, где трудятся осужденные.
Аналогичные нормы содержатся в Порядке проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, и выдачи им документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденном Приказом Минздрава РФ N 316, Минюста РФ N 185, ФСС РФ N 180 от 14.07.2003.
Пунктом 1.3 данного Порядка предусмотрено, что выдача листка нетрудоспособности лицам, осужденным к лишению свободы и отбывающим наказание в исправительных учреждениях, в связи с временной утратой ими трудоспособности производится врачом ЛПУ УИС. После закрытия листки нетрудоспособности передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в организации, где трудятся осужденные.
Согласно пункту 1.9.2 данного Порядка листок нетрудоспособности не выдается осужденным, не привлеченным к оплачиваемому труду.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (п. 9 Положения N 727).
Из буквального толкования положений ч. 2 ст. 5, ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Положения N 727 следует, что право на получение пособия по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении страховых случае в период работы (деятельности) или в течение 30 календарных дней со дня прекращения данной работы (деятельности).
Следовательно, при наступлении страхового случая в период 30-дневного срока после прекращения привлечения к труду, осужденного данное лицо как застрахованное лицо в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.
Обращаясь с настоящим иском в суд истец, ссылается на то, что в периоды с 01.02.2023 по 23.04.2023 и с 26.06.2023 по 06.07.2023 он проходил лечение в ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю, однако больничный лист ему не оформлялся, период нетрудоспособности не оплачивался, в связи с чем имеются нарушения со стороны ответчиков, и основания для взыскания с ответчиков среднего заработка за период временной нетрудоспособности.
При этом, ответчик ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России не оспаривает факт того, что в период нахождения Егоркина Д.В. на обследовании в филиале «Краевая больница» ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, расположенном в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Хабаровскому краю, с (дата) по (дата) лист нетрудоспособности ему не формировался, ссылаясь на то, что истец не был трудоустроен.
В соответствии с ч.1, 2 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но лишь в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасность государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
К числу застрахованных лиц Федеральный закон от 29.12.2006 N255-ФЗ относит также лиц, осужденных к лишению свободы, если они привлечены к оплачиваемому труду.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 98 УИК РФ).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2006 N255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных данным законом и иными федеральными законами.
К числу застрахованных лиц, имеющих право на обеспечение по социальному страхованию, Федеральный закон от 29.12.2006 N255-ФЗ относит также лиц, осужденных к лишению свободы, если они привлечены к оплачиваемому труду (п. 6 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2006 N255-ФЗ).
На основании ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией.
Приведенными выше положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ предусмотрено право осужденных, привлеченных к труду, на получение социального пособия по временной нетрудоспособности.
Как установлено судом, Егоркин Д.В. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю в виде лишения свободы в период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) был трудоустроен на должность бойца ПСО в бригаде ХО.
Факт работы истца до временной нетрудоспособности ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривался, подтвержден имеющимися документами.
В период с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) Егоркин Д.В. находился в ФКУЗ МСЧ-27 УФСИН России по Хабаровскому краю, где проходил курса обследования в терапевтическом отделении, при этом листок нетрудоспособности на истца не оформлялся.
С (дата) до (дата) Егоркин Д.В. находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, где также получал медицинские услуги (обследование, сдавал анализы), о чем истцом представлены имеющиеся у него медицинские документы.
Судом были предприняты меры к истребованию от сторон доказательств в подтверждение их доводов и возражений, были изучены материалы дела. При этом каких-либо документов, достоверно свидетельствующих о надлежащем оформлении документов о нетрудоспособности истца и о выплате причитающихся ему в связи с этим сумм, не представлено.
Оценивая имеющиеся материалы дела в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, принимая во внимание, что осужденный Егоркин Д.В., отбывая наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, был привлечен к оплачиваемому труду; нетрудоспособность у истца первоначально наступила ((дата)) через день после увольнения ((дата)), а в последующем ((дата)) на следующий день после увольнения ((дата)), то есть страховой случай наступил в период 30-дневного срока после прекращения привлечения его к труду, прекращение привлечения истца к труду было связано именно с необходимостью перевода осужденного в учреждение, оказывающего медицинскую помощь; увольнение (отчисление) истца было связано с этапированием на лечение, а доказательств иному суду не представлено, как и не представлено доказательств того, что в спорный период истец являлся трудоспособным, в связи с чем суд приходит к выводу, что Егоркин Д.В. в силу вышеприведенных норм имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности за период нетрудоспособности с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата).
Поскольку, как установлено судом и не оспаривалось участниками процесса, в нарушение вышеприведенных норм, листок нетрудоспособности медицинской организацией в отношении истца не оформлялся, а исправительным учреждением, как страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (осужденного) уполномоченным производит начисление и выплату пособия, не передавались сведения в отношении заболевания осужденного, необходимые для назначения и выплаты ему пособия по временной нетрудоспособности, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и признании незаконным бездействия ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в невыдаче листка нетрудоспособности за периоды нетрудоспособности Егоркина Д.В. в 2023 году, и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившееся в не предоставлении страховой организации сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Егоркину Д.В. за периоды нетрудоспособности в 2023 году.
Рассматривая требования истца о взыскании среднего заработка за период временной нетрудоспособности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 1.2. Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» средний заработок - средняя сумма выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой в соответствии с настоящим Федеральным законом исчисляются пособия по временной нетрудоспособности.
Как следует из положений п. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в процентном отношении к заработку.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Предоставление страхового обеспечения лицам, осужденным к лишению свободы и привлеченным к оплачиваемому труду, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ), то есть в Положении №727.
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ).
Страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ).
Как установлено в п. 27 Положения об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 №727, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется страховщиком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от организаций, в которых трудятся осужденные, сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, а единовременного пособия при рождении ребенка - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Выплата соответствующего вида пособия осуществляется путем перечисления денежных средств на счет исправительного учреждения в кредитной либо иной организации для дальнейшего зачисления на лицевые счета осужденных.
В случае если Уголовно-исполнительным кодексом РФ предусмотрена выдача осужденному заработной платы на руки, пособия по обязательному государственному социальному страхованию выплачиваются в том же порядке.
Выплата осужденным пособия по временной нетрудоспособности в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания (травмы) за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (п. 28 Положения №727).
В соответствии с п. 1 ст. 12 п.1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что выплата пособия по временной нетрудоспособности производится при наступлении страхового случая, подтвержденного оформленным в установленном порядке листком нетрудоспособности, при этом согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.
При этом в соответствии с пунктами 6 и 7 указанного Положения №727 ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по обязательному государственному социальному страхованию несут руководитель и главный бухгалтер организации, где трудятся осужденные; контроль за правильным назначением, исчислением и выплатой пособий по обязательному государственному социальному страхованию в организациях, где трудятся осужденные, осуществляется отделениями (филиалами) Фонда социального страхования Российской Федерации.
Между тем, как установлено ранее, в нарушение норм действующего законодательства листок нетрудоспособности в отношении Егорника Д.В. медицинским учреждением не оформлялся и соответствующая выплата пособия руководителем и главным бухгалтером организации, где трудился истец, не осуществлялась, в связи с чем, анализируя представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельства, с целью восстановления нарушенного права истца, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и наличии оснований для взыскания в его пользу среднего заработка за период временной нетрудоспособности с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730 за вычетом календарных дней, приходящихся на период приостановления действия трудового договора в соответствии со статьей 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации или приостановления прохождения государственной гражданской службы в соответствии со статьей 53.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ).
Как установлено ранее и следует из справки ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю от (дата), средний заработок Егоркина Д.В. за 2022 год составляет 832 руб. 58 коп., средний заработок за 2023 год – 928 руб. 50 коп.
Определяя надлежащего ответчика по настоящему делу, суд приходит к следующему.
Учитывая, что ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по Хабаровскому краю является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляет медицинское обслуживание осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, находится в ведении ФСИН России, и как установлено судом допустило нарушения (бездействие) выразившееся в невыдачи листка нетрудоспособности истцу; а также наличие со стороны ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю действий, не соответствующих требованиям действующего законодательства, выразившихся в не назначении, не исчислении и невыплате пособия по обязательному государственному социальному страхованию в отношении истца, следовательно они обязаны возместить истцу средний заработок за период временной нетрудоспособности истца.
Согласно абз. 5 ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ст.6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.
В силу положений ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 N5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161, п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.
В силу приведенных положений и разъяснений закона главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России.
Как установлено судом, ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по Хабаровскому краю и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю является структурными подразделениями ФСИН России и не обладают статусом самостоятельного юридического лица, не является главным распорядителем бюджетных средств.
Следовательно, Федеральная служба исполнения наказания осуществляет функции главного распорядителя средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, является надлежащим ответчиком по делу о взыскании денежных средств.
На основании приведенных норм права, с учетом установленных обстоятельств, проверив представленный стороной истца расчет среднего заработка за период временной нетрудоспособности, суд признает его арифметически верным и соглашается с ним, и приходит к выводу, что исковые требования Егоркина Д.В. о взыскании среднего заработка за период временной нетрудоспособности с (дата) по (дата) в размере 64 840 руб. 98 коп., и за период с (дата) по (дата) в размере 8740 руб. 82 коп., являются обоснованными и подлежат взысканию в пользу Егоркина Д.В. с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в полном объеме.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходи к следующему.
Отношения по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, является самостоятельным видом отношений, регулируемым законодательством в сфере обязательного социального страхования, в связи с чем положения ст. 237 Трудового кодекса РФ в части компенсации морального вреда применению не подлежат.
В соответствии с положением ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Согласно п. 26 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33, определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту (п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N33.)
Учитывая, что ответчиками были нарушены права истца, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий; характера допущенного ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России по Хабаровскому краю и ФКУ ИК-5 УФСИН России по Хабаровскому краю нарушения прав истца на своевременное получение пособия по обязательному государственному социальному страхованию и длительность такого нарушения, значимость нарушенного права, степень вины ответчиков, не представивших доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствовавших исполнению возложенной на них обязанности по надлежащему своевременному оформлению листка нетрудоспособности, а также учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу истца денежной компенсации морального вреда, размер 5000 руб., что по мнению суда соответствует требованиям разумности и соразмерности причиненных истцу нравственных страданий, поскольку неправомерными действиями органов уголовно-исполнительной системы, в связи с несвоевременной выдачей и оплатой листка нетрудоспособности нарушены трудовые права истца.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №5 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №27» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░ №27» ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №5 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ((░░░░ ░░░░░░)) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░░) ░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░ 64 840 ░░░. 98 ░░░., ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░░) ░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░ 8740 ░░░. 82 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░