Дело № 2а-876/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Филаткиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в ********** 02 июля 2018 года дело по административному иску Фомина Е.А. к ФКУ ********** УФСИН России по ********** о признании незаконным постановления от **.**.** о водворении в ШИЗО, постановления от **.**.** о признании злостным нарушителем,
У С Т А Н О В И Л:
Фомин Е.А. обратился в суд с административным иском к административному ответчику с требованиями о признании незаконным постановления начальника ФКУ ********** УФСИН ********** от **.**.** о водворении в ШИЗО на территории ********** сроком на №... суток, а также в части признания его злостным нарушителем. С указанным постановлением административный истец не согласен и просит отменить. Административный истец указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ********** УФСИН ********** **********. Основанием для вынесения постановления о водворении в ШИЗО и признании его злостным нарушителем стал тот факт, что осужденный **.**.**, находясь в камере по безопасному месту, сидел на кровати в неположенное время. Административный истец считает данное наказание в виде водворения в ШИЗО суровым, поскольку администрацией исправительного учреждения при вынесении постановления не учтено поведение осужденного в период отбывания наказания, а также его болезненное состояние после нанесения ему телесных повреждений.
В судебном заседании административный истец уточнил требования, просил признать постановление от **.**.** о водворении в ШИЗО, а также постановление от **.**.** о признании злостным нарушителем незаконными и подлежащими отмене.
Судебное заседание проводилось в режиме видеоконференц-связи.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН по **********.
В судебном заседании административный истец на уточненных требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, указал, что срок обжалования пропустил по уважительной причине, поскольку о нарушении своих прав узнал только **.**.**, заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока.
Представитель административного ответчика ФКУ ********** УФСИН России по **********, представитель заинтересованного лица УФСИН по ********** -Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей, требования не признала, правовую позицию изложила в письменном отзыве, ходатайствовала об отказе административному истцу в иске в связи с пропуском срока исковой давности.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика ФКУ ********** УФСИН России по **********, заинтересованного лица УФСИН по **********, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что осужденный Фомин Е.А., **.**.** года рождения, осужден **.**.** ********** судом, по ст.ст. **** годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Начало срока **.**.**, конец срока **.**.**.
В ФКУ ********** УФСИН России по ********** Фомин Е.А. прибыл **.**.** из ********** **********.
За период отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Фомин Е.А неоднократно привлекался к дисциплинарным взысканиям, в том числе водворение в ШИЗО, поощрений не имел.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 ст. 226 КАС Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3 и 4 ч. 9 и ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 11 УИК Российской Федерации, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки, осужденный, может быть, подвергнут принудительному приводу.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания, в том числе, мера взыскания в виде водворения осужденных в штрафной изолятор на срок до 15 суток (пункт "в" ч. 1 ст. 115 УИК Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. (ч.4 ст.117 УИК РФ).
Вопросы деятельности исправительных колоний в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей регламентируются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295.
На момент спорных правоотношений действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 ноября 2015 года N 205 (далее - Правила).
Согласно пункту 15 раздела 43 ПВР ИУ осужденным запрещается без разрешения администрации находиться на спальных местах в не отведенное для сна время. Аналогичные положения закреплены в п. 17 раздела 3 «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295.
Из обстоятельств дела следует, что согласно представленным материалам **.**.** осужденный Фомин Е.А., содержащийся в безопасном месте камера №..., в **** без разрешения сотрудников администрации находился (сидел) на своем спальном месте в неотведенное для сна время.
По данному факту оператором группы надзора отдела безопасности ФКУ №... КФСИН ********** Метлицкой И.В. на имя начальника ФКУ ********** УФСИН ********** был направлен соответствующий рапорт, в котором указаны выявленные обстоятельства. Рапорт был составлен для принятия мер дисциплинарного воздействия к осужденному ****
**.**.** от осужденного Фомина Е.А. было затребовано письменное объяснение, однако от дачи объяснений административный истец отказался, в связи с чем был составлен соответствующий акт от **.**.** ****
Также **.**.** сотрудниками учреждения были затребовано объяснение от осужденного, однако Фомин Е.А. ответил отказом, о чем был составлен соответствующий акт.
Согласно акту просмотра видеозаписи от **.**.** установлено, что **.**.** в ****. в дежурной части ФКУ ********** на посту видеонаблюдения в присутствии сотрудников учреждения Стрекалова Е.В. и Гасанова Р.Э.о. была просмотрена видеозапись с регистратора №... камеры №... СВН. На данной видеозаписи факт нарушения, допущенный осужденным Фоминым Е.А., был подтвержден.
**.**.** по факту допущенного осужденным Фоминым Е.А. нарушения начальником отряда ОВРсО Стрекаловым Е.В. была проведена проверка, по результатам которой дано заключение о подтверждении факта нарушения Фоминым Е.А. установленного порядка отбывания наказания, а именно пункта 15 раздела 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Постановлением начальника ФКУ ********** УФСИН ********** от **.**.** установлено, что своими действиями осужденный Фомин Е.А. нарушил ПВР ИУ раздел 3 пункт 15, за нарушение установленного порядка отбывания наказания он водворен в штрафной изолятор **** суток ****
С указанным постановлением Фомин Е.А. был ознакомлен в день вынесения постановления, **.**.**, о чем свидетельствует его подпись в постановлении ****
Согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
В соответствии с частью 2 статьи 116 УИК РФ, злостным нарушением осужденными к лишению свободы может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
В силу ст. 120 ч. 3 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.
Судом установлено, что на момент привлечения к дисциплинарной ответственности **.**.** в виде водворения в ШИЗО Фомин Е.А. имел неснятое и непогашенное взыскание в виде водворения в ШИЗО на основании постановления от **.**.**. За время отбывания наказания №... раз привлекался к различным видам ответственности, в том числе 3 раза водворялся в ШИЗО. Состоит на профилактическом учете как «склонный к дезорганизации нормальной деятельности ИУ, совершение суицида, а также склонный к побегу и нападению на сотрудников администрации».
Согласно выписке из протокола №... от **.**.** заседания администрации учреждения ФКУ ********** комиссией рассматривались материалы о переводе осужденного Фомина Е.А. и было принято решение перевести осужденного Фомина Е.А. из обычных в строгие условия отбывания наказания.
Постановлением начальника ФКУ ********** УФСИН ********** от **.**.** Фомин Е.А. на основании решения комиссии ИК (протокол №... от **.**.**) признан злостным нарушителем и переведен из обычных условий отбывания наказания в строгие условия.
С учетом изложенного, действия администрации ФКУ ********** УФСИН ********** по ********** по привлечению осужденного Фомина Е.А. к дисциплинарной ответственности, признании осужденного злостным нарушителем совершены в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий, факт совершения осужденным Фоминым Е.А. нарушения установленного порядка отбывания наказания установлен судом, таким образом оснований для удовлетворения заявленного Фоминым Е.А. требования о признании незаконным постановления о дисциплинарном взыскании в виде водворения в ШИЗО на восемь суток от **.**.**, постановления от **.**.** о признании осужденного Фомина Е.А. злостным нарушителем, не имеется.
Доводы административного истца о применении к нему слишком сурового наказания, так как в период применения дисциплинарного взыскания он находился в болезненном состоянии, а также в стрессовом состоянии после причинения ему ножевого ранения, суд не принимает во внимание, поскольку перед водворением в штрафной изолятор осужденный Фомин Е.А был осмотрен врачом. При осмотре осужденного заболеваний, препятствующих его нахождению в ШИЗО, не выявлено, о чем свидетельствует соответствующая запись в обжалуемом постановлении от **.**.**.
Судом не принимаются доводы административного истца о несоразмерности наложенного дисциплинарного взыскания, поскольку при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение за весь период отбывания наказания в исправительном учреждении.
Административный ответчик заявил о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с исковым заявлением, установленного ст. 219 КАС РФ.
В соответствии с п.2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановления о водворении в ШИЗО от **.**.**, постановления о признании злостным нарушителем от **.**.** путем подачи заявления через администрацию ФКУ ********** УФСИН ********** **.**.**, то есть со значительным пропуском установленного законом трехмесячного срока ****
Событие, которое оспаривается административным истцом и послужило поводом для предъявления данного административного иска в суд, имело место **.**.**.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконными постановления о водворении в ШИЗО от **.**.**, постановления о признании злостным нарушителем от **.**.** не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока, установленного ст. 219 КАС РФ.
В силу ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Фомин Е.А. просил восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, в качестве уважительных причин пропуска данного срока сослался на юридическую безграмотность и привел доводы о том, что о нарушенном праве ему стало известно только **.**.** после беседы с прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Также административный истец указал, что находился в болезненном состоянии после нанесенного ножевого ранения, а также находился на лечении в больнице, что явилось препятствием для обращения в суд.
Суд не принимает указанные доводы в качестве уважительной причины для восстановления срока для обращения в суд, поскольку административный истец узнал о постановлении о водворении в ШИЗО и признании злостным нарушителем **.**.** в день вынесения, о чем имеется его соответствующая собственноручная подпись в обжалуемых постановлениях. Административному истцу по факту нарушения предлагалось дать объяснение по существу нарушения, однако он отказался, о чем составлен акт.
Каких-либо допустимых доказательств того, что Фомин Е.А. до беседы с прокурором был лишен возможности своевременно оспорить постановления ФКУ ********** административным истцом суду не представлено.
Согласно представленным сведениям Фомин Е.А. находился на стационарном лечении в хирургическом отделении в филиале "Больница" ФКУЗ **** ФСИН ********** в период с **.**.** по **.**.**, что свидетельствует о наличии возможности у административного истца направить административное исковое заявление в суд своевременно.
Уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока административный истец суду не представил.
Поскольку административному истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу, а в удовлетворении административного иска Фомину Е.А. отказано, то с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района **********» в сумме №... рублей (ст.103 ГПК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Фомина Е.А. к ФКУ ********** УФСИН ********** ********** о признании незаконным постановления от **.**.** о водворении в ШИЗО, постановления от **.**.** о признании злостным нарушителем отказать.
Взыскать с Фомина Е.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «********** в сумме №... рублей.
Решением может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца, со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2018 года