Решение по делу № 2а-808/2020 от 05.02.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2020 года          г.Иркутск

Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,

при секретаре Куклиной Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-808/2020 по административному иску Каменевой Татьяны Анатольевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Каменева Т.А. обратилась в суд с настоящим административным иском, в обоснование иска указала, что 07.09.1995 ей на основании Постановления Мэра г.Иркутска от 24.08.1995. № <номер> выдано регистрационное удостоверение о праве
собственности на домовладение под <адрес> Право
собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Иркутской области
27.03.2019. Согласно техническому паспорту по состоянию на 15.04.1999 в фактическом
пользовании административного истца с момента приобретения права собственности на
индивидуальный жилой дом находиться земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м.

Согласно Проекту Межевания территории планировочного элемента П-02-04,
утв. постановлением Администрации г. Иркутска от 17.12.2018г. № 031-06-1128/8 из земельного участка находящегося в фактическом пользовании административного истца сформирован земельный участок подлежащий образованию с условным номером М1 площадью <данные изъяты> кв.м., с видом разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство.

Письмом КУМИ Администрации г. Иркутска от 30.12.2019 № 505-71- 27794/19 истца уведомили об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах красных линий, в границах территории размещения объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением Администрации города Иркутска от 05.07.2012 № 031-06-001465/12.

Поскольку проект планировки территории, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 05.07.2012 № 031-06-1465/12 «Об утверждении проекта планировки <адрес> в части территории, (в границах которой расположен испрашиваемый административным истцом земельный участок), а именно - ограниченной с западной стороны улицей Первомайской, с северной стороны улицами Фрунзе, Радищева, с восточной стороны улицей Фучика, с южной стороны р. Ушаковка – отменен, из чего следует, что в отношении данной территории отменены, соответственно и красные линии установленные постановлением Администрации города от 05.07.2012 №031-06-1465/12.

При таких обстоятельствах решение КУМИ Администрации города Иркутска об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, изложенное в письме от 30.12.2019 № 505-71- 27794/19 в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, в границах размещения объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением администрации г. Иркутска от 05.07.2012 № 031-06-1465/12 является незаконным, создающим препятствия административному истцу к осуществлению его прав и реализации законных интересов по приобретению в собственность бесплатно земельного участка на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» просила суд: признать незаконным и отменить решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска об отказе в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Щапова в собственность, изложенное в письме от 30.12.2019 № 505-71-27794/19; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска рассмотреть заявление Каменевой Т.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Щапова 1Д, с условным № ЗУ- М1, общей площадью 467 кв.м, согласно проекту межевания территории планировочного элемента П-02-04, утвержденному постановлением Администрации г. Иркутска от 17.12.2018 №031-06-1128/8, с учетом постановления Администрации г. Иркутска от 17.12.2018 № 031-06-1127/8 отменившего часть проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации г.Иркутска от 05.07.2012 № 031-06-1465/12.

Административный истец Каменева Т.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца Куклина Е.В., действующая на основании доверенности, доводы административного иска поддержала, настаивала на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска (далее по тексту – КУМИ) Помазанова А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы ранее представленных возражений поддержала, настаивала на отказе в удовлетворении административного иска.

Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотрел административное дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании поступившего заявления от 03.12.2019 № 507-05-7510/19 Каменевой Т.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, 30.12.2019 № 505-70-27794/19, КУМИ отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.

В основание отказа указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, в границах территории объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением администрации города Иркутска от 05.07.2012 № 031-06-1465/12.

Судом также установлено, что Каменевой Т.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, 1970 года постройки, расположенный по адресу: <адрес> Основание возникновения права- регистрационное удостоверение БТИ г.Иркутска от 07.09.1995, постановление мэра г.Иркутска №26/73 от 24.08.1995.

Согласно письму Департамента обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 30.10.2018 № 957-74-4290/8, в ответ на обращение Каменевой Т.А. - в соответствии с проектом планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске», утв. Постановлением администрации г. Иркутска от 04.09.2018 № 031-06-791/8 - указанный земельный участок, расположенный по адресу: г<адрес> не расположен в границах зон планируемого размещения линейного объекта (постоянный отвод, временный отвод).

Из письма Департамента обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 10.07.2019 № 957-74-2988/9, в ответ на обращение Каменевой Т.А. усматривается, что в отношении планировочного элемента П-02-04 в 2018 году были утверждены проекты планировки территории:

- Постановлением Администрации города Иркутска от 04.09.2018 № 031-06- 791/8 был утвержден проект планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске».

- Постановлением Администрации города Иркутска от 17.12.2018 № 031-06- 1127/8 утвержден проект планировки территории планировочного элемента П-02-04.

-Постановлением Администрации города Иркутска от 17.12.2018 № 031-06-1128/8 утвержден проект межевания планировочного элемента П-02-04, в котором сформирован и земельный участок, испрашиваемый Каменевой Т.А. на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» - с условным номером М1, общей площадью <данные изъяты> кв.м., предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с чертежом межевания территории, (Приложение № 2 к пост. Администрации г. Иркутска от 17.12.2018 № 031-06-1128/8) красные линии на территории земельного участка с условным номером М1, препятствующие образованию земельного участка и предоставлению его в собственность Каменевой Т.А. отсутствуют.

Пунктом 2 постановления Администрации города Иркутска от 17.12.2018 № 031-06-1127/8 «Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента П-02-04» отменены:

Проект планировки предместья Марата, предместья Радищева, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка, утвержденный постановлением администрации г. Иркутска от 5 июля 2012 года № 031-06-1465/12 «Об утверждении проекта планировки предместья Марата, предместья Радищева, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка», в части территории, ограниченной с западной стороны улицей Первомайской, с северной стороны улицами Фрунзе, Радищева, с восточной стороны улицей Фучика, с южной стороны р. Ушаковка;

Проект планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске: основная часть: Чертеж красных линий, утвержденный постановлением администрации города Иркутска от 4 сентября 2018 года № 031-06-791/8 «Об утверждении проекта планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкции транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске», в части территории, в границах улиц Первомайская, Петрова, Радищева.

Граница зоны планируемого размещения линейного объекта (постоянный отвод) магистральной улицы общегородского значения непрерывного движения, утверждена в составе проекта планировки территории, включая проект межевания территории, предназначенной для размещения линейного объекта «Реконструкция транспортной развязки «Маратовская» в г. Иркутске Постановлением Администрации города Иркутска от 04.09.2018 № 031-06-791/8

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации: граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации: земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ - красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории;

В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ - видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаю федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков» земельные участки (территории) общего пользования предназначены для размещения объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства. Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

-схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;

- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ;

-земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

С учетом изложенных норм права и фактически установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком в материалы дела не представлено каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах красных линий, в границах территории объекта местного значения - магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения, утвержденных постановлением администрации города Иркутска от 05.07.2012 № 031-06-1465/12 об утверждении проекта планировки предместья Марата, предместья Радищева, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка, в который неоднократно вносились изменения, что фактически противоречит требованиям пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом в нарушение требований ст. ст. 62, 226 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в границах ул. <адрес>, где расположен испрашиваемый земельный участок, указанный проект планировки предместья Марата, предместья Радищева, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка, не отменялся.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказательств законности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность не представлено, доводы представителя административного истца о незаконности оспариваемого отказа от 30.12.2019 не опровергнуты, а поэтому оспариваемый отказ подлежит признанию незаконным.

Указывая способ восстановления нарушенного права административного истца, последний просит суд возложить на административного ответчика обязанность по повторному рассмотрению заявления, согласно проекту Межевания территории планировочного элемента П-02-04, утвержденного постановлением Администрации г.Иркутска от 17.12.2018 №031-06-1128/8, с учетом постановления Администрации г.Иркутска от 17.12.2018 № 031-06-1127/8 отменившего часть проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 05.07.2012 № 031-06-1465/12.

Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.

В силу п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.

Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Таким образом, по данной категории дел, признав обоснованность заявленных требований, суд в любом случае в резолютивной части решения констатирует незаконность обжалуемого решения или действия (бездействия). Степень же конкретизации тех действий, которые должно осуществить заинтересованное лицо, зависит от содержания требуемых действий.

Так, при необходимости осуществления определенных установленных нормативным правовым актом процедур, суд не вправе возложить обязанность по окончательному разрешению вопроса в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат. Такое указание является незаконным и находится за пределами судебного контроля.

Таким образом, учитывая принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) согласно которой, все органы власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Следовательно, суд не может обязать орган исполнительной власти принять какое-либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти, а поэтому предложенный способ конкретизации тех действий, которые должно осуществить заинтересованное лицо не может быть принят судом.

Поскольку судом установлена незаконность принятого отказа, на административного ответчика подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения заявления от 03.12.2019 №502-05-7510/19 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул. Щапова, в собственность, в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного административный иск Каменевой Т.А. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Каменевой Татьяны Анатольевны удовлетворить.

Признать незаконным решение Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 30.12.2019 №505-71-27794/19 об отказе в предварительном согласовании Каменевой Татьяне Анатольевне земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, в собственность.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска устранить нарушение прав и свобод Каменевой Татьяны Анатольевны путем повторного рассмотрения заявления от 03.12.2019 №502-05-7510/19 о предварительном согласовании Каменевой Татьяне Анатольевне земельного участка, расположенного по адресу: г.Иркутск, <адрес>, в собственность, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Председательствующий                         Т.Н. Глухова

2а-808/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каменева Татьяна Анатольевна
Ответчики
Администрация города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом
Другие
Куклина Евгения Валерьевна
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Глухова Т.Н.
Дело на сайте суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
05.02.2020Регистрация административного искового заявления
05.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2020Подготовка дела (собеседование)
27.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.03.2020Предварительное судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее