Решение по делу № 2-74/2019 от 24.01.2019

Дело № 2-74/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2019 года                             с. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                 Ю.С.Давыдовой,

при секретаре                     Т.А.Правдиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пожарниковой О. П. к администрации <адрес> о признании пострадавшей в результате паводка, признании права на выплату единовременной финансовой помощи, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в порядке наследования,

Установил:

Пожарникова О.П. обратилась в суд с иском к ответчику о признании пострадавшей в результате паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества вследствие возникновения чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края, вызванной паводком в ДД.ММ.ГГГГ года, в порядке наследования.

В обоснование своих требований указывает, что она является наследником своей бабушки – Санаевой Л. Н., которая постоянно проживала по адресу: <адрес> и в связи с чрезвычайной ситуацией на территории Алтайского края, вызванной паводком весной ДД.ММ.ГГГГ года, ее жилое помещение попало в зону затопление, имущество частично утрачено.

Санаева Л.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, истец является единственным наследником к имуществу своей бабушки, в связи с чем просит суд признать ее пострадавшей, признать за ней право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в размере 50 000 рублей, в порядке наследования.

В судебном заседании Пожарникова О.П. на своих требованиях настаивала, пояснила, что имущество бабушки пострадало, частично утрачено, за Санаевой Л.Н. при жизни было признано право на получение помощи в связи с частичной утратой имущества в размере 50 000 рублей, а также на единовременную помощь в размере 10 000 рублей, Санаева Л.Н. была включена в списки на получение выплат, однако, в связи со смертью, бабушку из Списков исключили.

Представитель ответчика - администрации Шипуновского района Алтайского края Д.Ф.Пирошков, представитель третьего лица - УСЗН по Шипуновскому району Алтайского края С.С.Плохих, исковые требования не признали, пояснили, что при жизни за Санаевой Л.П. было признано право на указанные выплаты, однако, они не были перечислены на счет бабушки, исключена из Списков в связи со смертью; данные выплаты носят заявительный характер и в порядке наследования не осуществляются.

Представитель третьего лица – администрации Ельцовского сельсовета – И.В.Берец полагал разрешение требований на усмотрение суда.

Представитель Минтрудсоцзащиты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил возражения, согласно которым у истца не возникло право на указанные выплаты в порядке наследования.

Нотариус в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Как установлено в судебном заседании, Санаева Л.Н. была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ и являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.41-43,105).

В связи с возникновением паводковой ситуации весной ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес> дом, где зарегистрирована Санаева Л.Н., расположенный по адресу: <адрес>, оказался в зоне затопления (л.д. 89).

В силу статьи 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".

В соответствии с п. 1 ст.24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.

Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. "ж" ст. 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает Правительство Российской Федерации.

В силу подп. "г" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайной ситуацией регионального характера является такая ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют, в том числе порядок выделения бюджетных ассигнований из указанного резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Согласно подпунктам "г" и "д" пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из

резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края (далее – Порядок).

Согласно утвержденному Порядку, получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.

Получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации.

Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления подтвержденному регистрацией.

Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации.

Списки граждан, указанные в пунктах 2.3, 2.4 настоящего Порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - "межведомственные комиссии"), и оформляются в виде таблиц, формы которых приведены в приложениях 10, 12 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.»

Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанных материальной и финансовых выплат в связи с наводнением необходимо наличие одновременно несколько условий: - постоянное проживание в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; полная либо частичная утрата имущества первой необходимости.

Из материалов дела следует, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> введен режим «Чрезвычайной ситуации» с 16.00 часов ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации Шипуновского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в ДД.ММ.ГГГГ года на территории <адрес>.

В указанном списке имеется адрес Санаевой Л.Н. – <адрес> (л.д.89).

Как установлено из акта обследования домовладения находившегося в зоне затопления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10), в перечне пострадавшего имущества Санаевой Л.Н. значатся предметы мебели, кухонный гарнитур, т.е. предметы первой необходимости, в связи с чем Санаева Л.Н., на основании личных заявлений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.103-104), была включена в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.106-108), а также в Список от ДД.ММ.ГГГГ на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество (л.д.109-111).

Санаева Л.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти Санаевой Л.Н. заведено наследственное дело, в рамках которого наследником всего её имущества является истец – Пожарникова О.П.(л.д.28-30).

В связи со смертью, ДД.ММ.ГГГГ Санаева Л.Н. исключена из вышеуказанных Списков, что подтверждается Списками исключенных граждан, нуждающихся в оказании единовременной помощи и помощи за частично утраченное имущество (л.д.112-113).

Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.

Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства. Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, неразрывно связанных с личностью наследодателя, законом не предусмотрена.

В соответствии с п.2.8 Порядка, 2.8. за предоставлением денежных выплат граждане обращаются в управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Алтайского края (далее - "управления социальной защиты населения") по месту жительства (пребывания) с заявлением в письменной форме с указанием вида денежной выплаты, фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) заявителя, данных документа, удостоверяющего его личность, реквизитов счета, открытого заявителем в кредитной организации.

В заявлении о предоставлении финансовой помощи в связи с утратой имущества также указываются фамилии, имена и отчества (последние - при наличии) всех членов семьи гражданина, данные документов, удостоверяющих их личность, степень родства (свойства) и подписи совершеннолетних членов семьи о согласии на предоставление финансовой помощи одному члену семьи. В случае отсутствия такого согласия финансовая помощь в связи с утратой имущества перечисляется в равных долях каждому члену семьи на отдельный лицевой счет в кредитной организации на основании соответствующего заявления.

Из изложенного следует, что право на получение социальной выплаты предоставляется именно гражданам, которые являются собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты на основании личного заявления. То есть, реализация данного права неразрывно связана с личностью гражданина.

При том положении, что указанные социальные льготы, неразрывно связанные с личностью гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, не были реализованы Санаевой Л.Н. при жизни, оснований для включения в наследственную массу права на получение льготы не имеется, в материалах наследственного дела такая информация отсутствует (л.д.25-83).

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно разъяснял, что суммы, подлежащие уплате во исполнение обязательства, неразрывно связанного с личностью, наследуются в том случае, если они фактически были начислены, но не получены при жизни наследодателя.

Учитывая изложенные обстоятельства, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований Пожарниковой О.П. о признании ее пострадавшей, о признании права на выплату единовременной финансовой помощи, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества после смерти бабушки Санаевой Л.Н. в порядке наследования и включении данных имущественных прав в состав наследства, поскольку указанная выплата непосредственно связана с личностью Санаевой Л.Н., за которой при жизни было признано, но не реализовано указанное право.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Пожарниковой О. П. к администрации Шипуновского района Алтайского края о признании пострадавшей в результате паводка, признании права на выплату единовременной финансовой помощи, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в порядке наследования, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                 Ю.С.Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019 года

2-74/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Пожарникова Оксана Павловна
Ответчики
Администрация Шипуновского района
Другие
Нотариус Комендантов А.Г.
Администрация Ельцовского сельсовета
Управление социальной защиты населения по Шипуновскому району
Минтрудсоцзащита
Суд
Шипуновский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
shipunovsky.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Подготовка дела (собеседование)
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее