Дело № Председательствующий – судья ФИО9
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-№
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – ФИО15,
судей – ФИО16
при секретаре ФИО12
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> ФИО13 на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено заявление ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> (далее - ФИО3 по РИ) и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия (далее - Министерство).
Заслушав доклад судьи ФИО15, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что в результате боевых действий их семья покинула место постоянного проживания в Чеченской Республике и временно обосновалась на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству миграционным органом им предоставлен статус вынужденного переселенца и выданы соответствующие удостоверения. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен заявителям ФИО4, ФИО8 Т.Т., ФИО8 Т.Т., ФИО8 Т.Т. до ДД.ММ.ГГГГ Заявителю ФИО8 Т.Т. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и выдаче удостоверения вынужденного переселенца в связи с достижением совершеннолетия. Заинтересованными лицами они все исключены из сводных списков вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилья. Полагая действия ФИО3 по РИ и Министерства незаконными, заявители просят суд возложить на ФИО3 по РИ обязанность по выдаче ФИО8 Т.Т. удостоверения вынужденного переселенца в связи с достижением совершеннолетия и продлению ему срока действия статуса вынужденного переселенца на один год с момента вынесения решения, обязать ФИО3 по РИ восстановить их в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать Министерство включить их в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в той же последовательности и под тем же порядковым номером, что они состояли на момент исключения и до полного жилищного обустройства.
В судебном заседании заявители ФИО4 и ФИО8 Т.Т. поддержали требования по мотивам, изложенным в заявлении, и просили их удовлетворить.
ФИО3 по РИ ФИО13 и ФИО3 Министерства ФИО14 требования заявителей не признали, просили отказать в их удовлетворении.
Решением суда требования заявителей удовлетворены частично. Действия ФИО3 по РИ, выразившиеся в исключении заявителей из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, признаны незаконными. На ФИО3 по РИ возложена обязанность по включению всех заявителей в указанный сводный список, а также возложена обязанность по продлению ФИО6 срока действия статуса вынужденного переселенца и выдаче ему удостоверения вынужденного переселенца в связи с достижением совершеннолетнего возраста. В остальной части в удовлетворении требований заявителей отказано.
В апелляционной жалобе ФИО3 по РИ ФИО13 ставится вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью. Автор жалобы ссылается на получение заявителями компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. Полагая, что у заявителей отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве, ФИО3 заинтересованной стороны просит обжалуемое решение отменить и отказать в удовлетворении заявления.
Заявители ФИО8 Т.Т., ФИО8 Т.Т., ФИО8 Т.Т. и ФИО8 Т.Т., а также ФИО3 Министерства, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО3 по РИ ФИО13, поддержавшую доводы жалобы, заявителя ФИО4, просившую решение суда оставить без изменения, в соответствии ч.2 ст.327.1 ГПК РФ в интересах законности проверив по материалам дела решение суда в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Согласно п.49 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее- Административный регламент), для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока его действия. В соответствии с п. 46 Административного регламента заявителю, признанному вынужденным переселенцем, под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность, выдается удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.
Судом установлено, что заявители в результате военных действий вынужденно оставили место постоянного жительства и обосновались в <адрес>. Территориальным органом миграционной службы по месту пребывания они наделены статусом вынужденного переселенца, срок действия которого продлен ФИО4, ФИО8 Т.Т., ФИО8 Т.Т., ФИО8 Т.Т. до ДД.ММ.ГГГГ Однако Министерство уведомлением от ДД.ММ.ГГГГг. № ХР-21/11 сообщило заявителям о том, что они не состоят в списке граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, так как в ходе согласования исключены из него ФИО3 по РИ по причине получения компенсации. ФИО3 по РИ письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало заявителю ФИО8 Т.Т. в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и выдаче удостоверения вынужденного переселенца в связи с тем, что решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО3 по РИ не была возложена соответствующая обязанность. Считая данные действия заинтересованных лиц незаконными, заявители оспорили их в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель ФИО8 Т.Т. вписан в удостоверение ФИО4 в графу «Сведения о членах семьи, признанных вынужденными переселенцами, но не достигших 18-летнего возраста». Из учетного дела заявителей следует, что ФИО8 Т.Т. в соответствии с требованиями закона РФ «О вынужденных переселенцах» и Административного регламента при достижении совершеннолетия обратился в ФИО3 по РИ с заявлениями о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и выдаче удостоверения вынужденного переселенца. В связи с изложенным отказ ФИО3 по РИ со ссылкой на отсутствие в решении суда соответствующего указания в отношении заявителя ФИО8 Т.Т. обоснованно признан судом незаконным.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что выплаченная заявителям компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике недостаточна для их жилищного обустройства в силу ее незначительности, в связи с чем, учитывая, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлен заявителям до ДД.ММ.ГГГГ, их исключение из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с получением названной компенсации нельзя признать обоснованным.
Полученная заявителями компенсация не соответствует стоимости утраченного жилья и не дает возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм.
Заинтересованным лицом не представлены доказательства жилищного обустройства заявителей на новом месте жительства.
Однако, приходя в мотивированной части решения суда к выводу об обоснованности требования заявителей о включении их в сводные списки, суд в резолютивной части решения отказал в удовлетворении указанного требования к Министерству, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в названной части, возложив на Министерство обязанность по включению заявителей в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда в части возложения на ФИО3 по РИ обязанности по восстановлению заявителей в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и оставить указанное требование в соответствии с абз.2 ст.222 ГПК РФ без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, так как в материалах дела отсутствуют и суду не представлены сведения об исключении заявителей из указанного списка.
В остальной части судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по заявлению ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6 на неправомерные действия Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> и Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия изменить в части отказа в удовлетворении требования заявителей о признании незаконными действий Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия, а также возложения на ФИО3 по РИ обязанности по включению заявителей в сводные списки вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вынести в указанной части новое решение.
Возложить на Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия обязанность по включению в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6 под тем же порядковым номером, под которым они стояли на момент исключения.
Заявление ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6 в части возложения на Управления Федеральной миграционной службы по <адрес> обязанности по восстановлению заявителей в сводном списке вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, оставить без рассмотрения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи