Решение по делу № 33а-894/2020 от 26.02.2020

Дело №2а-762/2020                        Дело №33а-894/2020

Судья: Смирникова В.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск                                                                                    11 марта 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Протодьяконова В.С., Дьяконовой З.С.,

при секретаре Слепцовой Е.Д.,

с участием административного истца Догоюсова В.Ю., представителя административного истца Горохова А.А., представителя административного ответчика Ильиной С.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС(Я) от 10 января 2020 года, которым по делу по административному исковому заявлению Догоюсова В.Ю. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконными решений,

постановлено:

В удовлетворении административного иска отказать.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения участников процесса, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Догоюсов В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать утратившим силу распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска (далее – ДИЗО ОА г. Якутска) №17/1р от 13 января 2016 г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, территория, определенная для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе «город Якутск», незаконными распоряжение ДИЗО ОА г. Якутска №80р от 14 марта 2019г. «О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13 января 2016 г. №17/1р «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, территория, определенная для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе «город Якутск», а также отказ ДИЗО ОА г. Якутска от 08 ноября 2019 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать ДИЗО ОА г. Якутска совершить действия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.19 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) по обращению Догоюсова В.В.

В обоснование административный истец ссылался на то, что он обратился в ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: .........., условный № .... В предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка ему было отказано по той причине, что на основании оспариваемых распоряжений ДИЗО ОА г. Якутска данная территория определена для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей в порядке очередности. Считает, что отказ в предварительном согласовании незаконный и, ссылаясь на ч. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ указывает, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка действует 2 года, соответственно распоряжение ДИЗО ОА г. Якутска от 13 января 2016 г. №17/1р является недействующим, а распоряжение ДИЗО ОА г. Якутска от 14 марта 2019г. №80-р - незаконным.

10 января 2020 года судом постановлено указанное выше решение, на которое административным истцом подана апелляционная жалоба.

В апелляционной жалобе административный истец настаивает на обоснованности своих доводов, недействительности и незаконности оспариваемых распоряжений административного ответчика. Указывает на то, что он обращался к административному ответчику с заявлением в порядке ст. 39.18 ЗК РФ, а суд в своем решении ссылается на ст. 39.14 ЗК РФ. ОА г.Якутска размещены извещения о проведении открытых аукционов на продажу земельных участков, которые, согласно распоряжению от 13.01.2016, расположены на территории «********», то есть, земельные участки, предназначенные для многодетных семей, выставлены на торги. Согласно сведениям публичной кадастровой карты и официального геоинформационного портала г.Якутска, испрашиваемый истцом земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1 для индивидуального жилищного строительства. Эти обстоятельства судом не приняты во внимание. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Пунктом 8 статьи 39.15 и статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предварительном согласовании и в предоставлении земельного участка.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 2 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

Из материалов дела следует, что распоряжением ДИЗО ОА г. Якутска от 13 января 2016 г. №17/1р утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, территория, определенная для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе «Город Якутск».

14 марта 2019 г. ДИЗО ОА г. Якутска издано распоряжение №80-р «О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13 января 2016 г. №17/1р «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, территория, определенная для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе «город Якутск», которым установлено, что распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории действует в срок до 01 марта 2021 г. с момента его принятия.

Материалами дела установлено, что 21 октября 2019 г. Догоюсов В.А. обратился в ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: .........., для использования под индивидуальное жилищное строительство.

Уведомлением № ... от 08 ноября 2019 г. ДИЗО ОА г. Якутска сообщил заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В качестве основания указано, что по распоряжению ДИЗО ОА г. Якутска от 14 марта 2019г. №80-р «О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13 января 2016 г. №17/1р «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, территория, определенная для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе «город Якутск» данная территория определена для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в порядке очередности, с чем заявитель не согласился.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правовые основания для отказа у административного ответчика имелись, испрашиваемый земельный участок находится на территории, определенной с целевым назначением для предоставления земельных участков многодетным семьям в порядке очередности. Суд пришёл к выводу, что права заявителя оспариваемым решением не нарушены.

Судебная коллегия считает такие выводы суда законными и обоснованными.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.3 ст. 11.10 ЗК РФ).

Истец полагает, что распоряжение ДИЗО ОА г. Якутска № 17/1р от 13.01.2016 является недействующим, поскольку прошел двухлетний срок действия данного распоряжения, которым утверждена схема расположения земельных участков, установленный частью 15 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.

С этим доводом нельзя согласиться, поскольку 14 марта 2019 г. ДИЗО ОА г. Якутска издано распоряжение №80-р «О внесении изменений в распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13 января 2016 г. №17/1р «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, территория, определенная для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе «город Якутск», которым установлено, что настоящее распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории действует в срок до 01 марта 2021 г. с момента его принятия.

Таким образом, органом местного самоуправления было принято повторное решение об утверждении схемы расположения земельных участков, срок действия которого на момент обращения истца с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка не прошел.

Истечение срока действия решения, которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, служит препятствием для дальнейшего оформления земельного участка, постановки его на кадастровый учет, но не может служить препятствием для органа местного самоуправления утвердить эту же схему расположения земельного участка на новый срок.

В связи с указанным довод истца, что распоряжение от 14 марта 2019 года является незаконным, поскольку истек срок предыдущего распоряжения, является несостоятельным. Истечение срока действия решения, которым была утверждена схема расположения земельных участков, явилось основанием для принятия нового решения, которым установлен новый срок.

При таком положении исковые требования о признании недействующим распоряжения ДИЗО ОА г.Якутска № 17/1р от 13.01.2016 и незаконным распоряжения ДИЗО ОА г. Якутска №80-р от 14.03.2019 не могут быть удовлетворены.

В соответствии с п.2 ст.39.19 ЗК РФ если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов РФ.

В рассматриваемом случае материалами дела установлено, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, которая определена для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, в порядке очередности.

Данных о том, что административный истец относится к указанной категории граждан и поставлен на учёт в качестве такового для предоставления земельного участка в порядке очередности в материалах дела не имеется.

Таким образом, поскольку границы испрашиваемого истцом земельного участка входят в границы земельного участка, схема расположения которого утверждена ранее, у ответчика имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка.

Довод апелляционной жалобы о том, что ответчиком размещены извещения о проведении открытых аукционов на продажу земельных участков, которые также были предусмотрены распоряжениями ДИЗО ОА г.Якутска № 17/1р от 13.01.2016 и №80-р от 14.03.2019, на законность принятого судебного акта не влияет.

Ст.11 ЗК РФ предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.

Кроме того, проведение открытого аукциона на продажу земельных участков не нарушает прав истца, а наоборот, дает ему возможность приобретения земельного участка на торгах. Правом на бесплатное внеочередное предоставление ему земельного участка, как указано выше, истец не обладает.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, признания утратившими юридическую силу оспариваемых распоряжений ДИЗО ОА г.Якутска № 17/1р от 13.01.2016 и №80-р от 14.03.2019 и признания отказа ДИЗО ОА г.Якутска незаконным не имеется.

Доводы апелляционной жалобы, которые в целом сводятся к повторению позиции истца в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, предусмотренных статьей 310 КАС РФ в качестве безусловных оснований для отмены судебного акта. Решение суда является законным и обоснованным, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда РС(Я) от 10 января 2020 года по делу по административному исковому заявлению Догоюсова В.Ю. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконными решений оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                                               В.В. Ноева

Судьи                                                                               В.С. Протодьяконов

                                                                                           З.С. Дьяконова

33а-894/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Догоюсов Владимир Юрьевич
Ответчики
ДИЗО ОА г. Якутска
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Дьяконова Зоя Савельевна
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
11.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Передано в экспедицию
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее