№ 33-2003/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,
судей Доставаловой В.В., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Мурашкиной Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 27августа2024г. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кургана в интересах Голодных Е.П., Максимовой Г.А. к Департаменту социальной политики Курганской области о признании права на получение выплаты
по апелляционной жалобе Департамента социальной политики Курганской области, апелляционному представлению прокурора города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 11 января 2024 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Безносовой Е.И., пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Кургана обратился в суд с иском в интересах Голодных Е.П., Максимовой Г.А. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) об установлении факта владения на праве собственности домом, признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности принять решение о предоставлении материальной помощи.
В обоснование заявленных требований указано, что с <...> Голодных Е.П., Максимова Г.А. владеют на праве собственности земельным участком площадью <...> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». На указанном земельном участке находился жилой дом, построенный отцом ГолодныхЕ.П. Вместе с тем, право собственности на указанный дом за ГолодныхЕ.П., Максимовой Г.А. зарегистрировано не было. Истцы проживали в данном жилом помещении, он был подключен к электрическим сетям. В результате пожара, произошедшего 7 мая 2023 г., жилой дом был полностью утрачен (сгорел). Отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов лишает Голодных Е.П., Максимову Г.А. гарантированного действующим законодательством права на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации (пожара). Иная возможность признать право собственности на указанное жилое помещение в настоящее время у Голодных Е.П., Максимовой Г.А. отсутствует.
Просил суд установить факт наличия и владения Голодных Е.П. 3/4 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, с кадастровым номером №, который был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации (пожара) 7 мая 2023 г. Установить факт наличия и владения Максимовой Г.А. 1/4 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, с кадастровым номером 45:25:100203:234, который был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации (пожара) 7 мая 2023 г.
Признать за Голодных Е.П. право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п.3постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., в связи с утратой 3/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...>.м с кадастровым номером №. Признать за Максимовой Г.А. право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., в связи с утратой 1/4доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №.
Возложить на ГУ СЗН Курганской области обязанность предоставить ГолодныхЕ.П. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 5 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г. Возложить на ГУ СЗН Курганской области обязанность предоставить Максимовой Г.А. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п.5постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г.
В судебном заседании представитель прокуратуры города Кургана ЦигельЛ.В. на требованиях настаивала по доводам иска.
Истец Голодных Е.П., являющаяся также представителем истца МаксимовойГ.А. по доверенности, требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Шушарина Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции с исковыми требованиями не согласилась, по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области БерезовскийЯ.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях относительно заявленных требований.
Третьи лица при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
Установлен факт наличия и владения Голодных Е.П. 3/4 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, с кадастровым номером №, который был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации (пожара) 7 мая 2023 г.
Установлен факт наличия и владения Максимовой Г.А. 1/4 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, с кадастровым номером №, который был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации (пожара) 7 мая 2023 г.
За Голодных Е.П. признано право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., в связи с утратой 3/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...>.м с кадастровым номером №.
За Максимовой Г.А. признано право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023, в связи с утратой 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...>.м с кадастровым номером №.
На ГУ СЗН Курганской области возложена обязанность предоставить ГолодныхЕ.П. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 5 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г.
На ГУ СЗН Курганской области возложена обязанность предоставить Максимовой Г.А. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 5 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г.
С указанным решением суда не согласилось ГУ СЗН Курганской области, его представителем подана апелляционная жалоба.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения. Полагает, что доводы истца о его праве на денежную выплату по подп. 2 п. 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 110 от 11мая 2023 г. (далее – Порядок) являются необоснованными, поскольку документов, подтверждающих наличие права собственности, в дело не представлено. Установление факта владения и пользования на праве собственности за Голодных Е.П. и Максимовой Г.А. утраченным жилым домом не может повлечь возникновение права на денежную выплату, поскольку данная выплата предоставляется гражданам, у которых право собственности зарегистрировано либо возникло в установленном порядке. Обстоятельства возникновения у истцов права собственности в силу закона судом не установлены. Право собственности у истцов зарегистрировано не было. Отмечает, что гражданам, у которых право собственности не было зарегистрировано, предоставляется денежная выплата в соответствии с подп.3 п. 3 Порядка при условии, что данное жилье является единственным. Выражает также несогласие с выводами суда о том, что ГолодныхЕ.П. и Максимова Г.А. не имеют в собственности недвижимого имущества, поскольку согласно сведениям из ЕГРН с <...> ГолодныхЕ.П. принадлежит на праве собственности иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Полагает, что суд первой инстанции, признав право истцов на получение денежной выплаты в соответствии с подп. 2 п. 3 Порядка, фактически осуществил подмену деятельности ГУ СЗН по Курганской области как органа исполнительной власти Курганской области, уполномоченного на предоставление данной выплаты. Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 11 января 2024 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В апелляционном представлении прокурор города Кургана выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части признания за МаксимовойГ.А. права на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., в связи с утратой 1/4доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м, с кадастровым номером №, а также возложении на ГУ СЗН Курганской области обязанности предоставить Максимовой Г.А. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп.2 п. 5 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г. В указанной части просит решение суда отменить и принять решение об удовлетворении требований прокурора о признании за Максимовой Г.А. права на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11мая2023 г., возложении обязанности предоставить МаксимовойГ.А. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п. 5 постановления Правительства Курганской области №110 от 11 мая 2023 г. Изменить мотивировочную часть решения суда, исключив из нее указание на отсутствие у Голодных Е.П. в собственности иного недвижимого имущества, кроме 3/4 доли в доме № по <адрес>.
В обоснование апелляционного представления прокурор города Кургана указывает, что отсутствие у Максимовой Г.А. в собственности иного жилого помещения дает ей право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п. 5 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г. Указание в решении суда на отсутствие у Голодных Е.П. в собственности жилых помещений не соответствует действительности, поскольку она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Возражений на апелляционное представление не поступило.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от <...> в связи реорганизацией произведена замена стороны ответчика, с Главного управления социальной защиты населения Курганской области на Департамент социальной политики Курганской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель процессуального истца – прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры Курганской области Стадник Р.О. доводы апелляционного представления поддержал, против доводов апелляционной жалобы ответчика возражал.
Истец Голодных Е.П. доводы апелляционного представления прокурора поддержала, против доводов апелляционной жалобы ответчика возражала. Пояснила, что на момент чрезвычайной ситуации (7 мая 2023 г.) имела в собственности комнату гостиничного типа по адресу: <адрес>, в настоящее время ее продала, начала строительство дома и купила однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Отметила, что в случае оформления права собственности на жилой дом, их доли с матерью по соглашению были бы распределены также, как и на земельный участок, 3/4 у Голодных Е.П. и 1/4 у Максимовой Г.А.
Представитель ответчика Департамента социальной политики Курганской области по доверенности Смирнов Р.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы поддержал, против доводов апелляционного представления прокурора возражал.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области ПрилипкоВ.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы Департамента социальной политики Курганской области поддержал, против доводов апелляционного представления прокурора возражал.
Иные участвовавшие в рассмотрении дела лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалобы и представления, заслушав лиц, явившихся в судебной заседание, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с <...> Голодных Е.П. и Максимова Г.А. владеют на праве общей долевой собственности земельным участком в размере 3/4 и 1/4 доли соответственно, общей площадью <...>.м с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На указанном земельном участке находился жилой дом, построенный в 1973г., общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на данный жилой дом на Голодных Е.П., Максимову Г.А. не зарегистрировано.
Из пояснений Голодных Е.П. и Максимовой Г.А. следует, что они проживали в указанном жилом помещении. Дом был подключен к электрическим сетям, что подтверждается наличием лицевого счета № по адресу: <адрес>.
7 мая 2023 г. на территории пос. Смолино в г. Кургане произошел пожар, в результате которого полностью утрачен (сгорел) жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, баня, три теплицы, хозяйственные постройки (имущество), домашняя птица, автомобильный прицеп, принадлежащие Голодных Е.П., Максимовой Г.А., о чем свидетельствуют справки начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области от <...>г. № и от <...> №.
Постановлением Губернатора Курганской области от 7 мая 2023 г. № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 7 мая 2023 г. на территории Курганской области был введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня.
<...> Голодных Е.П. обратилась в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением начальника ГУ СЗН Курганской области от <...> №-р Голодных Е.П. в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения отказано в связи с отсутствием у нее зарегистрированного в ЕГРН права собственности на указанное жилое помещение (уведомление начальника ГУ СЗН Курганской области от <...>г. №).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу о доказанности факта наличия и владения ГолодныхЕ.П., Максимовой Г.А. на праве собственности указанным объектом недвижимости, уничтоженным в результате данной чрезвычайной ситуации. При этом, установив отсутствие у Голодных Е.П. и Максимовой Г.А. в собственности иного недвижимого имущества, пришел к выводу о признании за истцами права на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., и возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцам указанной выплаты в соответствии с подп. 2 п. 5 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21декабря1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Пунктом «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 г. № 110 (здесь и далее - в редакции, действовавшей на день подачи Голодных Е.П. заявления в ГУ СЗН Курганской области, 19.05.2023) утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации (далее – Порядок), который устанавливает порядок и условия предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 7 мая 2023 г. на территории г. Кургана, в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 7 мая 2023 г. № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (п. 1).
Право на получение денежной выплаты имеют граждане, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (п.2).
Согласно подп. 1 п. 3 указанного Порядка предоставление денежной выплаты осуществляется в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Согласно подп. 2 п. 3 указанного Порядка предоставление денежной выплаты осуществляется в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.
В силу абз. 1 подп. 1 п. 5 Порядка размер денежной выплаты для граждан, указанных в подп. 1 п. 3 Порядка, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Курганской области на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
В силу подп. 2 п. 5 Порядка размер денежной выплаты для граждан, указанных в подп. 2 п. 3 Порядка, составляет 500 тыс. рублей за утраченное жилое помещение.
Таким образом, необходимым условием предоставления материальной помощи в связи с утратой жилого помещения или садового дома региональное законодательство установило наличие права собственности в отношении такой недвижимости.
Из представленных в материалы дела Филиалом ППК «Роскадастр» по Курганской области выписок из ЕГРН от <...> следует, что на момент введения в Курганской области режима чрезвычайной ситуации (7 мая 2023 г.) Голодных Е.П. и Максимовой Г.А. на праве общей долевой собственности в размере 3/4 и 1/4 доли соответственно принадлежал земельный участок, общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с выпиской из ЕГРН сведения о доме, как объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (п. 1 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данные положения закона регулируют гражданский оборот, поскольку наличие государственной регистрации права собственности является основанием для ввода объекта недвижимости в гражданский оборот и возможности совершения с ним гражданско-правовых сделок, однако данные положения сами по себе не могут рассматриваться как достаточные для отказа в предоставлении материальной помощи как меры социальной поддержки при уничтожении имущества в связи с чрезвычайной ситуацией.
Так, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, по настоящему делу возник не гражданско-правовой спор в отношениях, основанных на равенстве, а о праве граждан на получение со стороны государства мер социальной поддержки в связи с возникновением чрезвычайной ситуации. Соответственно, при толковании положений законодательства, регламентирующих порядок предоставления материальной помощи, следует учитывать данные обстоятельства.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, показаний свидетелей ФИО11, ФИО12, допрошенных в ходе судебного разбирательства, на земельном участке, принадлежащем истцам на праве общей долевой собственности, на момент пожара находился жилой дом.
Наличие жилого дома на момент чрезвычайной ситуации подтверждено также техническим паспортом на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, составленным <...>, инвентарное дело №, согласно которому на участке под литером Б имеется одноэтажный бревенчатый жилой дом, 1973 г. постройки, общей площадью <...> кв.м, жилой площадью <...>.м, а также выпиской из ЕГРН от <...> №.
Основанием для отказа в выплате материальной помощи истцам послужило то обстоятельство, что в ЕГРН отсутствует запись о праве собственности на данный объект недвижимости.
Вместе с тем, применительно к заявленному по настоящему делу спору отказ в выплате материальной помощи за уничтоженный дом следует рассматривать как формальный.
Так, собственник земельного участка вправе осуществлять на нем строительство (п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп.2п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 15 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с ч. 17 ст. 51 названного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Из положений ч. 12 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что до 1 марта 2031 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в ч. 11 ст. 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Строение, возведенное на земельном участке, не являлось самовольной постройкой, возможность регистрации права собственности на данное строение у Голодных Е.П. и Максимовой Г.А. сохранялась до его уничтожения. Регистрация перехода права собственности на объект недвижимости не имеет ограничений по времени.
Соответственно, при установлении факта наличия такого дома на земельном участке до пожара, само по себе отсутствие регистрации права собственности на него не может рассматриваться как основание для отказа в предоставлении денежной выплаты, поскольку в данном случае собственники домов, расположенных в одном населенном пункте, находящиеся в одной и той же жизненной ситуации (признанной чрезвычайной ситуацией регионального уровня), ставятся в различное положение, что противоречит конституционному принципу равенства (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
Прокурором г. Кургана в интересах Максимовой Г.А. заявлены требования о предоставлении мер социальной поддержки со ссылкой на подп. 1 п.3постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г.
Из приведенных норм следует, что право на получение единовременной денежной выплаты на основании подп. 1 п. 3 Порядка имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Из представленной в материалы дела Филиалом ППК «Роскадастр» по Курганской области выписки из ЕГРН № от <...> следует, что на момент введения в Курганской области режима чрезвычайной ситуации (7 мая 2023 г.) Максимовой Г.А. на праве общей долевой собственности в размере 1/4 доли принадлежал только земельный участок, общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение за Максимовой Г.А. не зарегистрировано.
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии Максимовой Г.А. категории граждан, указанных в подп. 1 п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., и наличии оснований для удовлетворения требовании о праве Максимовой Г.А. на материальную помощь.
В отношении Голодных Е.П. заявлены требования о предоставлении мер социальной поддержки со ссылкой на подп. 2 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г.
Из приведенных норм следует, что право на получение единовременной денежной выплаты на основании подп. 2 п. 3 Порядка имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.
Из представленных в материалы дела Филиалом ППК «Роскадастр» по Курганской области выписок из ЕГРН № от <...> и № от <...> следует, что на момент введения в Курганской области режима чрезвычайной ситуации (7мая2023 г.) Голодных Е.П. на праве общей долевой собственности в размере 3/4доли принадлежал земельный участок, общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, и жилое помещение, общей площадью 18 кв.м, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>.
Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии Голодных Е.П. категории граждан, указанных в подп. 2 п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., и наличии оснований для удовлетворения требовании о праве Голодных Е.П. на материальную помощь.
Согласно п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., денежная выплата предоставляется заявителю Главным управлением социальной защиты населения Курганской области на основании заявления о предоставлении денежной выплаты (далее - заявление) по форме согласно приложению 1 к Порядку, а также документов, указанных в данном пункте.
Денежная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации независимо от сумм страховых выплат, причитающихся или полученных по договору страхования утраченного жилого помещения (п. 4 Порядка).
Поскольку судебной коллегией установлены основания для выплаты истцам материальной помощи, исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить им единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п. 5 (МаксимовойГ.А.) и подп. 2 п. 5 (Голодных Е.П.) постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г. подлежат удовлетворению.
Однако, в соответствии с абзацами 4, 5 п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., в случае если утраченное жилое помещение находится в общей совместной или долевой собственности, денежная выплата предоставляется гражданину с письменного согласия других собственников утраченного жилого помещения (их представителей).
При отсутствии согласия других собственников утраченного жилого помещения денежная выплата предоставляется гражданину исходя из его доли в праве общей собственности на утраченное жилое помещение.
В ходе рассмотрения дела установлено, что утраченный жилой дом, не являясь зарегистрированным в установленном порядке (ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации) не введен в гражданский оборот в качестве самостоятельного объекта недвижимости, в связи с чем в силу подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует судьбе земельного участка как главной вещи, в том числе и в части определения долей в праве собственности на него.
Поскольку земельный участок у истцов находится в общей долевой собственности по 3/4 и 1/4 доли, и как пояснила сама Голодных Е.П. в судебном заседании суда апелляционной инстанции о возможном распределении долей между ею и матерью Максимовой Г.А. в случае оформления права собственности на жилой дом по 3/4 и 1/4 доли соответственно, судебная коллегия, принимая во внимание условный расчет указанных выплат Департамента социальной политики Курганской области в соответствии с позицией прокурора и материальных истцов по делу, приходит к выводу о распределении денежной выплаты Голодных Е.П. и Максимовой Г.А. в соответствии с размером их доли в праве собственности на утраченное жилое помещение.
Между тем, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований истцов об установлении факта наличия и владения по 3/4 и 1/4 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, поскольку данные требования являются не предметом, а основанием исковых требований, заявлены излишне, более того, объект фактически уничтожен в результате пожара, и в настоящее время не существует.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 11января2024г. отменить.
Исковые требования прокурора города Кургана в интересах Голодных Е.П., Максимовой Г.А. удовлетворить частично.
Признать за Голодных Е.П. (паспорт №) право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., в связи с утратой 3/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №.
Признать за Максимовой Г.А. (паспорт №) право на получение единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п. 3 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г., в связи с утратой 1/4 доли в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м с кадастровым номером №.
Возложить на Департамент социальной политики Курганской области обязанность предоставить Голодных Е.П. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 2 п.5постановления Правительства Курганской области № 110 от 11 мая 2023 г.
Возложить на Департамент социальной политики Курганской области обязанность предоставить Максимовой Г.А. единовременную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с подп. 1 п. 5 постановления Правительства Курганской области № 110 от 11мая2023 г.
В удовлетворении остальных требований прокурору города Кургана в интересах Голодных Е.П., Максимовой Г.А. отказать.
Судья – председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 сентября 2024 г.