Дело №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2023 года г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ивановой Т.В., при секретаре Ивановой А.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника Красноярского природоохранного прокурора Белоножко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью "СтройТехМонтаж" о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью "СтройТехМонтаж" о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что Красноярской природоохранной прокуратурой в августе-сентябре 2022 года проведена проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью «СтройТехМонтаж» (далее ООО «СТМ») природоохранного законодательства на основании решения о проведении проверки от 18.08.2022 № 267. ООО «СТМ» фактически осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке по <адрес> Основным видом деятельности является деятельность автомобильного грузового транспорта. Согласно уставу предприятия также предусмотрено 23 дополнительных вида деятельности, связанных в том числе с использованием грузового транспорта. Хозяйствующая деятельность по состоянию на 13.09.2022 ООО «СТМ» осуществляется с использованием более 150 единиц крупногабаритных транспортных средств, здания площадью 348,4м2 по вышеуказанному адресу, двух арочных воздушных ангаров для одномоментного отстоя по 15 транспортных средств. Привлекаемый штат работников составляет 231 человек. Земельный участок и объект недвижимости используются ООО «СТМ» на основании договоров аренды с их правообладателями. К зданию примыкает состоящий из модульных частей (контейнеров) административно-бытовой корпус. Хозяйственная деятельность на момент проверки осуществлялась по указанному адресу 18 месяцев. В процессе деятельности у предприятия образуются твердые коммунальные отходы, автомобильные покрышки, отработанные масла, воздушные фильтры, упаковки от деталей машин, обтирочная ветошь, вышедшая из использования спецодежда и другие, паспортизация и учет которых в установленном порядке не осуществляются. Используемая в хозяйственно-бытовых целях вода сбрасывается без очистки от производственного здания по обустроенной под землей металлической трубе в водный объект без названия. При работе двигателей транспортных средств на площадке и в арочных воздушных ангарах, здании гаража в атмосферный воздух выделяются керосин, бензопирен, оксид углерода, углерод, азота оксид, азота диоксид иные загрязняющие вещества, относящиеся в том числе к I и II класса опасности.
С учетом вышеизложенного, согласно требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ данная промышленная площадка подлежит постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на них хозяйственную и (или) иную деятельность на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается не позднее 6 месяцев со дня начала ее эксплуатации. Вместе с тем в нарушение требований природоохранного законодательства у ООО «СТМ» отсутствовали и до настоящего времени не оформлены нижеуказанные документы, регламентирующие условия и порядок природопользования. Принимая во внимание выявленные в ходе проверки нарушения, руководителю ООО «СТМ» внесено представление от 23.09.2022 № 7/1-03-2022, должностное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 8.1. ч.ч. 9, 10 ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно требованиям прокурора ООО «СТМ» при осуществлении хозяйственной деятельности обязано было: поставить промышленную площадку на учет в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду; провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ и источников выбросов на производственной площадке; провести инвентаризацию образуемых в деятельности отходов и их паспортизацию; обеспечить в установленном порядке ведение учета образуемых, утилизированных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представить статистическую отчетность 2-ТП «отходы» территориальное управления Росприроднадзора за 2021 год, и в последующим представлять в установленные сроки (до 1 февраля года следующего года за отчетным); решить вопрос о законности осуществляемого с промышленной площадки сброса сточных (хозяйственно-бытовых и канализационных) вод путем получения разрешения на пользование водным объектом с целью сброса сточных вод либо отведения их в централизованные системы водоотведения.
До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены, документы, регламентирующие порядок оформления соответствующих документов в сфере природопользования в прокуратуру не представлены, что подтверждается ответом на представление от 22.10.2022 № СТМ/462, ответом на запрос о выполнении требований от 02.02.2023 № СТМ/34, договором на инвентаризацию источников выбросов № 118-01/1222 от 05.12.2022.
Учитывая, что на производственной площадке имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, ООО «СТМ» в нарушение требований ст.ст. 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» до настоящего времени не проведено инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источников выбросов и их источников, включая передвижные, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В ходе проверки также установлено, что в деятельности предприятия образуются твердые коммунальные отходы, автомобильные покрышки, отработанные масла, воздушные фильтры, упаковки от деталей машин, обтирочная ветошь, вышедшая из использования спецодежда и другие. Оказание услуг по обращению с ТКО выполняется на основании заключенного с региональным оператором договора от 15.03.2022. Договоров, свидетельствующих о передаче иным заинтересованным лицам в ходе проверки не представлено. При этом, образуемые в деятельности ООО «СТМ» отходы в установленном порядке не отнесены к конкретным классам опасности, что является нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ), п. «б» 5 Порядка отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности», утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027, регламентирующих порядок обеспечения достоверности сведений о происхождении отходов по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу и (или) принадлежности к продукции в результате утраты потребительских свойств которой они произошли, об агрегатном состоянии и физической форме отходов. Также, в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» в ООО «СТМ» не осуществляется учет образуемых, утилизированных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В ходе проверки установлено, что от строения административно-бытового корпуса организован несанкционированный сброс сточных вод (хозяйственно-бытовых, канализационных) на рельеф и далее в неизвестный водный объект. Локальные регенерирующие очистные сооружения для очистки сточных вод в настоящее время у ООО «СТМ» отсутствуют, решение на пользование водным объектом в целях сброса сточных вод не имеется, что свидетельствует о нарушения требований п. 2 ч. 3 ст. 11, ст. 56 ВК РФ. Таким образом вышеизложенные обстоятельства при использовании водного объекта с целью сброса сточных вод свидетельствуют о нарушении ООО «СТМ» требований ч. 1 ст. 34, ч.1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, ст.ст. 11, 44, 55, 56, 60, 65 ВК РФ, регламентирующих условия пользования водными объектами в процессе осуществления хозяйственной деятельности и устанавливающих запрет на сброс сточных вод без их соответствующей очистки, так как их невыполнение ведет к загрязнению земель, почв, сопредельных земельных и иных природных объектов, а также подземных водоносных горизонтов.
Учитывая, что ООО «СТМ» длительное время нарушает требования природоохранного законодательства и до настоящего времени вышеуказанные нарушения фактически не устранены, природоохранный прокурор обращается в суд с требованиями к хозяйствующему субъекту для их устранения. Несоблюдение до настоящего времени ООО «СТМ» требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.
Просит обязать ООО «СтройТехМонтаж» <данные изъяты>) устранить нарушения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на промышленной площадке по <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: в течение 1 месяца: провести паспортизацию образуемых в производственной деятельности отходов производства и потребления; обеспечить в соответствии с положениями приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учет образуемых, утилизированных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представить территориальному органу Росприроднадзора в Красноярском крае статистические отчеты по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2021 и 2022 г.г.
В течение 3 месяцев: провести инвентаризацию стационарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников на производственной площадке по <адрес> г. Норильск; принять меры к постановке производственной площадки, как объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду.
В течение 6 месяцев получить в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.
В судебном заседании старший помощник Красноярского природоохранного прокурора Белоножко Е.Е. заявленные требования поддержал по указанным в иске основаниям.
Ответчик ООО «СтройТехМонтаж» о времени и месте рассмотрения дела извещался заказной почтовой корреспонденцией, которая возвращена в суд за истечением срока хранения, также информация о рассмотрении своевременно была размещена на сайте Норильского городского суда. Представителя в судебное заседание ответчик не направил, об уважительности причин неявки в судебное заседание суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства, рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил, письменных возражений по существу заявленных требований суду не представил, в связи с чем суд на основании ст.233 ГПК РФ рассматривает дело в порядке заочного судопроизводства.
Третье лицо Министерство природных ресурсов и рационального природопользования Красноярского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, представителя в судебное заседание не направило, ходатайств и возражений не представило.
Заслушав доводы представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.
В силу требований статьи 34 указанного федерального закона при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Пунктом 1 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
В соответствии с п. 4 статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Закона №7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации о таких объектах.
Согласно ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
Согласно п.п. 3,6 Порядка инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденному Приказом Минприроды от 19.11.2021 № 871, при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.
При инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВ, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте, в том числе в виде автомобильного транспорта, дорожной и иной техники.
В силу п.п.1, 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В силу требований ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами обязаны: вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (пункт 2 Приказа Росстата от 09.10.2020 № 627 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»).
Срок подачи отчета 2-ТП (отходы) до 1 февраля года, следующего после отчетного.
В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) сточные воды - это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу требований ч. 1 ст. 8, ст. 9, ч. 3 ст. 11 ВК РФ, ст.ст. 21, 22, 39 Закона № 7-ФЗ обязанность по получению разрешения на допустимое воздействие на окружающую среду сбросом сточных вод возложена на имеющие источники воздействия на окружающую среду (водный объект) субъекты хозяйственной деятельности, в процессе которой эксплуатируется такие источники. Сбросы загрязняющих веществ и или иных веществ в водный объект требует обязательного получения разрешения независимо от вида сброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
В силу требований ст. 37, ч. 1 ст. 44 ВК РФ сброс сточных вод является одной из форм водопользования, который обязан осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований приобретается в целях сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, субъектами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В судебном заседании установлено, что ООО «СтройТехМонтаж», зарегистрированное в г.Москва, основным видом деятельности организации, согласно данным из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность автомобильного грузового транспорта, также предусмотрено 23 дополнительных вида деятельности, связанных в том числе с использованием грузового транспорта.
На основании решения заместителя Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г.Норильске Кузнецовой Н.А. № 267 от 18 августа 2022 года Красноярской природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ООО «СТМ» требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства об обращении с отходами, охране земли, почв, вод, атмосферного воздуха, в ходе которой были выявлены нарушения природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ООО «СТМ» с 2020 года осуществляет хозяйственную деятельность на производственной площадке, расположенной по <адрес> площадью 1095 кв.м., на которой находится здание площадью 348 кв.м., находящееся в собственности генерального директора общества Холодного А.В., переданное в пользование ООО «СТМ» на основании договора аренды № А-003 от 01.12.2017, используемое в качестве гаража для ремонта транспортных средств, а также 2 арочных воздушных ангара для одномоментного отстоя 15 транспортных средств. К зданию примыкает состоящий из модульных частей (контейнеров) административно-бытовой корпус. Деятельность ООО «СТМ» на момент проверки осуществлялась по указанному адресу 18 месяцев, в процессе осуществления деятельности задействовано не менее 150 единиц специальной техники.
Учитывая, что на производственной площадке имеются стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, ООО «СТМ» в нарушение требований ст.ст. 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источников выбросов и их источников, включая передвижные, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Не подана заявка для постановки на государственный учет имеющегося у ответчика объекта негативного воздействия на окружающую среду (производственной площадки).
В ходе проверки также установлено, что в деятельности предприятия образуются твердые коммунальные отходы, автомобильные покрышки, отработанные масла, воздушные фильтры, упаковки от деталей машин, обтирочная ветошь, вышедшая из использования спецодежда и другие. При этом, образуемые в деятельности ООО «СТМ» отходы в установленном порядке не отнесены к конкретным классам опасности, что является нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. «б» 5 Порядка отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности», утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027, регламентирующих порядок обеспечения достоверности сведений о происхождении отходов по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу и (или) принадлежности к продукции в результате утраты потребительских свойств которой они произошли, об агрегатном состоянии и физической форме отходов. Также, в нарушение требований ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ, приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» в ООО «СТМ» не осуществляется учет образуемых, утилизированных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В ходе проверки также установлено, что от строения административно-бытового корпуса организован несанкционированный сброс сточных вод (хозяйственно-бытовых, канализационных) на рельеф и далее в неизвестный водный объект. Локальные регенерирующие очистные сооружения для очистки сточных вод в настоящее время у ООО «СТМ» отсутствуют, решение на пользование водным объектом в целях сброса сточных вод не имеется, что свидетельствует о нарушении ООО «СТМ» требований ч. 1 ст. 34, ч.1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ, ст.ст. 11, 44, 55, 56, 60, 65 ВК РФ, регламентирующих условия пользования водными объектами в процессе осуществления хозяйственной деятельности и устанавливающих запрет на сброс сточных вод без их соответствующей очистки, так как их невыполнение ведет к загрязнению земель, почв, сопредельных земельных и иных природных объектов, а также подземных водоносных горизонтов.
В объяснении, данном помощнику Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г.Норильске Новомодному Я.Ю. 27 сентября 2022 года, генеральный директор ООО «СТМ» Холодный А.В. с допущенными нарушениями согласился, пояснил, что какие-либо меры к организации в ООО «СТМ» природоохранной деятельности в области охраны атмосферного воздуха для постановки производственной площадки на учет, инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не приняты, так как ООО «СТМ» не было осведомлено о необходимости соблюдения таких требований. Образуемые в деятельности ООО «СТМ» отходы в установленном порядке не отнесены к конкретным классам опасности, паспорта отходов не составлялись и в организации отсутствуют. Локальные регенерирующие очистные сооружения для очистки сточных вод в настоящее время у ООО «СТМ» отсутствуют, решение на пользование водным объектом в целях сброса сточных вод не имеется.
23 сентября 2022 года заместителем Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г.Норильске Кузнецовой Н.А. на имя генерального директора ООО «СТМ» внесено представление, которым предлагалось принять меры к устранению указанных нарушений природоохранного законодательства.
Письмом исх.№ СТМ/462 от 22.10.2022 врио генерального директора И.А.Бердникова сообщила, что с указанными в представлении нарушениями ООО "СТМ" согласно, приступило к их устранению, в том числе назначена комиссия по проведению инвентаризации отходов, выпущена инструкция по проведению инвентаризации, выпущены паспорта отходов, заключен договор на утилизацию автомобильных шин с ООО «Барс», по постановке на учет производственной площадки ведется работа. Виновное в допущении нарушений лицо привлечено к дисциплинарной ответственности и отстранено от вверенных ему обязанностей по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28 декабря 2022 года за указанные выше нарушения природоохранного законодательства общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.1, ч.9, ч.10 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
На требование и.о.заместителя Красноярского природоохранного прокурора от 26 января 2023 года сообщить о выполнении требований, указанных в представлении, с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений, генеральный директор ООО «СТМ» письмом от 02 февраля 2023 года исх.№ СТМ/34 сообщил, что ранее поданная заявка для постановки объекта негативного воздействия на окружающую среду была отклонена в связи с отсутствием заключения по инвентаризации, после получения результатов заявка будет подана повторно; 05.12.2022 между обществом и ИП Завельвеым А.В. был заключен договор на выполнение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, в кратчайшие сроки работы по договору будут выполнен; отнесение к классу опасности образуемых в деятельности отходов будет определено после инвентаризации; во исполнение обязанности по организации и ведении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов заключен договор на утилизацию автомобильных шин с ООО «Барс»; статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) не подана в связи с отсутствием определенных источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу; в срок до 01.07.2023г. будут проведены мероприятия по получению разрешения на право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод либо отведения их в централизованные системы водоотведения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Поскольку судом установлено нарушение ответчиком права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, учитывая, что ответчиком ООО «СТМ» доказательств устранения нарушений требований природоохранного законодательства не представлено, принимая во внимание, что защита гражданских прав в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора и возложения на ответчика обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на промышленной площадке по <адрес>
В соответствии с частью второй ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом действий, необходимых для выполнения возложенных решением обязанностей, суд приходит к выводу, что требованиям разумности отвечает предоставление ответчику трехмесячного срока со дня вступления решения в законную силу для исполнения возложенной на него обязанности провести паспортизацию образуемых в производственной деятельности отходов производства и потребления; обеспечить в соответствии с положениями приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учет образуемых, утилизированных, обезвреженных переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представить территориальному органу Росприроднадзора в Красноярском крае статистические отчеты по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2021 и 2022 г.г.: провести инвентаризацию стационарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников на производственной площадке; принять меры к постановке производственной площадки, как объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду; и шестимесячного срока для исполнения обязанности получить в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В этой связи с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-195 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к ООО «СтройТехМонтаж» удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «СтройТехМонтаж» (<данные изъяты>) не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу:
провести инвентаризацию стационарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников на производственной площадке по <адрес>
принять меры к постановке производственной площадки, как объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет в реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду;
провести паспортизацию образуемых в производственной деятельности отходов производства и потребления;
обеспечить в соответствии с положениями приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учет образуемых, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
представить территориальному органу Росприроднадзора в Красноярском крае статистические отчеты по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» за 2021 и 2022 г.г.;
не позднее шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края решение о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «СтройТехМонтаж» (<данные изъяты>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Ответчик в течение семи дней со дня получения копии заочного решения вправе подать в Норильский городской суд заявление об отмене заочного решения суда с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Т.В.Иванов
Решение в окончательной форме принято 09 июня 2023 года