Дело № 2а-2879/2020
61RS0006-01-2020-004635-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Масягиной Т.А.,
при секретаре Жердевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2879/2020 по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Д.М.В. о взыскании задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику, ссылаясь на то, что 14.10.2015 года в регионе деятельности таможенного поста <данные изъяты> ответчиком был осуществлен временный ввоз транспортного средства <данные изъяты> гос. номер №, 1995 года выпуска, VIN №, которое было оформлено в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза установлен до 14.10.2016 года. По истечению срока временного ввоза ответчик в таможенные органы не обращался, транспортное средство не вывозилось, таможенные платежи не уплачивались. 08.04.2019 года истцом в адрес ответчика было направлено уведомление № об оплате таможенных пошлин, налогов, процентов и пени, которое было оставлено без удовлетворения. На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с Д.М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сумму задолженности в размере 481 785 рублей 51 копейка, из них: по уплате таможенных платежей в размере 315 806 рублей 71 копейка, пени в размере 165 978 рублей 80 копеек.
Представитель административного истца, в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, применив срок исковой давности.
В отсутствии не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу положений ст.ст. 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.(п. 2 ст. 48 НК РФ)
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено, что 14.10.2015 года административным ответчиком – гражданином <данные изъяты> Д.М.В. в регионе деятельности таможенного поста <данные изъяты> на территорию РФ был осуществлен временный ввоз транспортного средства <данные изъяты> гос. номер №, 1995 года выпуска, VIN №, которое было оформлено в качестве временно ввозимого физическим лицом для личного пользования транспортного средства с освобождением от уплаты таможенных платежей.
Срок временного ввоза транспортного средства был установлен до 14.10.2016 года.
После указанной даты административным ответчиком временный ввоз транспортного средства не продлевался, транспортное средство находилось на территории РФ.
Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17), главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации, а также соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
В п. 1 ст. 358 ТК ТС указано, что срок временного ввоза устанавливается таможенным органом исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории Таможенного союза.
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 358 ТК ТС).
С 01.01.2018 года действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
В п. 1 ст. 264 ТК ЕАЭС указано, что допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Срок временно ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств по мотивированному обращению иностранного физического лица.
После 14.10.2016 года, то есть по истечению срока временного ввоза транспортного средства, Д.М.В. в таможенные органы с заявлением о продлении срока временного ввоза транспортного средства не обращался. При этом, транспортное средство <данные изъяты> гос. номер № с территории Евразийского экономического союза не вывозилось.
В случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с их не вывозом по истечении установленного срока, а отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (ч. 5 ст. 358 ТК ТС).
03.04.2019 года таможенным органом было принято решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства <данные изъяты> гос. номер № для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства (решение №).
Согласно ч. 15 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.
Факт неуплаты Д.М.В. таможенных пошлин был выявлен таможенным органом 08.04.2019 года.
В п. 22 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что уведомление (уточнение к уведомлению) в виде документа на бумажном носителе может быть вручено таможенным органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку или направлено по почте заказным письмом.
В случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма (п. 23 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
11.04.2019 года таможенным органом Д.М.В. по адресу: <адрес> по адресу регистрации на территории РФ – <адрес>, направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 08.04.2019 года №.
Сумма задолженности по уплате таможенных платежей 315 806 рублей 71 копейка, пени – 165 978 рублей 80 копеек.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором № уведомление, направленное Д.М.В., вернулось в адрес таможни 20.05.2019 года с отметкой «истек срок хранения».
В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Если лицу, направляющему сообщение, известен адрес фактического места жительства гражданина, сообщение может быть направлено по такому адресу.
Не обеспечение Д.М.В. получение почтовой корреспонденции по адресу его места жительства является основанием для признания соответствующей корреспонденции врученной вне зависимости самого факта вручения.
В ч. 19 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что срок исполнения уведомления составляет 15 рабочих дней с момента со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
В ч. 3 ст. 270 ТК ЕАЭС указано, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.
Согласно положениям ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. При этом, обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
Из положений ч.ч. 10, 11 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи. Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (ч. 9 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
До настоящего времени Д.М.В. требование таможенного органа об уплате таможенных платежей и пени не исполнено.
15.07.2019 года мировым судьей <данные изъяты> был вынесен судебный приказ № о взыскании с Д.М.В. таможенных платежей и пени.
Определением мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № был отменен по заявлению Д.М.В..
Впоследствии, после отмены судебного приказа, таможенный орган в установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, предъявил требование о взыскании таможенных платежей, пени в порядке административного искового производства.
Таким образом, судом установлено, что сроки обращения в суд с заявлением о взыскании таможенных платежей, пени, таможенным органом соблюдены.
Разрешая требования административного искового заявления, суд исходит из положений ч.1 ст.62 КАС РФ, предусматривающей, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административным ответчиком суду не представлено никаких доказательств в обоснование позиции по делу, тогда как административным истцом доказана обоснованность своей правовой позиции.
Исследовав все доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, оценив их по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Д.М.В. в пользу Ростовской таможни сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 315 806 рублей 71 копейку, пени в размере 165 987 рублей 80 копеек.
Взыскать с Д.М.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8 017 рублей 86 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 ноября 2020 года.
Судья: