ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2258/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 05 апреля 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Дивногорску Корольковой Т.Л. на решение судьи Красноярского краевого суда от 22 декабря 2021 г., вынесенное в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Дивногорску от 23 августа 2021 г. Министерство лесного хозяйства Красноярского края признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Дивногорского городского суда Красноярского края от 09 ноября 2021 г. постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 22 декабря 2021 г. постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
В жалобе врио начальника отделения – старший судебный пристав ОСП по г. Дивногорску Королькова Т.Л. просит решение судьи Красноярского краевого суда отменить, считая его незаконным, дело направить на новое рассмотрение.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Министерство лесного хозяйства Красноярского края в установленный судебным приставом-исполнителем срок – до 02 августа 2021 г., не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС №) требование неимущественного характера, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно: не организовало работы по ликвидации несанкционированной свалки бытовых и твердых коммунальных отходов с территории государственного лесного фонда в границах земельного участка, расположенного на землях государственного лесного фонда, с кадастровым номером <данные изъяты> на территории <данные изъяты>
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения врио начальника отделения – старшим судебным приставом ОСП по г. Дивногорску постановления от 23 августа 2021 г. о привлечении Министерства лесного хозяйства Красноярского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в деянии, вмененном Министерству лесного хозяйства Красноярского края, состава указанного правонарушения, в связи с чем прекратил производство поделу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При этом судья городского суда исходил из того, что в ходе рассмотрения дела были установлены обстоятельства, объективно препятствующие исполнению требований исполнительного документа, поскольку Министерство принимало соответствующие меры, направленные на исполнение судебных решений о ликвидации свалок, в частности неоднократно обращалось с просьбами выделении дополнительных средств.
При пересмотре в порядке ст. 30.9 КоАП РФ принятых по делу актов, судья краевого суда не согласился с выводами судьи городского суда, указав на то, что перечисленные в судебном решении обстоятельства не влекли отмену постановления о назначении наказания и прекращение производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, судья краевого суда указал на то, что вмененное Министерству деяние выразилось в бездействии, следовательно, местом совершения правонарушения являлось место его государственной регистрации – г. Красноярск, ул. Академгородок, д. 50 «А», а не г. Дивногорск.
Данное обстоятельство позволило судье краевого суда прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении был составлен судебным приставом-исполнителем г. Дивногорска без соблюдения территориальной подведомственности, а дело об административном правонарушении рассмотрено врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Дивногорску с нарушением положений, предусмотренных ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ.
Выводы судьи краевого суда вызывают сомнение в связи со следующим.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Делая выводы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен судебным приставом-исполнителем г. Дивногорска без соблюдения территориальной подведомственности, судья краевого суда свое решение в данной части должным образом не мотивировал и не принял во внимание положения п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ч.ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316, Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, утвержденного приказом ФССП России от 20 февраля 2021 г. № 62, ч. 2 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», абз. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах».
При этом в обжалуемом судебном решении судьей краевого суда не приведен анализ нормативных положений, которые позволили сделать выводы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен судебным приставом-исполнителем без соблюдения территориальной подведомственности.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Красноярского краевого суда с нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение.
Допущенные судьей краевого суда нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Красноярского краевого суда от 22 декабря 2021 г., вынесенное в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению в Красноярский краевой суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения и принять обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Дивногорску Корольковой Т.Л. удовлетворить.
Решение судьи Красноярского краевого суда от 22 декабря 2021 г., вынесенное в отношении Министерства лесного хозяйства Красноярского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Красноярский краевой суд.
Судья Д.В. Недорезов