Судья Хаймина А.С. 18RS0005-01-2021-005770-02
№12-109/2022 (5-277/2022)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдинова Гульнара Ришатовна,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 11 мая 2022 года протест прокурора Устиновского района города Ижевска Ф.Р.В. на постановление судьи Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 21 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» М.П.А.,
установил:
2 ноября 2021 года прокурором Устиновского района г.Ижевска старшим советником юстиции Ф.Р.В. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора общества с ограниченно й ответственностью «<данные изъяты>» М.П.А. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.1-3).
В постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 2 ноября 2021 года указано следующее.
18 августа 2021 года в период времени с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут прокуратурой Устиновского района г.Ижевска проведена проверка соблюдения требований, установленных действующим законодательством в баре «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, где осуществляется подача алкогольной и спиртосодержащей продукции круглосуточно. Проверка проводилась с участием врача по общей гигиене отдела обеспечения санитарно-гигиенического надзора Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» Б.О.Н., заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ижевска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике Ч.В.Р.., в присутствие представителя ООО «<данные изъяты>» С.А.В.
В ходе проведения проверки, в том числе, проводилась оценка соответствия (не соответствия) требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, санитарно-технического состояния помещений предприятия и условий труда работающих, на соответствие действующим санитарным правилам и нормам.
Установлено, что деятельность по предоставлению услуг в сфере общественного питания в баре <данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, осуществляется ООО «<данные изъяты>».
Часть нежилого помещения бара «Вобла» по адресу: <адрес>, используется ООО «<данные изъяты>» на основании договора субаренды.
В ходе проведения выездной проверки установлено, что ООО «<данные изъяты> допускаются нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона №52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления, в том числе о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (в том числе мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
В нарушение требований, установленных действующим законодательством, ООО «<данные изъяты>» при оказании услуг в баре «Вобла» не соблюдены требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Установлено, что на предприятии имеется бактерицидная установка открытого типа для обеззараживания воздуха (режим работы установлен с 9.00 до 9.30). Согласно пункту 7.3 руководства Р 3.5.1904-04 – «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» бактерицидная установка должна работать в повторно-кратковременном режиме по 0,25-0,5 ч. в отсутствии людей, при этом повторные сеансы облучения должны проводится через каждые 2 часа в течение рабочего дня. При применяемом предприятием режиме работы бактерицидной установки не обеспечивается обеззараживание воздуха, что является нарушением пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.
Неисполнение вышеуказанных санитарных правил представляет опасность для окружающих и может повлечь распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) являющейся острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2) отнесенным ко II группе патогенности, что создает непосредственную угрозу здоровью других граждан, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, лицом имеющим право действовать от имени ООО «<данные изъяты>» без доверенности является директор М.П.А..
Таким образом, в действиях (бездействии) директора ООО «<данные изъяты>» М.П.А. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а именно, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
7 декабря 2021 года заместителем прокурора Устиновского района г.Ижевска Л.А.В. материалы дела направлены, 9 декабря 2021 года материалы дела поступили на рассмотрение в Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики (л.д.56).
21 февраля 2021 года судьей Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики вынесено постановление, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - директора ООО «<данные изъяты>» М.П.А. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д.69-71).
Судья районного суда, прекращая производство по делу, пришел к выводу о том, что само по себе вменение в вину директору ООО «<данные изъяты>» М.П.А. нарушение требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выполнение мероприятий, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 №15, обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности. В Распоряжении Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 №42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» предусмотрены такие правила поведения, как соблюдение требований СП 3.1.3597-20 (пп.12 п.4).
При этом судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для переквалификации бездействия на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в рассматриваемом случае согласно постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в вину должностному лицу вменяется нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20), а не правил поведения при введении режима повышенной готовности, установленных Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 №42-РГ.
Не согласившись с указанным постановлением, прокурор Устиновского района г.Ижевска Ф.Р.В. обратился с протестом в Верховный Суд Удмуртской Республики, в котором просит постановление от 21 февраля 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает на необоснованное прекращение судьей районного суда производства по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, проверив доводы протеста прокурора, судья Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного выше закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Пунктом 4.1 указанных правил установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в числе прочих, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации (пункт 4.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Как усматривается из материалов дела, 18 августа 2021 года в период времени с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут в связи с ежедневным увеличением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) старшим помощником прокурора Устиновского района г.Ижевска М.М.А. проведена проверка соблюдения требований, установленных действующим законодательством в баре «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, где осуществляется подача алкогольной и спиртосодержащей продукции круглосуточно. Проверка проводилась с участием врача по общей гигиене отдела обеспечения санитарно-гигиенического надзора Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» Б.О.Н., заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Ижевска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике Ч.В.Р.., в присутствие представителя ООО «<данные изъяты>» С.А.В. По результатам проверки составлен акт осмотра территории.
В результате обследования установлено, что ООО «<данные изъяты>» при оказании услуг в баре «<данные изъяты>» не соблюдены требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, а именно, установлено, что на предприятии имеется бактерицидная установка открытого типа для обеззараживания воздуха (режим работы установлен с 9.00 до 9.30). Согласно пункту 7.3 руководства Р 3.5.1904-04 – «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» бактерицидная установка должна работать в повторно-кратковременном режиме по 0,25-0,5 ч. в отсутствии людей, при этом повторные сеансы облучения должны проводится через каждые 2 часа в течение рабочего дня. При применяемом предприятием режиме работы бактерицидной установки не обеспечивается обеззараживание воздуха, что является нарушением пункта 4.4 СП 3.1.3597-20.
Выводы судьи районного суда считаю обоснованными.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из буквального толкования диспозиции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу должны быть установлены и доказаны нарушения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
СП 3.1.3597-20 не содержит указания на длительность и периодичность использования ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что на предприятии имеется бактерицидная установка открытого типа для обеззараживания воздуха.
При этом судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для переквалификации бездействия на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в рассматриваемом случае согласно постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в вину должностному лицу вменяется нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства (пункт 4.4 СП 3.1.3597-20), а не правил поведения при введении режима повышенной готовности, установленных Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 №42-РГ.
С выводом судьи районного суда о прекращении производства по делу следует согласиться.
Таким образом, постановление судьи районного суда является законным и обоснованным, а доводы прокурора о наличии в действиях М.П.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаны на неверном толковании норм права и не могут служить причиной для его отмены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, в ходе производства по делу об административных правонарушениях допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
постановление судьи Устиновского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 21 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «<данные изъяты>» М.П.А.,
оставить без изменения, протест прокурора Устиновского района города Ижевска Ф.Р.В. – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано (опротестовано) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова