Дело 2а-118/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Чаа-Холь 07 августа 2018 года
Чаа-Хольский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ооржак А.А., при секретаре Серенмаа Р.А., с участием заместителя прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва Лудуп А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Хуралу представителей сельского поселения с.Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения налогового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Хуралу представителей сельского поселения с. Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения налогового законодательства, указав, что прокуратурой Чаа-Хольского района проверено Решение Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна от 26.11.2014 года № 77 «Об установлении и введении земельного налога на территории сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна РТ» на соответствие федеральному законодательству. В нарушение требований действующего законодательства пунктами 3.1 и 3.2 Положения не предусматривается предоставление заявления о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган по своему выбору (возможностью предоставления результата рассмотрения заявления в налоговом органе по выбору налогоплательщика). Таким образом, вышеуказанное решение Хурала подлежит изменению. По результатам ранее проведенной проверки 28 марта 2018 года принесен протест на вышеуказанное решение, по результатам рассмотрения 06 апреля 2018 года представлен промежуточный ответ по подготовке проекта решения. Однако по истечении установленного законом срока (не более 3 месяцев) протест прокурора не рассмотрен надлежащим образом с принятием конкретных мер по приведению противоречащего нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством. Просит признать бездействие Хурала представителей сельского поселения сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района незаконным и возложить на Хурал представителей сельского поселения сумон Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района обязанность устранить нарушения налогового законодательства путем рассмотрения протеста прокурора района от 28 марта 2018 года и внесения указанных в нем изменений закона в Решение Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна от 26.11.2014 №77 «Об установлении и введении земельного налога на территории сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна РТ».
В судебном заседании заместитель прокурора Лудуп А.С. административный иск по изложенным основаниям полностью поддержала.
Представитель административного ответчика – председатель Хурала представителей сельского поселения с. Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва Сарыг-Нава Ш.О. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия и признал административные исковые требования в полном объеме.
Выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, - действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
Федеральным законом РФ oт 30.09.2017 №286-ФЗ внесены изменения в ст. 396, 407 Налогового кодекса РФ, согласно которых с 01.01.2018 года налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, в том числе в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Судом установлено, что в нарушение требований Федерального закона РФ oт 30.09.2017 №286-ФЗ, пунктами 3.1 и 3.2 Положения, утвержденного решением Хурала представителей с. Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва от 26 ноября 2014 года за №77, не предусмотрено предоставление заявления о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган по своему выбору (возможностью предоставления результата рассмотрения заявления в налоговом органе по выбору налогоплательщика). Внесенные изменения в ст. 396, 407 Налогового кодекса РФ действуют с 01 января 2018 года.
28 марта 2018 года по выявленным нарушениям прокурором в адрес председателя Хурала представителей сельского поселения с. Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва внесено представление.
Из ответа главы сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва от 07 июля 2018 года следует, что разработан проект решения о внесении изменений в Положение о земельном налоге. Решение будет принято на ближайшем заседании сессии хурала представителей. К ответу приложен проект решения.
Решением Хурала представителей с. Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва №23 от 17 марта 2016 года внесены изменения в п.п.3.1, 3.2 Положения о земельном налоге на территории сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва, согласно которому документы, подтверждающие прав на уменьшение налоговой базы, а также права на налоговые льготы в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ, предоставляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налогоплательщиками в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, имеющие право на льготы в соответствии со ст. 395 НК РФ или уменьшение налоговой базы в соответствии со ст.391 НК РФ, самостоятельно представляют документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения».
Решением Хурала представителей с. Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва №77 от 26 ноября 2014 года утверждено Положение о земельном налоге на территории сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва.
Согласно п.п.3.1, 3.2 Положения, утвержденного решением Хурала представителей с. Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва от 26 ноября 2014 года за №77, следует, что документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы, а также права на налоговые льготы в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ, предоставляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налогоплательщиками в срок до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу, либо права на уменьшение налоговой базы налогоплательщик обязан в течение 10 дней после возникновения (утраты) указанных прав уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Согласно ответу главы сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Сарыг-Нава Ш. от 30 июля 2018 года следует, что составлен проект решения о внесении изменений в Положение о земельном налоге. Указанное решение будет принято на очередном заседании сессии Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский, который запланирован 2 августа 2018 года. С претензией прокуратуры Чаа-Хольского о нарушении срока рассмотрения протеста согласны.
Таким образом, административный ответчик - Хурал представителей сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва протест прокурора не рассмотрел надлежащим образом с принятием конкретных мер по приведению противоречащего нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, чем нарушил права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем суд признает бездействие административного ответчика незаконным.
Доказательств, что административный ответчик в полной мере предпринял меры, по приведению противоречащего нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, суду не представлено.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу указанной нормы закона административный ответчик обязан устранить нарушения налогового законодательства путем рассмотрения протеста прокурора Чаа-Хольского района от 28 марта 2018 года и приведения в соответствие с действующим законодательством Решения Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна от 26.11.2014 № 77 «Об установлении и введении земельного налога на территории сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна РТ».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Чаа-Хольского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Хуралу представителей сельского поселения с.Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения налогового законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Хурала представителей сельского поселения с.Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва выразившееся в нарушении налогового законодательства.
Обязать Хурал представителей сельского поселения с.Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва устранить нарушения налогового законодательства путем рассмотрения протеста прокурора Чаа-Хольского района от 28 марта 2018 года и приведения в соответствие с действующим законодательством Решения Хурала представителей сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна от 26.11.2014 № 77 «Об установлении и введении земельного налога на территории сельского поселения сумона Кызыл-Дагский Чаа-Хольского кожууна РТ».
Хуралу представителей сельского поселения с.Кызыл-Дагский Чаа-Хольского района Республики Тыва необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Чаа-Хольского района Республики Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий А.А. Ооржак