Решение по делу № 33-2573/2016 от 02.02.2016

Судья Коротаева О.А. Дело № 33-2573/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А.

судей Сергеева В.А. и Бургановой Н.А.

при секретаре Безматерных К.А.

рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2015 года в г. Перми апелляционные жалобы Управления имущественных отношений Администрации г. Перми и Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 18 ноября 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования Николаева В.Е., Николаевой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н1., Н2., к Администрации г. Перми, Управлению жилищных отношении администрации г. Перми о признании распоряжении незаконным, возложении обязанности — удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми № ** от 16.06.2015 г. об отказе в получении социальной выплаты молодой семье Николаева В.Е., Николаевой О.В., Н1., Н2. в рамках участия в подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» в реализации программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме федеральной целевой программы Жилище» на 2011-2015 гг.

Признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми № ** от 02.07.2015 г. об исключении Николаева В.Е., Николаевой О.В., Н1., Н2. из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» в реализации программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Восстановить Николаева Владимира Евгеньевича в составе четырех человек, в том числе Николаева В.Е., Николаевой О.В., несовершеннолетних-Н1., Н2., на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на получение социальной выплаты в размере 35% средней (расчетной) стоимости жилья в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» в реализации программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

В удовлетворении остальной части исковых требований Николаева В.Е., Николаевой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Н1., Н2., к Администрации г. Перми, Управлению жилищных отношении администрации г. Перми - отказать.

Заслушав доклад судьи Бургановой Н.А., пояснения истцов Николаева В.Е. и Николаеву О.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Николаевы обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми (далее - УЖО), Администрации г.Перми о признании отказа начальника УЖО администрации г.Перми от 16.06.2015 года в получении социальной выплаты, распоряжения начальника УЖО от 02.07.2015 года об исключении семьи из списка молодых семей незаконными, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, восстановлении семьи в списке молодых семей-участников Программы, признании за молодой семьей Николаевых права на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в Пермском крае.

Судом постановлено вышеназванное решение о частичном удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционных жалобах просят Управление жилищных отношений администрации г. Перми, а также Министерство социального развития Пермского края, обосновывая свою позицию о не нуждаемости семьи Николаевых в жилом помещении.

Судебная коллегия, проверив по доводам жалоб законность и обоснованность решения суда первой инстанции (статья 327.1 ГПК РФ), не находит оснований для его отмены.

Постановлением Правительства Российской Федерации 1050 от 17.12.2010 г. утверждена целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".

Согласно пункту 1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

В силу п. 1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:

Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.

Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 236-п)

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г., 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы";

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";

потенциальные участницы Программы - семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).

Потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение средств федерального, краевого и средств местных бюджетов (п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012 409-п).

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам, социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечет, соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых, по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из материалов дела следует, что 09.10.2008 г. Николаевы обратились в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании их семьи из трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участниц долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермским крае на 2007-2010 годы", в том числе для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2007-2010 годы.

10.09.2010     г. по заявлению истцов внесены изменения в учетное дело в части изменения состава семьи в связи с рождением ребенка - Н1., ** г.р.

25.04.2011     г. семья Николаевых обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении социальной выплаты в рамках реализации Программы.

01.10.2013 г. на основании заявления Николаевых внесены изменения в учетное дело в части адреса проживания, в связи с приобретением жилого помещения (ипотека в силу закона) общей площадью 43,9 кв.м., расположенном по адресу **** и сменой места регистрации истцов.

Письмом начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми № ** от 16.06.2015 г. семье Николаевых сообщено об отказе в получении социальной выплаты, по причине того, что семья не соответствует требованиям, предусмотренным пп. «б» п.6 правил предоставления и использования Программы, ввиду отсутствия нуждаемости семьи в жилом помещении на момент включения семьи в программу.

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми № 1364 от 02.07.2015 г. семья Николаевых исключена из списков молодых семей, состоящих на учете для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» по причине того, что семья не соответствует требованиям, предусмотренным пп.«б» п.6 правил предоставления и использования Программы, ввиду отсутствия нуждаемости семьи в жилом помещении на момент включения семьи в программу.

Судом также установлено, что семья Николаевых состоит из четырех человек: Николаев В.Е., Николаева О.В., их несовершеннолетние дети: Н1. и Н2.

Истец Николаев В.Е. совместно с родителями, бабушкой и братом в 2008 г. был зарегистрирован в квартире площадью 42,9 кв.м., расположенной по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. ****, нанимателем жилого помещения являлась - Н. (бабушка Николаева В.Е.). С 23 мая 2011 года истец зарегистрирован в приобретенном семьей истца жилом помещении по ул.**** г.Перми.

Николаева О.В. совместно с дочерью Н1., П1. и П2. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 34,2 кв.м., расположенном по адресу: г. Пермь, ул. ****. Собственником данного жилого помещения являлся П2.

19.04.2005 г. жилое помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, ул. **** в результате пожара полностью уничтожено.

23.12.2010 г. Николаевыми приобретено в собственность жилое помещение общей площадью 43,9 кв.м., расположенное по адресу г. Пермь, ул. **** с использованием заемных денежных средств ПАО «Сбербанк России» (ипотека в силу закона), где семья истцов проживает, данные обстоятельства достоверно установлены в судебном заседании, подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Также в судебном заседании установлено, что истцы иных жилых посещений на праве собственности или ином праве, помимо тех, что указаны выше, не имеют, в приватизации жилья не участвовали.

Приходя к выводу о том, что семья истцов является нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что семья Николаевых является самостоятельной молодой семьей, смена истцами места жительства произошла более пяти лет назад и вызвана приобретением в собственность членов семьи жилого помещения,а учету при расчете их нуждаемости подлежит только одно жилое помещение по ул. **** г. Перми, где истцы фактически проживают, поскольку право пользования жилым помещением по ул. **** г.Перми истцы утратили в связи с выездом на другое место жительства. При этом суд первой инстанции также исходил из того, что регистрация Николаевой О.Н. в квартире по ул.**** г.Перми носит формальный характер, жилое помещение уничтожено в результате пожара, факт регистрации по месту жительства не влечет возникновение у истцов права на жилое помещение.

Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Исходя из анализа приведенных выше норм для признания молодой семьи участницей программы правовое значение имеет нуждаемость семьи в жилом помещении по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ.

В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что молодая семья Николаевых необоснованно исключена из списков для участия в Программе, поскольку уровень обеспеченности жильем на одного члена семьи из расчета общей площади принадлежащих семье жилых помещений составляет менее учетной нормы.

Вопреки доводам жалоб, нельзя полагать, что имело место намеренное ухудшение молодой семьей сложившихся у нее жилищных условий в связи с расторжением договора социального найма по ул. **** г.Перми, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, семья приобрела в собственность жилое помещение, куда она выехала на постоянное место жительства, реализуя тем самым свое право на выбор места жительства (ст. 20 ГК РФ). Поскольку Николаев В.Е. в связи с выездом на другое постоянное место жительства утратил свое право на жилое помещение по ул. **** г.Перми, оно не подлежало учету при определении нуждаемости в соответствии с положениями ст.51 ЖК РФ.

Поскольку доказательства умышленного ухудшения истцами своих жилищных условий материалы дела не содержат, положения ст. 53 ЖК РФ в данном случае применению не подлежат. Семья Николаевых обоснованно признана судом нуждающейся в улучшении жилищных условий, отвечающей требованиям, установленным Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и Долгосрочной целевой программой.

При этом необходимым отметить и то обстоятельство, что семья Николаевых отвечала критериям для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий и для включения в Программу на день включения семьи для участия в Программе, отвечала она и данным критериям на день принятия оспариваемых решений, поскольку даже с учетом наличия в собственности семьи вновь приобретенного жилого помещения по ул. **** на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы

Доводы жалоб о недобросовестных действиях истцов, не сообщивших в УЖО данные о приобретении ими жилья, смене регистрации, выводов суда о праве истцов на восстановление в списках молодых семей в целях получения социальной выплаты не опровергают, поскольку данные о снятии с регистрационного учета истцом были предоставлено в УЖО в 2013 году, а исключение семьи из списка молодых семей в связи с непредставлением документов при совершении сделок гражданско-правового характера возможно только в случае, если потенциальная участница Программы перестала соответствовать хотя бы одному из требований, определенных подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей», что в данном случае не установлено.

Доводы жалобы о том, что фактически на ответчика возложена обязанность восстановить семью в очереди нуждающихся в жилых помещениях с правом получения социальной выплаты в размере 35%, в то время как семья на таком учете не состояла и в списки молодых семей не включалась, отмену решения не влекут, поскольку судом не принималось решение о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и признании за семьей права семьи Николаевых на получение социальной выплаты,о чем имеется соответствующее суждение в решении суда. Фактически, судом признано право семьи состоять в списке молодых семей для участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» в реализации программы «Обеспечением жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.».

Таким образом, нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в апелляционных жалобах, судом не допущено. Юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, что указывает на отсутствие оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения по делу.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Перми от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков-без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2573/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаев В.Е.
Николаева О.В.
Ответчики
Министерство Социального развития Пермского края
Управление жилищных отношений администрации города Перми
Администрация г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Бурганова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
21.03.2016Судебное заседание
25.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее