Дело № 2-461/2014
Решение
Именем Российской Федерации
24 ноября 2014 года
Первомайский районный суд Республики Крым
в составе: председательствующего – судьи Забара Г.Я.,
при секретаре Прибытько М.С.,
с участием заявителя Осиповой Н.А., представителя ответчика Сорокиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Первомайское
гражданское дело по заявлению Осиповой Натальи Анатольевны к управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе о признании решения органа государственной власти незаконным и обязательстве выполнить определенные действия,
установил:
Осипова Н.А. 14 ноября 2014 года обратилась в суд с заявлением к управлению Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе о признании его решения о размере назначенной пенсии незаконным и обязать пересчитать размер назначенной пенсии.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что с сентября 2014 года состоит на учёте в управлении Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе, и ей назначена пенсия по возрасту в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» без учета выплаченных ей сумм, указанных в справках № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданных территориальным управлением государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым, на которые были рассчитаны и удержаны страховые взносы в Пенсионный фонд Украины, а именно сумм материальной помощи на оздоровление, материальной помощи для решения социально-бытовых нужд. 07 ноября 2014 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе с заявлением о перерасчёте пенсии с учётом сумм указанных в справках, однако письмом от 13.11.2014 года за исх. № 49/О-2 в перерасчёте пенсии ей было отказано. Просит признать неправомерным отказ и обязать ответчика произвести перерасчет и выплату пенсии с учетом этих сумм, указанных в справках со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.
В связи с окончанием переходного периода, установленного при вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации, и ликвидацией управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе, просит допустить немедленное исполнение решения суда.
В судебном заседании заявитель Осипова Н.А. поддержала заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика заявленные требования не признал, пояснив, что пенсия заявителю была назначена правильно, оснований для ее перерасчета нет, поскольку материальная помощь на оздоровление, материальная помощь для решения социально-бытовых нужд и индексация заработной платы в соответствии с требованиями ст. 33 Закона Украины «О государственной службе» не входят в состав заработной платы государственного служащего. Подтвердила факт ликвидации УПФ РК в Первомайском районе.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, давая оценку собранным по делу доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, как на предмет допустимости, относимости фактических данных, достоверности, достаточности и значения как каждого отдельно взятого доказательства, так и всей собранной по делу их совокупности, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 3, 12 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действия (бездействия) возлагается на орган, который принял оспариваемое решение, действие или бездействие, таких доказательств ответчиком не представлено.
Согласно ст. 6, 11 ФКЗ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Пенсионный фонд Украины как центральный орган исполнительной власти, и его территориальные органы, действовавшие на территории Автономной Республики Крым до принятия РК в состав РФ, были наделены полномочиями «… проводить сбор, аккумуляцию и учет страховых взносов, назначать пенсии и готовить документы для их выплаты».
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014года №2025-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период", в целях обеспечения соблюдения трудовых прав граждан на территории Республики Крым в течение переходного периода, ликвидированы территориальные органы центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым, структурные подразделения центральных органов исполнительной власти Украины, расположенные на территории Республики Крым.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2014года №276
"Об осуществлении ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г.Севастополя" функции по осуществлению ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территории Республики Крым возложены на Пенсионный фонд Республики Крым. Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014г.№1826-6/14 утверждено Временное положение о Пенсионном фонде Республики Крым, одним из основных задач которого определено «… обеспечение назначения (пересчета) пенсий и подготовка документов для их выплаты». Эти же задачи и функции, в соответствии с временным положением об управлении Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе, утвержденным приказом начальника ПФ РК от 26 марта 2014 года, продолжает осуществлять ответчик по данному делу.
Федеральным законом от 21 июля 2014года № 208-ФЗ
"Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что с 1 января 2015года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. До 1 января 2015 года пенсии гражданам управлением Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском района исчисляются и выплачиваются в соответствии с нормами, действовавшими на территории Крыма и Севастополя по состоянию на 21 февраля 2014 года.
Судом установлено, что с сентября 2014 года Осипова Н.А. является получателем пенсии по возрасту в соответсвии со ст. 37 Закона Украины «О государственной службе». Размер пенсии ей исчислен на основании справок № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданных территориальным управлением государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым, с которым она не согласна. 7 ноября 2014 года истица обратилась в УПФ РК в Первомайском районе с заявлением о перерасчёте назначенной пенсии на основании указанных справок о составляющих заработной платы, которые подаются для назначения пенсии, в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» по форме, утверждённой Постановлением правления Пенсионного фонда Украины 14.02.2011 года № 5-1, однако получила отказ, который изложен в письме от 13.11.2014 года № 49/О-2.
Суд признаёт действия ответчика неправомерными по следующим основаниям.
По смыслу статьи 37 Закона Украины "О государственной службе" (в редакции, действующей на время возникновения спорных отношений) пенсия государственным служащим назначается в размере 80 процентов от сумм их заработной платы, на которые начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
В части первой статьи 1 Закона Украины от 24 марта 1995 года № 108/95 ВР "Об оплате труда" установлено, что заработная плата это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежной выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Статьей 2 данного Закона определена структура заработной платы, в которую входит: основная и дополнительная заработная плата, а также поощрительные и компенсационные выплаты.
Частью второй статьи 33 Закона Украины "О государственной службе" предусмотрено, что заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплаты за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок.
Системный анализ приведённых положений дает основания для вывода, что материальная помощь на оздоровление и индексация заработной платы входила в систему оплаты труда государственного служащего.
Кроме того, статьей 66 Закона Украины от 05 ноября 1991 года № 1788 - XII "О пенсионном обеспечении" урегулированы виды оплаты труда, которые учитываются при исчислении пенсий.
Согласно части первой статьи 66 настоящего Закона в заработок для исчисления пенсии включаются все виды оплаты труда (выплат, дохода), на которые в соответствии с Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" начисляется сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, в пределах максимальной величины фактических расходов на оплату труда наемных работников, налогооблагаемого дохода (прибыли), совокупного налогооблагаемого дохода (предельной суммы заработной платы (дохода), с которых взимаются страховые взносы (сборы) в социальные фонды, действовавшей на день получения указанного заработка (выплат, дохода).
Статья 41 Закона Украины от 9 июля 2003 № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" определяет выплаты (доходы), учитываемые в заработную плату (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии. Так, в частности к такому доходу (заработной платы) учитываются: ??суммы выплат, получаемых застрахованным лицом после вступления в силу настоящего Закона, с которых согласно настоящему Закону были фактически начислены (исчислены) и уплачены страховые взносы; суммы выплат, получаемых застрахованным лицом до вступления в силу этим Законом, в пределах сумм, на которые в соответствии с законодательством, действовавшим ранее, начислялись вносы на государственное социальное страхование или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
По содержанию приведенных норм получаемые застрахованным лицом суммы выплат, из которых были фактически начислены и уплачены страховые взносы или сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, учитываются в заработке (доходе) застрахованного лица для исчисления пенсии, независимо от того, входят ли они в структуру заработной платы.
Таким образом, доводы ответчика о том, что материальная помощь на оздоровление и материальная помощь для решения социально-бытовых нужд, на которые начислялся сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, однако не включённых в состав заработной платы государственного служащего, не учитываются при исчислении размера его пенсии, являются ложными.
Для решения спорных правоотношений подлежат применению специальные нормы, определяющие выплаты (доходы) для исчисления пенсии в частности, статья 41 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и статья 66 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", вместо положения Закона Украины "О государственной службе "и Закона Украины" Об оплате труда "являются общими.
Также суд учитывает, что постановлением Окружного административного суда г. Киева от 13.08.2010 года № 2а / 4753/09/2670 было отменено постановление Правления Пенсионного фонда Украины № 19-11, которая утверждала первоначальную форму справки о составляющих заработной платы (за последние 24 календарных месяца работы или за любые 60 календарных месяцев работы подряд перед обращением за пенсией), подаваемого для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», и это постановление Пенсионного фонда Украины было признано не соответствующим правовым актам высшей юридической силы в части невключения в составляющие заработной платы составляющих, которые предусмотрены действующим законодательством.
Таким образом, суд считает, что заявитель представила суду достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие ее право на назначение и выплату пенсии в соответствии с изложенным, заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Перерасчёт размера пенсии Осиповой Н.А. подлежит со дня обращения ее с заявлением о назначении пенсии.
В соответствии со ст. 2, 7, 15 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эти права подлежат государственной, в том числе судебной, защите, соблюдая принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Удовлетворяя при таких обстоятельствах заявленные требования, суд исходил из того, что иное разрешение спора повлечет нарушение прав заявителя, и она будет лишена права на справедливое социальное обеспечение по возрасту.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 6, 55-56, 59-60, 71, 194-199, 245-249 ГПК РФ, Законами Украины «Об оплате труда», «О государственной службе». «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», суд
решил:
Заявление Осиповой Натальи Анатольевны к управлению Пенсионного фонда Републики Крым в Первомайском районе о признании действий неправомерными и обязательстве совершить определённые действия удовлетворить.
Признать неправомерными действия управления Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе об отказе Осиповой Наталье Анатольевне в назначении пенсии государственного служащего с учетом выплаченных ей сумм материальной помощи на оздоровление, материальной помощи для решения социально-бытовых нужд, на которые начислены и с которых удержаны страховые взносы в Пенсионный фонд, согласно справок о составляющих заработной платы, которые подаются для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины "О государственной службе", № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданных территориальным управлением государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым.
Обязать управление Пенсионного фонда Республики Крым в Первомайском районе назначить пенсию Осиповой Наталье Анатольевне со дня подачи заявления о назначении пенсии государственного служащего с учетом выплаченных ей сумм материальной помощи на оздоровление, материальной помощи для решения социально-бытовых нужд, на которые начислены и с которых удержаны страховые взносы в Пенсионный фонд, согласно справок о составляющих заработной платы, которые подаются для назначения пенсии в соответствии с Законом Украины "О государственной службе", № ДД.ММ.ГГГГ года, выданных территориальным управлением государственной судебной администрации Украины в Автономной Республике Крым.
В соответствии ст. 212 ГПК РФ решение суда допустить к немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Апелляционный суд Республики Крым через Первомайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: