Дело № 2а-1272/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кандалакша 30 ноября 2020 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по Мурманской области к Семеновой Ю.А. о взыскании задолженности по штрафу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области обратилась в суд с административным иском к Семеновой Ю.А. о взыскании задолженности по штрафу. В обоснование заявленных требований указала, что Семенова Ю.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>. Инспекцией в отношении Семеновой Ю.А. проводились камеральные налоговые проверки налоговых деклараций за 2013 года, за 2014 год, по результатам которых были вынесены решения от <дата> №<номер> о привлечении к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. Данный штраф не уплачен до настоящего времени. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было направлено заказным письмом требование об уплате штрафа от <дата> №<номер>. Требование в добровольном порядке не исполнено до настоящего времени. Истец указывает, что инспекцией пропущен срок для взыскания штрафа, но при этом существующая реальная задолженность в виде штрафа свидетельствует об уважительных причинах для восстановления срока на взыскание задолженности по взносам, налогам и пени в судебном порядке. Просит суд восстановить срок для подачи заявления, взыскать с ответчика указанную задолженность.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Семенова Ю.А. о времени и месте предварительного судебного заседания извещалась надлежащим образом, в судебном заседании не участвовала.
Суд считает возможным рассмотреть дело в предварительном судебном заседании в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.
В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положениями пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из материалов дела, Семенова Ю.А. с <дата> по <дата> была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Решениями Инспекции от <дата> №<номер> Семенова Ю.А. была привлечена к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В адрес ответчика направлялись требования об уплате штрафа от <дата> №<номер> со сроком уплаты до 21.08.2015.
Из справки МИФНС следует, что за Семеновой Ю.А. по настоящее время числится задолженность по налоговым платежам, а именно, штраф в размере 1000 руб. 00 коп.
Иных материалов, свидетельствующих о направления и(или) вручении ответчику требования об уплате налога, а также времени направления налогового требования истцом суду не представлено.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
Суду не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у административного истца уважительных причин пропуска срока обращения в суд. МИФНС является юридическим лицом, в штате организации находится юридический отдел, решающий вопросы по своевременному и эффективному взиманию налогов.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, суд полагает, что нарушение предусмотренного статьёй 48 НК РФ срока приведёт к взысканию налога и пеней с налогоплательщика без ограничения срока, что является недопустимым и противоречит положениям статей 46, 47, 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока исковой давности и исковые требования о взыскании с ответчика задолженности перед бюджетом не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 138, 150, 175-180, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Мурманской области в удовлетворении иска, предъявленного к Семеновой Ю,А. о взыскании задолженности перед бюджетом, отказать. Суду не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие у административного истца уважительных причин пропуска срока обращения в суд, как у Межрайонной ИФНС России <номер> по <адрес>, так и у МИФНС <номер> по <адрес> после передачи задолженности ФИО5 Отделения МИФНС являются юридическими лицами, в штате организации которых находится юридический отдел, решающий вопросы по своевременному и эффективному взиманию налогов.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, суд полагает, что нарушение предусмотренного статьёй 48 НК РФ срока приведёт к взысканию налога и пеней с налогоплательщика без ограничения срока, что является недопустимым и противоречит положениям статей 46, 47, 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока исковой давности и исковые требования о взыскании с ответчика задолженности перед бюджетом не подлежат удовлетворению.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца.
Судья Н.В. Кузьмич