ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении административного материала
Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Салихов А.И., рассмотрев в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на Вологина С.О. , <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Волжский городской суд Республики Марий Эл из МО МВД России «Волжский» поступил протокол об административном правонарушении по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на Вологина С.О. и другие материалы дела.
Изучив материалы дела, судья пришел к следующему.
В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья в числе иных вопросов выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дел, а также достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу ( п.5).
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данный протокол составлен в отсутствие Вологина С.О. Однако копия протокола должностным лицом Вологину С.О. не направлена. Также в материалах дела отсутствуют сведения, что потерпевшей М.Л.Н. вручена либо направлена копия протокола об административном правонарушении.
Указанные нарушения являются существенными, не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, нарушают права Вологина С.О. и потерпевшей М.Л.Н. на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, на предоставление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Санкция ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Ч. 4 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу ч. 3 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем назначение указанного в ней вида административного наказания, необходимо не только надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении, но и создание условий, обеспечивающих присутствие такого лица в судебном заседании.
Иное приведет, к нарушение права лица, привлекаемого к административной ответственности на судебную защиту.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, ч. 3 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.
В «Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № (2016)» указано, что если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со стадии подготовки к рассмотрению дела.
Фактические обстоятельства дела в отношении Вологина С.О. не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием лица, привлекаемого к административной ответственности, в условиях изоляции от общества.
Поскольку Вологин С.О. в суд не явился, а также не был доставлен, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению должностному лицу составившему протокол.
В силу положений ч. 2 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
При этом, согласно разъяснению, содержащемуся в подп. «з» п. 3 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по делам, по которым было проведено административное расследование, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить в МО МВД России «Волжский» протокол 12 № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и приложенный к нему административный материал в отношении Вологина С.О. , <данные изъяты> о привлечении к административной ответственности по ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для устранения вышеуказанных недостатков.
Судья А.И. Салихов