Решение по делу № 33-2913/2023 от 06.03.2023

Судья Мицкевич А.О. по делу № 33-2913/2023

Судья-докладчик Кислицына С.В. УИД: 38RS0023-01-2022-002488-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2023 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Гуревской Л.С. и Кислицыной С.В.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-102/2023 по иску <адрес изъят> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <наименование предприятия>, Администрации <адрес изъят> муниципального района о возложении обязанности создать нормативный запас топлива,

по апелляционной жалобе <наименование предприятия> в лице и.о. генерального директора – <К.>

на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 января 2023 г., по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований указано, что Тулунской межрайонной прокуратурой установлено, что в <адрес изъят> муниципальном районе на котельных, эксплуатируемых <наименование предприятия> и обеспечивающих потребителей <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, в том числе социальные объекты и жилые дома, не обеспечено наличие основного нормативного запаса топлива.

Согласно данным <наименование предприятия> фактический запас топлива на котельных по состоянию на <дата изъята> составил: <адрес изъят> - 20,96 тонн (4 суток); <адрес изъят> - 40,80 тонн (2 суток); <адрес изъят> - 8,32 тонн (4 суток); <адрес изъят> - 27,44 тонн (7 суток); <адрес изъят> - 24,78 тонн (7 суток); <адрес изъят> - 10,1 тонн (5 суток).

Постановлением администрации <адрес изъят> муниципального района от <дата изъята> <номер изъят>-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут <дата изъята> на территории <адрес изъят> введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Необеспечение запасов основного и резервного топлива на котельных, обслуживающих жилые помещения, социальные объекты и предприятия, расположенные на территории <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, прав жителей на бесперебойное теплоснабжение в отопительный период 2022 - 2023 годов.

Истец просил суд:

- обязать Администрацию <адрес изъят> муниципального района организовать утверждение нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023 г.г. на котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, обслуживаемых <наименование предприятия>

- обязать <наименование предприятия>: обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: <адрес изъят> на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля;

- не позднее <дата изъята> обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении;

- обратить решение суда по данному гражданскому делу к немедленному исполнению.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

Апеллянт указывает, что имеются обстоятельства, препятствующие исполнению суда, а именно на котельной, расположенной по адресу: <адрес изъят> отсутствуют склад и земельный участок для хранения топлива в размере 1,4317 тыc.тонн.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонный прокурор старший советник юстиции <Т.> считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, не имеется.

Заслушав доклад по делу, выслушав объяснения помощника прокурора <О.>, возражавшей по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Администрацией <адрес изъят> муниципального района, реализуя полномочия органа местного самоуправления по организации теплоснабжения, создано <наименование предприятия>. <наименование предприятия> зарегистрировано в ЕГРЮЛ <дата изъята> , учредителем является <наименование МУ>, основной вид деятельности: 35.30.14 – Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Администрацией <адрес изъят> муниципального района за <наименование предприятия> закреплено имущество, находящееся в собственности <адрес изъят> муниципального района: комплекс коммунальных сооружений <адрес изъят>, в состав которого входит котельная <данные изъяты>; блочно-модульная котельная <адрес изъят>; комплекс коммунальных сооружений <адрес изъят>, в состав которого входит котельная <данные изъяты>; комплекс коммунальных сооружения <адрес изъят>, в состав которого входит котельная <данные изъяты>; комплекс коммунальных сооружений <адрес изъят>, с входящей в состав него котельной, расположенной по <адрес изъят>; здание котельной, расположенной по <адрес изъят>.

Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> от <дата изъята> <номер изъят>-мр утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии – Котельная <адрес изъят> для <наименование предприятия> на 2022 год в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,2362 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,1955 тыс. тонн бурого угля, общего запаса топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля.

Нормативы запаса топлива для котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, для <наименование предприятия> не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств.

Разрешая по существу заявленные требования, суд пришел к выводу, поскольку необеспечение запасов основного и резервного топлива на котельных, обслуживающих жилые помещения, социальные объекты и предприятия, расположенные на территории <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, прав жителей на бесперебойное теплоснабжение в отопительный период 2022 - 2023 годов, необходимо обязать <наименование предприятия> создать нормативный запас топлива, обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных, расположенных в <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, не позднее <дата изъята> обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Согласно п. 3 приведенного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям закона решение суда не соответствует.

В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.

Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).

Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.

Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

При вышеуказанных обстоятельствах решение суда о возложении на <наименование предприятия> обязанности создать нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) на отопительный период 2022-2023 нельзя признать законным и обоснованным.

Также суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что резолютивная часть решения по настоящему делу не отвечает требованиям статей 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", поскольку не содержит указания на количество необходимого нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива в том объеме, который обеспечит 45-дневный запас дневной потребности для котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>.

Соответствующие обстоятельства судом первой инстанции не были установлены.

Таким образом, выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права.

Более того, как следует из материалов дела Постановлением администрации <адрес изъят> муниципального района от <дата изъята> <номер изъят>-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут <дата изъята> на территории <адрес изъят> введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Из обращения первого заместителя мэра <адрес изъят> муниципального района <дата изъята> к главам поселений <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, следует, что в связи с тяжелым финансовым положением <наименование предприятия> (счета у предприятия заблокированы), в рамках полномочий сельских поселений по организации в границах сельских поселений теплоснабжения населения просил за счет средств сельских поселений организовать проведение мероприятий по разработке в установленном порядке нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, с последующим направлением в Министерство Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> для их дальнейшего утверждения.

На заседаниях балансовой комиссии <дата изъята> , <дата изъята> <дата изъята> , <дата изъята> <дата изъята> заслушивались отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, финансово-экономическом состоянии <наименование предприятия>, установлена задолженность предприятия, наличия убытков. Работа <наименование предприятия>» признана неудовлетворительной, в том числе рекомендовано подготовить документы для организации банкротства предприятия.

<дата изъята> КУМИ Администрации <адрес изъят> муниципального района обращался в Арбитражный суд <адрес изъят> области с заявлением о признании <наименование предприятия> несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда <адрес изъят> от <дата изъята> заявление КУМИ Администрации <адрес изъят> муниципального района возвращено заявителю как несоответствующее предусмотренным п.2 ст.7 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» условиям возникновения у кредитора права на реализацию специального способа защиты.

Из материалов дела также следует, что мэр <адрес изъят> муниципального района направлял в адрес Губернатора <адрес изъят> области, министра жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> области обращение с указанием на недостаточность собственных средств местном бюджете и отсутствие необходимого финансирования из средств областного бюджета, наличие запасов топлива на котельных сроком до <дата изъята> , с целью недопущения остановки деятельности <наименование предприятия> с просьбой разрешить вопрос об оказании в ноябре, декабре текущего года финансовой помощи <наименование предприятия>

Согласно муниципальным контрактам от <дата изъята> <номер изъят>, от <дата изъята> <номер изъят>, от <дата изъята> <номер изъят> Администрация <адрес изъят> муниципального района заключила контракт с <наименование ООО> на оказание услуги доставки угля 476 тонн, 330 тон и 47,68 тонн, соответственно, с местом отгрузки на складе хранения <наименование предприятия>.

Из договора пожертвования № <номер изъят> от <дата изъята> следует, что <наименование ООО> обязалось безвозмездно передать Администрации <адрес изъят> муниципального района материальные ценности (уголь 510,28 тон) на сумму 399822,82 рублей на осуществление бесперебойного теплоснабжения населения в отопительный период 2022-2023гг на территории <адрес изъят> муниципального района.

Из муниципальных контрактов от <дата изъята> <номер изъят>, от <дата изъята> <номер изъят> усматривается, что Администрация <адрес изъят> муниципального района (заказчик) заключила контракт с <наименование ИП> (поставщик) на передачу заказчику угля на сумму 1200000 рублей и 1020000 рублей. Товар поставляется на котельную <наименование предприятия> <адрес изъят>».

То есть из установленных обстоятельств не следует о бездействии либо устранении ответчиков от исполнения своей обязанности создания и наличия нормативного запаса топлива на отопительный период.

Суду необходимо было определить, о защите какого права ставится вопрос прокурором, какой способ его защиты им выбран и соответствует ли он закону, что судом при разрешении данного спора не сделано.

Кроме того, возложение на <наименование предприятия> обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по созданию нормативного запаса топлива, обеспечении наличия запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность предприятия.

Допущенные судом нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 января 2023 г. по данному гражданскому делу отменить в части удовлетворенных требований.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований <адрес изъят> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <наименование предприятия> о возложении обязанности создать нормативный запас топлива, обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных, расположенных в <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> области – отказать.

В удовлетворении исковых требований <адрес изъят> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <наименование предприятия> о возложении обязанности не позднее 1 июля 2023 г. обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> области – отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Судья-председательствующий И.А. Рудковская

Судьи Л.С. Гуревская

С.В. Кислицына

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2023.

Судья Мицкевич А.О. по делу № 33-2913/2023

Судья-докладчик Кислицына С.В. УИД: 38RS0023-01-2022-002488-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2023 г.

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Рудковской И.А.,

судей Гуревской Л.С. и Кислицыной С.В.,

при секретаре Макаровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-102/2023 по иску <адрес изъят> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <наименование предприятия>, Администрации <адрес изъят> муниципального района о возложении обязанности создать нормативный запас топлива,

по апелляционной жалобе <наименование предприятия> в лице и.о. генерального директора – <К.>

на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 января 2023 г., по данному делу,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование исковых требований указано, что Тулунской межрайонной прокуратурой установлено, что в <адрес изъят> муниципальном районе на котельных, эксплуатируемых <наименование предприятия> и обеспечивающих потребителей <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, в том числе социальные объекты и жилые дома, не обеспечено наличие основного нормативного запаса топлива.

Согласно данным <наименование предприятия> фактический запас топлива на котельных по состоянию на <дата изъята> составил: <адрес изъят> - 20,96 тонн (4 суток); <адрес изъят> - 40,80 тонн (2 суток); <адрес изъят> - 8,32 тонн (4 суток); <адрес изъят> - 27,44 тонн (7 суток); <адрес изъят> - 24,78 тонн (7 суток); <адрес изъят> - 10,1 тонн (5 суток).

Постановлением администрации <адрес изъят> муниципального района от <дата изъята> <номер изъят>-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут <дата изъята> на территории <адрес изъят> введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Необеспечение запасов основного и резервного топлива на котельных, обслуживающих жилые помещения, социальные объекты и предприятия, расположенные на территории <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, прав жителей на бесперебойное теплоснабжение в отопительный период 2022 - 2023 годов.

Истец просил суд:

- обязать Администрацию <адрес изъят> муниципального района организовать утверждение нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023 г.г. на котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, обслуживаемых <наименование предприятия>

- обязать <наименование предприятия>: обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: <адрес изъят> на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля;

- не позднее <дата изъята> обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении;

- обратить решение суда по данному гражданскому делу к немедленному исполнению.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

Апеллянт указывает, что имеются обстоятельства, препятствующие исполнению суда, а именно на котельной, расположенной по адресу: <адрес изъят> отсутствуют склад и земельный участок для хранения топлива в размере 1,4317 тыc.тонн.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонный прокурор старший советник юстиции <Т.> считает, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, не имеется.

Заслушав доклад по делу, выслушав объяснения помощника прокурора <О.>, возражавшей по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Администрацией <адрес изъят> муниципального района, реализуя полномочия органа местного самоуправления по организации теплоснабжения, создано <наименование предприятия>. <наименование предприятия> зарегистрировано в ЕГРЮЛ <дата изъята> , учредителем является <наименование МУ>, основной вид деятельности: 35.30.14 – Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Администрацией <адрес изъят> муниципального района за <наименование предприятия> закреплено имущество, находящееся в собственности <адрес изъят> муниципального района: комплекс коммунальных сооружений <адрес изъят>, в состав которого входит котельная <данные изъяты>; блочно-модульная котельная <адрес изъят>; комплекс коммунальных сооружений <адрес изъят>, в состав которого входит котельная <данные изъяты>; комплекс коммунальных сооружения <адрес изъят>, в состав которого входит котельная <данные изъяты>; комплекс коммунальных сооружений <адрес изъят>, с входящей в состав него котельной, расположенной по <адрес изъят>; здание котельной, расположенной по <адрес изъят>.

Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> от <дата изъята> <номер изъят>-мр утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии – Котельная <адрес изъят> для <наименование предприятия> на 2022 год в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,2362 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,1955 тыс. тонн бурого угля, общего запаса топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля.

Нормативы запаса топлива для котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, для <наименование предприятия> не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств.

Разрешая по существу заявленные требования, суд пришел к выводу, поскольку необеспечение запасов основного и резервного топлива на котельных, обслуживающих жилые помещения, социальные объекты и предприятия, расположенные на территории <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, прав жителей на бесперебойное теплоснабжение в отопительный период 2022 - 2023 годов, необходимо обязать <наименование предприятия> создать нормативный запас топлива, обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных, расположенных в <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, не позднее <дата изъята> обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение должно быть законным и обоснованным.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Согласно п. 3 приведенного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям закона решение суда не соответствует.

В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.

Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).

Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.

Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

При вышеуказанных обстоятельствах решение суда о возложении на <наименование предприятия> обязанности создать нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) на отопительный период 2022-2023 нельзя признать законным и обоснованным.

Также суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что резолютивная часть решения по настоящему делу не отвечает требованиям статей 13, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении", поскольку не содержит указания на количество необходимого нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива в том объеме, который обеспечит 45-дневный запас дневной потребности для котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>.

Соответствующие обстоятельства судом первой инстанции не были установлены.

Таким образом, выбранный прокурором способ защиты не соответствует закону и характеру нарушенного права.

Более того, как следует из материалов дела Постановлением администрации <адрес изъят> муниципального района от <дата изъята> <номер изъят>-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут <дата изъята> на территории <адрес изъят> введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Из обращения первого заместителя мэра <адрес изъят> муниципального района <дата изъята> к главам поселений <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, следует, что в связи с тяжелым финансовым положением <наименование предприятия> (счета у предприятия заблокированы), в рамках полномочий сельских поселений по организации в границах сельских поселений теплоснабжения населения просил за счет средств сельских поселений организовать проведение мероприятий по разработке в установленном порядке нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, с последующим направлением в Министерство Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> для их дальнейшего утверждения.

На заседаниях балансовой комиссии <дата изъята> , <дата изъята> <дата изъята> , <дата изъята> <дата изъята> заслушивались отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, финансово-экономическом состоянии <наименование предприятия>, установлена задолженность предприятия, наличия убытков. Работа <наименование предприятия>» признана неудовлетворительной, в том числе рекомендовано подготовить документы для организации банкротства предприятия.

<дата изъята> КУМИ Администрации <адрес изъят> муниципального района обращался в Арбитражный суд <адрес изъят> области с заявлением о признании <наименование предприятия> несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда <адрес изъят> от <дата изъята> заявление КУМИ Администрации <адрес изъят> муниципального района возвращено заявителю как несоответствующее предусмотренным п.2 ст.7 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» условиям возникновения у кредитора права на реализацию специального способа защиты.

Из материалов дела также следует, что мэр <адрес изъят> муниципального района направлял в адрес Губернатора <адрес изъят> области, министра жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес изъят> области обращение с указанием на недостаточность собственных средств местном бюджете и отсутствие необходимого финансирования из средств областного бюджета, наличие запасов топлива на котельных сроком до <дата изъята> , с целью недопущения остановки деятельности <наименование предприятия> с просьбой разрешить вопрос об оказании в ноябре, декабре текущего года финансовой помощи <наименование предприятия>

Согласно муниципальным контрактам от <дата изъята> <номер изъят>, от <дата изъята> <номер изъят>, от <дата изъята> <номер изъят> Администрация <адрес изъят> муниципального района заключила контракт с <наименование ООО> на оказание услуги доставки угля 476 тонн, 330 тон и 47,68 тонн, соответственно, с местом отгрузки на складе хранения <наименование предприятия>.

Из договора пожертвования № <номер изъят> от <дата изъята> следует, что <наименование ООО> обязалось безвозмездно передать Администрации <адрес изъят> муниципального района материальные ценности (уголь 510,28 тон) на сумму 399822,82 рублей на осуществление бесперебойного теплоснабжения населения в отопительный период 2022-2023гг на территории <адрес изъят> муниципального района.

Из муниципальных контрактов от <дата изъята> <номер изъят>, от <дата изъята> <номер изъят> усматривается, что Администрация <адрес изъят> муниципального района (заказчик) заключила контракт с <наименование ИП> (поставщик) на передачу заказчику угля на сумму 1200000 рублей и 1020000 рублей. Товар поставляется на котельную <наименование предприятия> <адрес изъят>».

То есть из установленных обстоятельств не следует о бездействии либо устранении ответчиков от исполнения своей обязанности создания и наличия нормативного запаса топлива на отопительный период.

Суду необходимо было определить, о защите какого права ставится вопрос прокурором, какой способ его защиты им выбран и соответствует ли он закону, что судом при разрешении данного спора не сделано.

Кроме того, возложение на <наименование предприятия> обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по созданию нормативного запаса топлива, обеспечении наличия запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность предприятия.

Допущенные судом нарушения норм права являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 19 января 2023 г. по данному гражданскому делу отменить в части удовлетворенных требований.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований <адрес изъят> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <наименование предприятия> о возложении обязанности создать нормативный запас топлива, обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных, расположенных в <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> области – отказать.

В удовлетворении исковых требований <адрес изъят> межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к <наименование предприятия> о возложении обязанности не позднее 1 июля 2023 г. обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят> области – отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Судья-председательствующий И.А. Рудковская

Судьи Л.С. Гуревская

С.В. Кислицына

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2023.

33-2913/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тулунская межрайонная прокуратура
Ответчики
МУ Администрация Тулунского муниципального района
Муниципальное Унитарное сельскохозяйственное предприятие Центральное
Другие
Администрация Бурхунского сельского поселения
Администрация Будаговского сельского поселения
МУ Администрация Алгатуйского сельского поселения
МУ Администрация Азейского сельского поселения
Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области
МУ Администрация Писаревского сельского поселения
Администрация Шерагульского сельского поселения
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
09.03.2023Передача дела судье
12.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Передано в экспедицию
12.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее