УИД 29RS0017-01-2021-000681-02
Строка 045 г, г/п 00 руб.
Судья Тимошенко А.Г.
Докладчик Хмара Е.И. Дело № 33-7035/2021 25 ноября 2021 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Бланару Е.М. и Маслова Д.А.,
при секретаре Гребневой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-488/2021 по иску Прибытковой <данные изъяты> к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Хмара Е.И., судебная коллегия
установила:
Прибыткова О.В. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС №5) о возложении обязанности произвести перерасчет выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также отпускных за 2020-2021 гг. службы с учетом включения в средний заработок стимулирующих и компенсационных выплат, выплатить недоначисленные суммы, взыскании отпускных в размере 63405 рублей 32 копейки, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 148298 рублей 41 копейка, выходного пособия в размере 96 313 рублей 04 копейки.
В обоснование требований указала, что с 1 апреля 2004 г. по 13 апреля 2021 г. состояла в трудовых отношениях с ответчиком, была уволена на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ), ввиду сокращения численности (штата) работников. На дату увольнения она занимала должность главного государственного налогового инспектора. При увольнении ей выплачена компенсация в размере 4 средних заработных плат, а также компенсация за неиспользованный отпуск. Кроме того, за последний год службы она 7 раз пребывала в отпуске, при этом каждый раз производилась выплата отпускных. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства компенсационные и стимулирующие выплаты при подсчете среднего заработка ответчиком учтены не были, что повлекло снижение среднего заработка, примененного ответчиком при выплате выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск и отпускных за последний год службы.
Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 г. принят отказ истца от исковых требований в части возложения обязанности произвести перерасчет выходного пособия, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, доначисления и выплате задолженности, производство по делу в данной части прекращено.
Истец Прибыткова О.В., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Малыгин М.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика МИФНС №5, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому с требованиями не согласился.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 г. исковое заявление Прибытковой О.В. к МИФНС №5 о взыскании денежных средств удовлетворено.
С МИФНС №5 в пользу Прибытковой О.В. взысканы отпускные в размере 63405 рублей 32 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск - 148 298 рублей 41 копейка, выходное пособие – 96 313 рублей 04 копейки, а всего взыскано 308 016 рублей 77 копеек.
В апелляционной жалобе, поданной ответчиком МИФНС №5, ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что средства материального стимулирования федеральных государственных служащих не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляются в пределах лимитов, доводимых ФНС России на основании постановлений Правительства РФ, в связи с чем не подлежат учету при расчете денежного содержания истца для исчисления компенсаций при ее увольнении. Постановления Правительства РФ не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим. Налоговый орган производит выплату средств материального стимулирования на основании приказов вышестоящего налогового органа.
Полагает, что из материалов дела не усматривается, что выплаченное истцу материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №601, и на основании принятых в соответствии с данным указом постановлений Правительства РФ. Считают, что к юридическим значимым обстоятельствам по делу относится определение правовой природы произведенных истцу выплат в виде материального стимулирования за счет дополнительных объемов бюджетных ассигнований, однако правовой оценки эти обстоятельства не получили, акты, послужившие основанием для выделения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, в деле отсутствуют.
Ссылку суда на письмо Минфина России от 15 июля 2014 г. № считает несостоятельной, поскольку на период возникновения спорных правоотношений не отменено действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. №н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, и которым определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями части 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, поступившие по запросу суда апелляционной инстанции документы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в пределах доводов жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1 апреля 2004 г. Прибыткова О.В. проходила государственную гражданскую службу в МИФНС №, последняя замещаемая должность - главный государственный налоговый инспектор аналитического отдела.
13 апреля 2021 г. служебный контракт с Прибытковой О.В. расторгнут по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №79-ФЗ), в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
В 2019 г. в периоды с 16 февраля по 3 марта, с 6 по 7 июля, с 13 по 14 июля, с 20 по 21 июля, с 27 по 28 июля, с 9 августа по 1 сентября, с 15 по 16 октября, с 14 по 15 декабря, с 21 по 22 декабря, с 28 по 31 декабря, в 2020 г. в периоды с 11 по 12 января, с 18 по 19 января, с 25 по 26 января, с 1 по 2 февраля, с 8 по 9 февраля, с 14 февраля по 1 марта, с 7 по 9 марта, с 14 по 15 марта, с 21 по 22 марта, с 28 по 29 марта, с 4 по 5 апреля, с 11 по 12 апреля, 11 по 31 августа, с 12 по 13 сентября, с 19 по 20 сентября, с 3 по 4 октября, с 17 по 18 октября, с 24 по 25 октября, с 31 октября по 1 ноября, а также в период с 13 по 28 февраля 2021 г. Прибыткова О.В. находилась в отпусках.
При увольнении истцу была выплачена компенсация за 180,46 дней неиспользованного отпуска и компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
В период службы соответствующими приказами ответчика истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и разовые премии, разовые премии ответчиком также относились к средствам материального стимулирования.
Суммы премий не были учтены при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением замещаемой ею должности и за неиспользованный отпуск ко дню увольнения, а также, соответственно, не были учтены при начислении денежного содержания на период предоставляемых в 2020 г. отпусков.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
При этом суд первой инстанции исходил из требований истца, уточненных на основании конррасчета ответчика.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несоответствии выводов суда и неправильном применении судом норм материального права при разрешении данного дела ошибочны. Судом принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании.
Суд первой инстанции правильно руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 14 ФЗ «О государственной гражданской службе», устанавливающей гарантии прав гражданского служащего в области оплаты труда, а также частей 1, 2, 5 и 10 статьи 50 того же Закона, определяющих состав денежного содержания гражданского служащего.
Частью 2 статьи 50 Закона предусмотрено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с частью 5 той же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) - пункт 4; ежемесячное денежное поощрение - пункт 5; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих - пункт 6.
Частью 10 той же статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. № 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.
Согласно абзацу первому данного пункта при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абзацу первому пункта 8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктом «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.
Абзацем вторым пункта 8 Правил предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 этих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В пункте 2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 статьи 50 ФЗ «О государственной гражданской службе» о составе денежного содержания гражданского служащего.
Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в статье 51 ФЗ «О государственной гражданской службе», частью 2 которой предусмотрено, что При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с частью 3 статьи 51 ФЗ «О государственной гражданской службе» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 той же статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом также принято во внимание, что в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 г., было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. №, предусматривающее в 2014 г. объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Ссылка суда первой инстанции на Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014г. №, вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствует о применении судом нормативного акта, не подлежащего применению, поскольку в данном Письме фактически содержится лишь толкование положений законодательства о гражданской службе, на основе которого сделан вывод о том, что бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. №, подлежат учету при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении спора подлежали учету разъяснения, содержащиеся в Письме Министерства от 15 июля 2014г. №.
Как следует из представленных по запросу суда апелляционной инстанции приказов УФНС по АО и НАО и приказов МИФНС №, материальное стимулирование было осуществлено в соответствии с письмами УФСН России по АО и НАО за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда.
Соответствующие письма УФНС России по АО и НАО к материалам дела не приобщены, однако в данном случае обязанность представить их в целях обоснования иного правового статуса спорных выплат нес ответчик, который, таким образом, доводы истца не опроверг.
При этом согласно представленной по запросу суда апелляционной инстанции информации у ответчика отсутствуют письма ФНС России о выделении бюджетных ассигнований, поскольку указанные письма в адрес налогового органа не направляются, а выплаты премий и средств материального стимулирования производится на основании писем и приказов УФНС России по АО и НАО.
Судебная коллегия отмечает, что, несмотря на предложение суда апелляционной инстанции, стороной ответчика в нарушение статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих вышеуказанные выводы, как доказательств в подтверждение тех доводов относительно правовой природы произведенного материального стимулирования, на которые ссылался ответчик в ходе рассмотрения дела.
С учетом приведенных нормативных положений и представленных в дело доказательств, вопреки доводам жалобы, суд сделал обоснованный вывод о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Выводы суда соответствуют правовым позициям, которые неоднократно высказывались Верховным Судом Российской Федерации в судебных постановлениях по аналогичным делам: Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. №2-КГ17-4, от 28 августа 2017г. №2-КГ17-13, от 3 июня 2019г. №34-КГ19-1, от 1 июля 2019 г. № 34-КГ19-2 и другие.
Поскольку предусмотренных статьей 330 ГПК РФ нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом допущено не было, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 6 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Е.М. Бланару
Д.А. Маслов