Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 92RS0002-01-2021-004737-52производство № 2а-249/2022 |
11 мая 2022 года город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Моцного Н.В.,
при помощнике судьи Нанян А.А.,
с участием:
административного истца Дановской Л.Г.,
представителя административного истца Арефьевой Е.В.,
представителя заинтересованного лица Смирновой Р.Т. - Кательницкого В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дановской Ларисы Георгиевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании решений и распоряжения незаконными, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка;
заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Павленко Мария Михайловна, Смирнова Раиса Григорьевна,
У С Т А Н О В И Л:
В августе 2021 года Дановская Л.Г. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в котором с учетом заявления об изменении исковых требований от 11.04.2022 года просила:
- признать незаконными действия административного ответчика по отказу Дановской Л.Г. в предоставлении государственной услуги о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельного участка, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, площадью 843 кв.м.;
- признать незаконными действия административного ответчика, выразившееся в принятии распоряжения от 03.09.2021 г. № 4310-РДЗ о предварительном согласовании предоставления Павленко М.М. земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе <адрес>, площадь 596 кв.м., и отменить данное распоряжение;
- признать незаконными действия административного ответчика по образованию земельного участка с кадастровым номером 91:02:003002:921, площадью 596,00 кв.м, расположенном в г. Севастополе, в районе <адрес>, согласно указанному выше распоряжению;
- возложить обязанность на административного ответчика образовать земельный участок по адресу: город Севастополь, <адрес>, площадью 843 кв.м., путем образования земельного участка по адресу: Российская Федерация, <адрес> (согласно представленной схеме расположения земельного участка ГУ-4851/21 от 07.04.2021), с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», путем перераспределения исходного земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с землями, находящимися в государственной собственности согласно предоставленному каталогу координат.
В обоснование иска указано, что согласно договору дарения земельного участка от 19.04.2019 года Дановская Л.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 444,00 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
На принадлежащем земельном участке Дановская Л.Г. возвела и ввела в эксплуатацию жилой дом, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08 сентября 2020 года.
В период пользования принадлежащим земельным участком с 19 апреля 2019 года по настоящее время, Дановской Л.Г. использовался также расположенный рядом по меже земельный участок, который согласно публичной кадастровой карте не являлся образованным, не был поставлен на кадастровый учет. Данную часть земельного участка истец огородила забором, высадила деревья, фактически его использовала в своих целях.
06 апреля 2021 года Дановская Л.Г. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением об утверждении схемы перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории, с предоставлением схемы перераспределения земельного участка.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 09 июня 2021 года в предоставлении услуги отказано по причине несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 №4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.».
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку она имеет право на перераспределение принадлежащего земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности г. Севастополя. Документы, представленные в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя соответствуют требованиям земельного законодательства, положению о Департаменте и отражают необходимую информацию. В связи с этим, оснований, позволяющих отказать административному истцу в предоставлении государственной услуги - предварительное согласование земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у административного ответчика не имелось.
Истец также указывает, что в последующем Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя принято распоряжение от 03.09.2021 года № 4310-РДЗ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе <адрес>, площадь 596 кв.м.» согласно заявлению Павленко М.М. в порядке ст. 18 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106- ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя » и других нормативных актов.
Согласно данному распоряжению от 03.09.2021 года утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории; участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов; определен вид разрешенного использования: ведение садоводства.
Однако, Дановская Л.Г. обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории, с предоставлением схемы перераспределения земельного участка на несколько месяцев раньше, прежде чем новый участок по заявлению Павленко М.М. сформировали государственные органы и предварительно согласовали его передачу Павленко М.М.
Принадлежащий Дановской Л.Г. участок по <адрес>, располагается рядом со спорным участком, истцом осваивался, преимущественных прав кем-либо другим до её обращения к административному ответчику заявлено не было.
В судебном заседании административный истец Дановская Л.Г. и её представитель Арефьева Е.В. доводы административного иска поддержали по изложенным выше основаниям, просили удовлетворить. При этом, указали на неправомерный отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в предоставлении услуги по перераспределению земельного участка, а в последствии и образование самостоятельного земельного участка по заявлению Павленко М.М.
Заинтересованное лицо Смирнова Р.Г. о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке, в судебное не прибыла, воспользовалась правом ведения дела в суде через представителя.
Представитель заинтересованного лица Смирновой Р.Т. - Кательницкий В.В. в суде против иска возражал, сославшись на то обстоятельство, что отказ административного ответчика соответствует требованиям закона. Пояснил, что его доверитель претендует также на образование и предоставление земельного участка на спорной территории, поскольку использует его с 1987 г. в качестве члена СТ ОК «Сокол-2», а в последующем с 2017 года члена ТСН «СТ- «Радужный»» (земельный участок №, площадью 530 кв.м.).
Административный ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, заинтересованные лица - Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Павленко М.М. о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, в судебное заседание не прибыли, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не известили, что не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав доводы административного искового заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено, что Дановская Л.Г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, площадью 444,00 кв.м., кадастровый №, категория земель: земля населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
06 апреля 2021 года Дановская Л.Г. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением об утверждении схемы перераспределении земельного участка на кадастровом плане территории, с предоставлением схемы перераспределения земельного участка.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 09 июня 2021 года, изложенном в письме № ГУ-исх-5469/21 в предоставлении административной услуги перераспределения земель отказано по причине несоответствия схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.».
Как следует из обжалуемого ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 09.06.2021 года № № ГУ-исх-5469/21, согласно п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № 4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя № 4274/01-02-04-13/03/21 испрашиваемый Дановской Л.Г. вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114. В соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок находится в дачно-садоводческой зоне; частично в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; в соответствии с приказом Минкультуры от 12.08.2016 № 1864 с изменениями от 30.06.2018 года земельный участок относится к зоне Р-4-4 уч. С-5; в 3 поясе ЗСО скважины № 95/5658.
В ходе производства по делу также установлено, что в отношении испрашиваемой Дановской Л.Г. части земельного участка, находящегося в государственной собственности г. Севастополя, Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя 03.09.2021 года издано распоряжение № 4310-РДЗ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе <адрес>, площадь 596 кв.м.» по заявлению Павленко М.М., поданном в порядке ст. 18 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106- ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя » и других нормативных актов.
Согласно данному распоряжению утверждена схема расположения оспариваемого земельного участка на кадастровом плане территории, участок отнесен к категории земель: земли населенных пунктов; определен вид разрешенного использования: ведение садоводства. Образован земельный участок с кадастровым номером 91:02:003002:921, площадью 596,00 кв.м., расположенный в г. Севастополе, в районе <адрес>.
Как следует из п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя, по одному из следующих оснований, в том числе в случае несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Согласно подпункту 4 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В силу п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Согласно п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статье 39.28 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Таким образом, в силу положений указанного пункта допускается увеличение площади земельного участка, находящегося в собственности гражданина, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, при отсутствии предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ оснований для отказа в заключении о перераспределении и соблюдении иных установленных законодательством требований.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, а пунктом 9 данной статьи - основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ закреплено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 названного кодекса.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обжалуемый отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 09.06.2021 года об отказе в удовлетворении заявления Дановской Л.Г. о перераспределении земельных участков является обоснованным, поскольку уполномоченным органом в сфере градостроительной деятельности - Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя подтвержден факт несоответствия предоставленной схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 №4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.».
В связи с чем обжалуемые Дановской Л.Г. действия и решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по изданию распоряжения от 03.09.2021 года № 4310-РДЗ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, в районе <адрес>, площадь 596 кв.м.», образованию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 596,00 кв.м., расположенный в г. Севастополе, в районе <адрес>, с разрешенным использованием: ведение садоводства, не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов административного истца.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Дановской Ларисы Георгиевны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании решений и распоряжения незаконными, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения составлен 21.05.2021 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО9 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------