Дело № 5-276/2019
УИД: 21RS0023-01-2019-003776-73
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 июня 2019 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Ермолаева Т.П., с участием представителя юридического лица - Гурьева Н.Г., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Воддорстрой» (ООО «Воддорстрой»), ОГРН -----, дата регистрации дата, ИНН -----, юридический адрес: адрес о привлечении к административной ответственности,
установил:
На основании определения командира ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской Республике от дата в адрес Ленинского районного суда г. Чебоксары поступил административный материал отношении ООО «Воддорстрой» из которого следует, что дата в адрес командира ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской Республике поступил рапорт старшего инспектора по ИАЗ СБ ДПС ГИБДД МВД по Чувашской Республике ФИО9 о выявленном нарушении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участков автодороги общего пользования регионального значения «Вятка» до выхода на автодорогу «Волга». По данному факту ИДПС СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Чувашской Республике дата возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленного лица с проведением по нему административного расследования. По результатам административного расследования дата в отношении ООО «Воддорстрой» составлен протокол об административном правонарушении адрес, согласно которому дата в ------ час. ------ мин. в ходе осуществления повседневного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участков автодороги общего пользования регионального значения «Вятка» до выхода на автодорогу «Волга»: ------, выявлено нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, то есть на покрытии проезжей части допущено образование зимней скользкости в виде уплотненных снежно-ледяных отложений толщиной до 8 см, шириной от 3 до 5 метров при отсутствии осадков в течении 18 часов, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В судебном заседании представитель ООО «Воддорстрой» Гурьев Н.Г. вину юридического лица в предъявленном административном правонарушении не признал, пояснив, что погодные условия не позволяли привести дорожное покрытие в надлежащее состояние. В случае признания судом общества виновным в совершении вмененного правонарушения, просил применить положения ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 100 000 руб. вследствие тяжелого материального положения общества, убыток которого за 2018 год составил более 12 млн. руб., что подтверждается представленным суду балансом.
Административный орган явку своего представителя не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя ООО «Воддорстрой», исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Определение административного правонарушения как основания административной ответственности содержится в части 1 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.
Также в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно п. 13 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 13.9 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011) «Безопасность автомобильных дорог» очистка покрытия автомобильной дороги от снега должна осуществляться с проезжей части, остановок общественного наземного транспорта, тротуаров, обочин, съездов, площадок для стоянки и остановки транспортных средств.
ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 8.1 указанного ГОСТа на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
Согласно таблице 8.1 установлены сроки ликвидации зимней скользкости для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик. При этом нормативный срок устранения зимней скользкости установлен с момента ее обнаружения.
В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
В данном деле установлено, что между Казенным учреждением Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (КУ «Чувашупрдор Минтранса Чувашии) (государственный заказчик) и ООО «Воддорстрой» (подрядчик) заключен государственный контракт ----- от дата на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Красноармейском, Мариинско-Посадском, Цивильском, Чебоксарском районах Чувашской Республики, в соответствии с которым ООО «Воддорстрой» принимает на себя обязательство по содержанию автомобильных дорог на указанных участках и несет юридическую ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение в соответствии с установленным в законе порядком.
Из материалов дела следует, что дата в ------ час. ------ мин. в ходе осуществления повседневного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участков автодороги общего пользования регионального значения «Вятка» до выхода на автодорогу «Волга»: ------, выявлено нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, то есть на покрытии проезжей части допущено образование зимней скользкости в виде уплотненных снежно-ледяных отложений толщиной до 8 см, шириной от 3 до 5 метров при отсутствии осадков в течении 18 часов.
Выявленные нарушения также подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе и видеоматериалом.
Устранение выявленных нарушений входит в обязанности ООО «Воддорстрой» на основании названного выше государственного контракта, в силу чего оно является лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги на указанных участках дороги.
Доводы представителя юридического лица о том, что истек срок привлечения его к административной ответственности, что служит основанием для прекращения производства по делу, нельзя признать состоятельными.
Так, согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п.14).
В соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса;
2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть с момента представления должностному, правомочному либо применять меры административной ответственности, либо, в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ, составлять протокол об административном правонарушении, результатов произведенной проверки деятельности организации, получения указанным должностным лицом достоверной информации о факте совершения административного правонарушения. В данном деле факт обнаружения правонарушения связан с датой окончания административного расследования, поскольку дело было возбуждено в отношении неустановленного лица ответственного за состояние дороги и составлением протокола об административном правонарушении - дата.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В сложившейся ситуации Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам представителя юридического лица, оснований для признания совершенного им правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, не установлено (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как следует из содержания части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 15.09.2015 N 1828-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
Общие правила назначения административного наказания, закрепленные в статье 4.1 КоАП РФ предусматривают, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2); при назначении административного наказания в этом случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3).
С учетом всех установленных по делу обстоятельств: характера и последствия совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения и в целях соблюдения принципа назначения справедливого и соразмерного наказания, суд считает возможным назначить виновному лицу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1., 29.9.-29.10. КоАП РФ,
постановил:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Воддорстрой» (ООО «Воддорстрой»), ОГРН -----, дата регистрации дата, ИНН ----- юридический адрес: адрес, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Чувашской Республике (МВД по Чувашской Республике), ИНН 2128015830, р/с 40101810900000010005 в Отделение - НБ Чувашская Республика, БИК - 049706001, ОКТМО 97701000, УИН: 18810421190310006492, наименование платежа - штраф.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Судья Т.П. Ермолаева