Решение по делу № 2-1150/2015 (2-9662/2014;) от 15.12.2014

Дело № 2-1150/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2015 года

Центральный районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего М.Ю. Овсянниковой

при секретаре Е.В. Окольздаевой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что в результате паводкового наводнения в мае – июне 2014 года утрачен жилой дом истца, расположенный по адресу: ...., в котором истица была зарегистрирована и проживала на момент чрезвычайного происшествия. В связи с полной утратой имущества истица получила денежные выплаты, предусмотренные постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 №270 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года». В соответствии с заключением эксперта №90-14-07-33 ТЗ от 31.07.2014 года жилой дом по адресу: ...., является аварийным и непригодным для проживания. Вместе с тем, решением Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края ФИО1 было отказано во включении в список на получение государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием в представленных документах информации о том, что принадлежащее истцу жилье стало непригодным в результате паводка в мае-июне 2014 года. Указывая, что при обращении с соответствующим заявлением, ФИО1 были представлены все необходимые документы, просит признать незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об отказе во включении истца в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края; признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края; обязать ответчика включить истца в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, уведомлена надлежаще. Ее представитель Кунгуров И.В. на требованиях наставил по доводам, изложенным в иске, пояснил, что истица является собственником спорного жилого дома.

Представители ответчиков Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, МЧС России, ГУ МЧС России по Алтайскому краю, третьих лиц администрации Бийского района Алтайского края, администрации Малоугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края, администрации Алтайского края в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В мае – июне 2014 года в Бийском районе Алтайского края сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Постановлением администрации Алтайского края №245 от 29.05.2014 года на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В силу п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.

В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года № 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденный во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N 561 МЧС РФ, Минстроем РФ, Минфином РФ 10 июля 1995 года, предусматривает, что для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации должны быть представлены в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (п. 3 Порядка).

Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В судебном заседании установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником <данные изъяты> доли земельного участка и жилого дома по адресу: ...., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП.

Согласно сведениям, содержащимся в поквартирной домовой книге и паспорте, в жилом доме по адресу: .... зарегистрирована ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ года

Сособственником <данные изъяты> доли указанного дома и земельного участка является ФИО2.

Определением Бийского районного суда Алтайского края прекращено производство по делу по заявлению ФИО2, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, в связи с отказом истца от иска.

Справкой администрации .... от 02.07.2014 подтверждается, что жилой дом по адресу: .... находился в затопляемой зоне в период весенне-летнего наводнения 2014 года.

Согласно акту обследования ущерба, причиненного имуществу первой необходимости в результате весенне-летнего паводка 2014 года в Бийском районе от 11.06.2014, в жилом доме по адресу: .... затоплена жилая зона, уровень воды от пола 150 см, вода еще стоит. Затоплены сарай, баня, огород, вода еще стоит. Полностью утрачены мебель и бытовая техника. С учетом изложенного сделан вывод о полной утрате имущества.

06.08.2014 года ФИО1 обратилась в администрацию Бийского района с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Актом обследования помещения от 28.08.2014 года, составленного межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением Бийского района Алтайского края от 22.08.2014 №185-р, установлено, что жилой дом по адресу: .... не пригоден для проживания.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 29.08.2014 года №45 жилой дом по адресу: .... признан непригодным для проживания на основании акта обследования межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования дома.

29.08.2014 года ФИО1 обратилась в администрацию Бийского района с заявлением о включении ее в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате паводка, произошедшего на территории .... в июне 2014 года.

Письмом администрации Бийского района Алтайского края ФИО1 сообщено, что решением жилищной комиссии администрации №10 от 11.09.2014 года она включена в список на получение жилищного сертификата в связи с полной утратой жилого помещения вследствие резкого подъема уровня воды в реках Бия и Катунь в мае-июне 2014 года.

Письмом администрации Бийского района Алтайского края от 22.10.2014 года №204/П/3182 ФИО1 сообщено, что для рассмотрения вопроса о включении в список на получение государственного жилищного сертификата ее документы были направлены в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, откуда 16.10.2014 года поступило уведомление с отказом о включении ФИО1 в список на получение сертификата, поскольку в акте обследования от 28.08.2014 года и заключении межведомственной комиссии №45 от 29.08.2014 года отсутствует информация о том, что жилое помещение по адресу: .... стало непригодным для проживания в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Бийского района.

Аналогичные сведения о причинах отказа во включении ФИО1 в список на получение государственного жилищного сертификата указаны в ответе на запрос суда Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 10.02.2015 №32-01/П/2023 со ссылкой на п. 1 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов (во исполнение Постановления Правительства РФ №561 от 07.06.1995 года, утв. МЧС России, Минстроем России и Минфином России) и п. 4а Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий (утв. Постановлением Правительства РФ №110 от 15.02.2014), согласно которым государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Письмом администрации Бийского района Алтайского края от 20.01.2015 года №204/ПОГ/109 ФИО1 сообщено, что в соответствии с письмом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края №32-01/П/18394 администрацией Бийского района подготовлены дополнения к акту обследования и заключению межведомственной комиссии, однако несмотря на проведенные мероприятия, 13.01.2015 года вновь поступило уведомление Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с повторным отказом во включении ФИО1 в список на получение государственного жилищного сертификата. Для признания права на получение государственного жилищного сертификата и включения в соответствующий список рекомендовано обратиться в суд.

Согласно представленному строительно-техническому заключению ООО «Специализированная фирма «РосЭксперт» №90-14-07-33 от 31.07.2014 техническое состояние жилого дома по адресу: .... после паводкового наводнения не отвечает требованиям действующих нормативных документов, общее техническое состояние здания в целом и его конструктивных элементов – аварийное. Категория технического состояния здания в целом и его конструктивных элементов, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). Основные несущие конструкции объекта исследования (стены, перекрытие, фундамент) находятся в аварийном состоянии, следовательно существует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью находящихся в нем граждан. Физический износ дома – 72,4%. Учитывая изложенное, жилой дом является аварийным и непригодным для проживания. В исследовательской части заключения установлено, что жилой дом расположен на территории, которая периодически затапливается паводковыми водами, и на которой не возможно при помощи инженерных и проектных решений предотвратить подтопление территории. Причиной загнивания нижней части стен является нарушение гидроизоляции в месте стыковки стен и фундамента, а также переувлажнение фундамента в результате паводкового наводнения (лист 21, 37 заключения).

Выводы, содержащиеся в строительно-техническом заключении, последовательны, согласуются с иными имеющимися в деле доказательствами. Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется, оно соответствует требованиям статьи 67 ГПК РФ и является относимым, допустимым, достоверным доказательством по делу.

Оценивая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что жилой дом по адресу: .... утрачен в результате паводка в мае-июне 2014 года.

Факт проживания истца в период май-июнь 2014 года в доме по .... установлен представленными документами и не оспаривался ответчиками, что дает право ФИО1 на включение в список на получение государственного жилищного сертификата.

Признание права на получение государственного жилищного сертификата рассматривает межведомственная комиссия в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 года №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий». Данные межведомственные комиссии утверждены на уровне муниципальных образований.

Согласно гл. 4 "Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных приказом МЧС России 3 октября 2014 года N2-4-87-24-7, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда. Комиссия на основании заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признает жилое помещение непригодным (пригодным) для проживания.

На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти, орган местного самоуправления составляет список (реестр) домов, признанных непригодными для проживания и издает распоряжение о признании домов непригодными для проживания.

После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 года N561.

Сформированный список граждан на получение государственных жилищных сертификатов утверждается постановлением (распоряжением) главы местной администрации. Орган местного самоуправления направляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестр домов, признанных непригодными для проживания, и список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами.

Вопрос о предоставлении ГЖС гражданам на основании судебных решений может быть впоследствии рассмотрен, если дом был первоначально созданной комиссией признан непригодным для проживания.

Согласно п. 6-8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 года №982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством Финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного МЧС России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение ГЖС.

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация и направляется в МЧС России, которое после согласования списка направляет его в Минфин РФ для последующего погашения сертификатов.

На уровне Алтайского края уполномоченным органом исполнительной власти по работе с государственными сертификатами, выдаваемыми гражданам, лишившимся жилого помещения в результате стихийных бедствий, согласно постановлению администрации Алтайского края от 15 апреля 2009 года №158 определено Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края. В полномочия указанного органа входит составление сводного списка граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

Как следует из материалов дела, сведения об истце были представлены органами местного самоуправления в уполномоченные органы власти Алтайского края для включения в сводный список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, которым во включении в соответствующий список было отказано.

С учетом изложенного суд признает незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об отказе во включении ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края и признает за ней право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края.

Учитывая, что требования заявлены в целях восстановления нарушенного права истца на получение государственного жилищного сертификата, данное право может быть реализовано только путем включения ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края.

В связи с вышеизложенным суд находит требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края об отказе во включении ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края.

Признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края.

Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края включить ФИО1 в сводный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, утративших жилые помещения в результате паводка в мае – июне 2014 года на территории Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова

....

....

....

2-1150/2015 (2-9662/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черниченко И.А.
Ответчики
Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
Другие
Кунгуров И.В.
Администрация Бийского района Алтайского края
Администрация Малоугреневского сельского совета Бийского района Алтайского края
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
15.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2014Передача материалов судье
19.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.01.2015Предварительное судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
04.03.2015Судебное заседание
20.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2015Дело оформлено
04.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее