УИД 12RS0002-01-2021-002150-16
Дело № 2а-633/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 21 октября 2021 года
Звениговский районный суд Республики <адрес> в составе председательствующего судьи Александровой Е.П., при секретаре судебного заседания Романовской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл о возложении обязанности совершения действий по отображению на карте зон с особыми условиями использования территории,
установил:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл, с требованием о возложении обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Городское поселение Красногорский» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон затопления, подтопления пгт. Красногорский в пределах территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» и направить проект решения Собрания депутатов Красногорского городского поселения «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Городское поселение Красногорский» Звениговского муниципального района в Собрание депутатов Красногорского городского поселения Звениговского муниципального района. В обоснование требований указано, что по результатам проверки, проведенной Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках исполнения водоохранного, градостроительного законодательства выявлены несоответствия документов территориального планирования требованиям действующего градостроительного и водного законодательства Российской Федерации. Генеральный план поселения утвержден решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Красногорский» от <дата> №. В нарушение требований законодательства, на карте зон с особыми условиями использования территорий в материалах по обоснованию Генерального плана МО «Городское поселение Красногорский» Звениговского муниципального района не отображены границы зон затопления, подтопления. Красногорской городской администрацией не принято решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план МО «Городское поселение Красногорский» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон затопления, подтопления МО «Городское поселение Красногорский» и не направлен проект Решения Собрания депутатов Красногорского городского поселения «О внесении изменений в Генеральный план МО «Городское поселение Красногорский» в Собрание депутатов Красногорского городского поселения Звениговского муниципального района Республики Марий Эл. По данному факту <дата> внесено представление, мер по устранению нарушений действующего законодательства не принято, а потому предъявлен административный иск.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Глава Красногорской городской администрации Демин П.В. в судебном заседании против удовлетворения требования не возражал. Органом местного самоуправления проводятся мероприятия в целях отображения границы зон затопления, подтопления в Генеральном плане муниципального образования и Правилах землепользования и застройки.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Статьи 17, 18 Конституции Российской Федерации в России гарантируют права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Согласно положениям статьи 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (статья 42 Конституции РФ).
Согласно части 2 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В силу пункта 6 статьи 67.1 Водного Кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
В силу ч. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит карту функциональных зон поселения или городского округа.
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе, внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно положениям частей 2, 3 статьи 24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно положениям части 2 статьи 104, части 2 статьи 106 Земельного кодекса РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон. При определении перечня ограничений использования земельных участков устанавливается исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения) и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от <дата> № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Генеральный план Красногорского городского поселения утвержден Собранием депутатов муниципального образования «Городское поселение Красногорский» Республики Марий Эл от <дата> №.
<дата>, <дата>, администрацией МО «Городское поселение Красногорский» заключены договоры подряда на выполнение комплекса мероприятий и работ по изготовлению технической документации в отношении населенных пунктов входящих в состав поселения, по приложению № к договору; кадастровых работ по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> <адрес>; <дата> заключены договоры на выполнение работ по размещению проекта генерального плана МО «Городское поселение Красногорский» на ФГИС ТП для согласования и утверждения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно информации Управления Росреестра по <адрес> Эл сведения по зоне затопления пгт. Красногорский внесены в ЕГРН <дата>, реестровый №.46, сведения по зоне подтопления пгт Красногорский внесены в ЕГРН <дата>, реестровый №.№.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл приняты меры по направлению сведений на регистрацию в государственном водном реестре и постановке на кадастровый учет.
Отсутствием указания в Генеральном плане городского поселения территории зон с особым режимом использования (зон затопления, подтопления), примыкающих к водным объектам, создаются предпосылки ухудшения состояния законности в данной сфере, может привести к нарушению запретов установленных частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, чем возможны угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, несвоевременного реагирования и ликвидации их последствий, загрязнение, заиливание водных объектов, их истощения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Возложить обязанность на Красногорскую городскую администрацию Звениговского муниципального района Республики Марий Эл принять решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Городское поселение Красногорский» в части отображения на карте зон с особыми условиями использования территории зон затопления, подтопления пгт.Красногорский в переделах территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» и направить проект решения Собрания депутатов Красногорского городского поселения «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Городское поселение Красногорский» Звениговского муниципального района, до истечения двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Е.П. Александрова
Дата принятия решения в окончательной форме: 25 октября 2021 года.