Решение по делу № 33-9700/2022 от 05.08.2022

Судья Елистархова Е.Н. дело № 33-9700/2022

(УИД № 34RS0012-01-2021-001921-11)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 сентября 2022 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пашковой Т.В.,

судей: Боеску-Зыковой М.В., Грековой Н.О.,

при секретаре Васюшкиной Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-26/2022 по иску администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области к Киржанову С.А. о сносе самовольных построек, по встречному исковому заявлению Киржанова С.А. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на самовольные постройки,

по апелляционной жалобе представителя Киржанова С.А. Либиной Т.В.

на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 25 мая 2022 года, которым исковые требования администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области удовлетворены; на Киржанова С.А. возложена обязанность за свой счет произвести снос объектов самовольного строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № <...> по адресу: <адрес>, согласно координатам: объект № <...>: Точка 1 Х520366.58 Y 1374122.98; Точка 2 Х 520364.86 Y 1374127.08; Точка 3 Х520366.33 Y 1374128.00; Точка 4 Х520365.36 Y 1374129.99; Точка 5 Х520363.84 Y 1374129.35; Точка 6 Х520361.30 Y 1374134.18; Точка 7 Х520356.29 Y 1374131.77; Точка 8 Х520361.54 Y 1374120.73; объект № 2: Точка 9 Х520555.30 Y 1374283.72; Точка 10 Х520560.05 Y 1374285.74; Точка 11 Х520555.47 Y 1374296.70; Точка 12 Х520550.68 Y 1374294.77; в удовлетворении встречных исковых требований Киржанова С.А. отказано.

Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с иском к Киржанову С.А. о сносе самовольных построек.

В обоснование заявленных требований указала, что Киржанову С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:03:020006:336, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Паньшинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденными решением Совета депутатов от 31 января 2012 года № 417/1, относится к зоне сельскохозяйственных угодий (Сх1).

Вместе с тем, в нарушение требований указанных Правил землепользования и застройки и земельного законодательства, в отсутствии соответствующего разрешения, ответчиком на указанном земельном участке, не отведенном для этих целей, возведены объекты самовольного строительства.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом измененных исковых требований, администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области просила суд возложить на ответчика обязанность за свой счет произвести снос объектов самовольного строительства, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № <...> по адресу: <адрес>, согласно координатам: объект № 1: Точка 1 Х520366.58 Y 1374122.98; Точка 2 Х 520364.86 Y 1374127.08; Точка 3 Х520366.33 Y 1374128.00; Точка 4 Х520365.36 Y 1374129.99; Точка 5 Х520363.84 Y 1374129.35; Точка 6 Х520361.30 Y 1374134.18; Точка 7 Х520356.29 Y 1374131.77; Точка 8 Х520361.54 Y 1374120.73; объект № 2: Точка 9 Х520555.30 Y 1374283.72; Точка 10 Х520560.05 Y 1374285.74; Точка 11 Х520555.47 Y 1374296.70; Точка 12 Х520550.68 Y 1374294.77.

Киржанов С.А. обратился в суд со встречным исковым заявлением к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании права собственности на самовольные постройки.

В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, общей площадью 2087401 кв.м., по адресу: <адрес>.

26 июля 2014 года земельный участок был передан в аренду ООО «Зерностандарт» сроком на 10 лет на основании заключенного договора аренды земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время ему стало известно, что в период действия договора аренды от 26 июля 2014 года, в 2015 году, арендатором земельного участка ООО «Зерностандарт», без его ведома, были построены на принадлежащем ему земельном участке объекты недвижимого имущества, которые согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы № 2930/2022 от 11 апреля 2022 года, обладают признаками самовольной постройки. По фактическим условиям эксплуатации указанные объекты соответствуют складскому назначению и используются для хранения сельскохозяйственных культур и инвентаря. Данные объекты с технической точки зрения, не имеют признаков критических состояний и деформаций, препятствующих их эксплуатации в соответствии с назначением, в текущем техническом состоянии они не создают угрозу жизни и здоровью граждан, исходя из функционального назначения и не будут создавать угрозу жизни и здоровью граждан при эксплуатации в будущем при условии сохранения и поддержания текущего технического состояния строений.

С учетом изложенного, Киржанов С.А. просил суд признать за ним право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером № <...>, а именно: объект № 1 – местоположение на местности: Точка 1 Х520366.58 Y 1374122.98; Точка 2 Х 520364.86 Y 1374127.08; Точка 3 Х520366.33 Y 1374128.00; Точка 4 Х520365.36 Y 1374129.99; Точка 5 Х520363.84 Y 1374129.35; Точка 6 Х520361.30 Y 1374134.18; Точка 7 Х520356.29 Y 1374131.77; Точка 8 Х520361.54 Y 1374120.73; объект № 2 – местоположение на местности: Точка 9 Х520555.30 Y 1374283.72; Точка 10 Х520560.05 Y 1374285.74; Точка 11 Х520555.47 Y 1374296.70; Точка 12 Х520550.68 Y 1374294.77.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Киржанова С.А. Либина Т.В. оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о сносе самовольной постройки отказать, удовлетворить встречные исковые требования Киржанова С.А. в полном объеме, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств дела, нарушение норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в числе прочих на земли сельскохозяйственного назначения.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В силу пункта 1 и 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Правовой режим сельскохозяйственных угодий регламентирован Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что сохранение целевого использования земельных участков является одним из принципов, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения.

На основании пункта 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

На основании ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Киржанову С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 2087401 кв.м, с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности Киржанова С.А. на указанный земельный участок зарегистрировано 16 мая 2011 года.

В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок, с кадастровым номером № <...>, относится к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

26 июля 2014 года между Киржановым С.А., в лице представителя по доверенности Смерткиной О.Ф. (арендодатель) и ООО «Зерностандарт» в лице директора Горбачева В.Н. (арендатор), заключен договор аренды земли сельскохозяйственного назначения, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование (в аренду) земельный участок, общей площадью 2087401 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенный по адресу: <адрес>, с целью выращивания на нем овощных и бахчевых культур. Стороны договорились об условиях пользования частью земельного участка площадью 250000 кв.м., сроком на 10 лет.

На основании договора аренды части земельного участка сельскохозяйственного назначения от 13 июля 2020 года, заключенного между Киржановым С.А. в лице Смерткиной О.Ф. (арендодатель) и ООО «Зерностандарт» в лице директора Горбачева В.Н. (арендатор), арендодатель сдал, а арендатор принял в аренду земельный участок, площадью 810009 кв.м., который является частью земельного участка, общей площадью 2087401 кв.м., с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, сроком до 31 декабря 2030 года. Цель аренды: выращивание овощных культур, производство продукции сельскохозяйственного назначения.

Вышеуказанный договор аренды от 13 июля 2020 года зарегистрирован в ЕГРН, номер государственной регистрации № <...>.

Согласно ст.58 Правил землепользования и застройки Паньшинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, утвержденных решением Совета депутатов от 31 января 2012 года № 417/1 (в редакции от 29 марта 2016 года) к основным видам разрешенного использования земельных участков, предназначенных для зоны сельскохозяйственных угодий (Сх1), относится: выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна и конопли; скотоводство; пчеловодство; научное обеспечение сельского хозяйства; питомники.

При этом из представленного в дело акта осмотра объекта капитального строительства, составленного 19 февраля 2021 года комиссией в составе представителя администрации Городищенского муниципального района – заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства Карповой Е.А., следует, что на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенным по адресу: <адрес>, осуществлено строительство объектов капитального строительства, имеющих признаки самовольной постройки – здания (2 шт.) из силикатного кирпича, крыша – волновой шифер. Разрешение на строительство отсутствует.

Согласно протоколу по результатам обхода (объезда) или проверки сообщения о факте незаконного строительства (реконструкции) от 03 марта 2021 года, составленному членами комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Городищенского муниципального района в составе: заместителя главы Городищенского муниципального района, заместителя председателя комиссии – Кащенко В.В., начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Фудиной Т.В., заместителя начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, секретаря комиссии Карповой Е.А., председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Городищенского муниципального района Попкова Р.В., начальника юридического отдела администрации Городищенского муниципального района Ивановой Ю.В., начальника отдела по сельскому хозяйству и экологии администрации Городищенского муниципального района Коняшина М.С., директора МКУ «УКС ТОД Городищенского района» Ибрагимова С.Г., установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № <...>, расположенном по адресу: <адрес> осуществлено строительство объектов капитального строительства, имеющих признаки самовольной постройки – здания (2 шт.) из силикатного кирпича, крыша – волновой шифер. Разрешение на строительство отсутствует. Указанные объекты имеют признаки самовольного строительства.

Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч.1 ст.222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из изложенного, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 Земельного кодекса РФ), либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 Градостроительного кодекса РФ, статья 85 Земельного кодекса РФ), правилам землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено. Иное решение противоречило бы положениям статьи 8 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую, что следует из Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 года.

Согласно экспертному залючению ООО «Волгоградский Центр Экспертизы» судебной экспертизы №2930/2022 от 11 апреля 2022 года по планировочным и техническим параметрам недвижимые объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером № <...> по адресу: <адрес>, относятся к объектам вспомогательного складского назначения.

Объекты, расположенные на указанном земельном участке, по конструктивным характеристикам являются объектами капитального строительства, имеют прочную связь с землей, выраженную в невозможности перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размещение спорных объектов недвижимости на земельном участке, принадлежащем Киржанову С.А., с кадастровым номером № <...> по адресу: <адрес>, не соответствует его основным видам разрешенного использования.

Из содержания ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.3 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, с учетом требований ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, поскольку спорные объекты были возведены без получения разрешения на строительство, в отсутствие заключений уполномоченных органов, подтверждающих соответствие самовольной постройки градостроительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям охраны окружающей среды и экологической безопасности, инженерно-техническим и иным обязательным нормам и правилам, свидетельствующим об отсутствии нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, в отсутствие инженерно-геологических изысканий на возведение здания, проектной документации, в отсутствии разрешения на ввод объектов в эксплуатацию и на земельном участке, не отведенном для этих целей, и отказал в удовлетворении исковых требований Киржанова А.А., поскольку у него отсутствует право на возведение объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № <...> по адресу: <адрес> и в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возможность признания за ним права собственности на указанные постройки в судебном порядке.

Данные выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы представителя Киржанова С.А. Либиной Т.В. о том, что требования администрации о возложении на него обязанности за свой счет произвести снос спорных объектов самовольного строительства, заявлены неправомерно, так как он не осуществлял их строительство, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку являясь собственником земельного участка, он не предпринял своевременных мер по предотвращению самовольного строительства недвижимых объектов, более того в рамках данного гражданского дела предъявил встречное исковое заявление к администрации Городищенского муниципального района о признании за ним права собственности на спорные недвижимые объекты, ссылаясь на положения статей 218, 222 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, как следует из п. 5.3.1. договора аренды от 13 июля 2020 года арендатор имеет право возводить на арендуемом земельном участке лишь временные строения в виде теплиц, а также размещать поливочное оборудование, необходимое для осуществления его деятельности в соответствии с условиями договора и целевым назначением земельного участка.

Одним из оснований для расторжения вышеуказанного договора аренды в соответствии с п.8.1, является использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, определенным п. 1.4. настоящего договора – выращивание овощных культур, производство продукции сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, доказательств того, что Киржанов С.А. обращался к арендатору ООО «Зерностандарт» с требованием об устранении нарушений условий аренды земельного участка, или о расторжении договора аренды по причине нецелевого использования земельного участка (размещение на земельном участке объектов капитального строительства), суду представлено не было, как и не было представлено доказательств в подтверждение факта возведения спорных недвижимых объектов ООО «Зерностандарт».

Доводы апелляционной жалобы представителя Киржанова С.А. Либиной Т.В. о том, что такой вид разрешенного использования земельного участка, как овощеводство, допускает использование на земельном участке сооружений – теплиц (код 1.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
от 10 ноября 2020 года № П/0412, (ранее действовавший Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014года №540 содержал аналогичные требований в указанной части) судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку как следует из заключения судебной строительно-технической экспертизы № 2930/2022 от 11 апреля 2022 года и иллюстрации к нему, спорные объекты нельзя признать теплицами или сооружениями, предназначенными для питомника.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными соответствующими требованиям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам дела. В связи с чем, оснований для отмены оспариваемого решения не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

определила:

Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 25 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Киржанова С.А. Либиной Т.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9700/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области
Ответчики
Киржанов Сергей Анатольевич
Другие
Либина Татьяна Владиленовна
Администрация Паньшинского сельского поселения Городищенского муниципальног района Волгоградской области
ООО Зерностандарт
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Пашкова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
08.08.2022Передача дела судье
08.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2022Передано в экспедицию
08.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее