Решение по делу № 33-3499/2016 от 19.02.2016

Судья: Растегин Р.В. дело № 33-3499/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2016 года г. Волгоград

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,

судей Козловской Е.В., Горковенко В.А.,

при секретаре Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному учреждению А. средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,

по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района <адрес>

на решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> и муниципальное бюджетное образовательное учреждение А. средняя общеобразовательная школа возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения в законную силу, обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – муниципальному общеобразовательному учреждению А. средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями.

Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора Бецковой И.Б., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

<адрес> в интересах неопределенного круга, обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, У.М.А. СОШ о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об образовании, и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что здание У.М.А. СОШ относится к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно У.М.А. СОШ, учредителем школы является Иловлинский муниципальный район <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района. Также администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление школе.

Вместе с тем администрацией <адрес> и У.М.А. СОШ, в нарушении требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения лишает инвалидов, инвалидов-колясочников и иных представителей маломобильных групп населения возможности беспрепятственного доступа в учреждение и нарушает тем самым их права и законные интересы, в том числе ограничивает конституционное право детей-инвалидов на обучение.

Просил обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> и У.М.А. СОШ обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – У.М.А. СОШ, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района <адрес> оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В силу статей 12, 130 - 133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных статьями 2, 7, 18 Конституции РФ.

Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (ч.1).

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в Постановлении Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

В порядке, установленным законодательством Российской Федерации утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.

Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.

СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27 - 3.33).

Пункт 3.9 указанных СНиП 35-01-2001 предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п. 3.32 СНиП 35-01-2001).

Согласно пунктам 3.13, 3.14 и 3.29 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 года № 73, обеспечение беспрепятственного доступа в общественные здания инвалидов, использующих кресло-коляску, производится путем устройства пандусов, максимальная высота одного подъема (марша) не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Наружные лестница и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об образовании, и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.

В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей, в нарушение указанных норм, вход в здание У.М.А. СОШ, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно при входе в здание школы отсутствуют пандус, нескользящее покрытие и поручни.

Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес>, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание У.М.А. «А. СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием и поручнями.

Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в <адрес>» финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.

Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Судом первой инстанции установлено, что функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района <адрес> в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района <адрес>.

Здание У.М.А. «А. СОШ», находятся в муниципальной собственности Иловлинского муниципального района <адрес>.

При таких обстоятельствах, указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> о понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения в законную силу, обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание У.М.А. «А. СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями, обоснованы, заявлены на основе законе и подлежат удовлетворению.

Ссылки администрации Иловлинского муниципального района <адрес> в апелляционной жалобе на положения п.ДД.ММ.ГГГГ свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, предоставляющие право выбора установить либо пандус, либо подъемное устройство, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, влекущих отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Копия верна.

Судья Волгоградского

областного суда: Е.В. Козловская

33-3499/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области
МБУ Александровская СОШ
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Козловская Елена Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
03.03.2016Судебное заседание
14.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее