Судья: Растегин Р.В. дело № 33-3499/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 марта 2016 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей Козловской Е.В., Горковенко В.А.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному учреждению А. средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района <адрес>
на решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> и муниципальное бюджетное образовательное учреждение А. средняя общеобразовательная школа возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения в законную силу, обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – муниципальному общеобразовательному учреждению А. средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора Бецковой И.Б., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
<адрес> в интересах неопределенного круга, обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, У.М.А. СОШ о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об образовании, и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что здание У.М.А. СОШ относится к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно У.М.А. СОШ, учредителем школы является Иловлинский муниципальный район <адрес>. Функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района. Также администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление школе.
Вместе с тем администрацией <адрес> и У.М.А. СОШ, в нарушении требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.
Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения лишает инвалидов, инвалидов-колясочников и иных представителей маломобильных групп населения возможности беспрепятственного доступа в учреждение и нарушает тем самым их права и законные интересы, в том числе ограничивает конституционное право детей-инвалидов на обучение.
Просил обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> и У.М.А. СОШ обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – У.М.А. СОШ, расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района <адрес> оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
В силу статей 12, 130 - 133 Конституции РФ, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных статьями 2, 7, 18 Конституции РФ.
Обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и закрепляется требованиями статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (ч.1).
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02 октября 1992 года № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в Постановлении Правительства РФ от 07 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленным законодательством Российской Федерации утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.
СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27 - 3.33).
Пункт 3.9 указанных СНиП 35-01-2001 предусматривает, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п. 3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п. 3.32 СНиП 35-01-2001).
Согласно пунктам 3.13, 3.14 и 3.29 Строительных норм и правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя Российской Федерации от 16 июля 2001 года № 73, обеспечение беспрепятственного доступа в общественные здания инвалидов, использующих кресло-коляску, производится путем устройства пандусов, максимальная высота одного подъема (марша) не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Наружные лестница и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об образовании, и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения.
В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей, в нарушение указанных норм, вход в здание У.М.А. СОШ, расположенное по адресу: <адрес>, не оборудован устройством для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а именно при входе в здание школы отсутствуют пандус, нескользящее покрытие и поручни.
Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес>, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчиков обязанность обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание У.М.А. «А. СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, путем оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием и поручнями.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.
Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в <адрес>» финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, несут собственники указанных объектов.
Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, что функции и полномочия учредителя школы осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района <адрес> в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района <адрес>.
Здание У.М.А. «А. СОШ», находятся в муниципальной собственности Иловлинского муниципального района <адрес>.
При таких обстоятельствах, указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> о понуждении в срок до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения в законную силу, обеспечить инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание У.М.А. «А. СОШ», расположенного по адресу: <адрес>, путём оборудования входа в помещение пандусом с нескользящим покрытием, поручнями, обоснованы, заявлены на основе законе и подлежат удовлетворению.
Ссылки администрации Иловлинского муниципального района <адрес> в апелляционной жалобе на положения п.ДД.ММ.ГГГГ свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, предоставляющие право выбора установить либо пандус, либо подъемное устройство, не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельств, влекущих отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Судья Волгоградского
областного суда: Е.В. Козловская