Решение по делу № 33-8484/2023 от 19.09.2023

г. Сыктывкар              Дело № 2-261/2023 г. (33-8484/2023)

11RS0012-01-2023-000707-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Перминовой Н.А., Щелканова М.В.,

при секретаре Микушевой А.И.,

рассмотрела в судебном заседании 25 сентября 2023 года дело по апелляционной жалобе Беляева М.Н. на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 27 июля 2023 года, по которому

исковое заявление Беляева М.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы – оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителя ОСФР Новоселовой М.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Беляева М.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми) об обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы в ... с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017; в ... с 03.02.2017 по 16.02.2017; в ... с 10.01.2019 по 22.02.2019.

Требования мотивированы тем, что истец обращалась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. На основании ответа от 11.04.2023 истцу в назначении досрочной страховой пенсии отказано. В стаж МКС истца не включены периоды участия в общественных работах. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель ответчика в суде иск не признала.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО «Сыктывкар», указывая на его незаконность и необоснованность.

ОСФР по Республике Коми представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых представитель ответчика просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.

Дело в порядке части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, при их надлежащем извещении.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что 06.04.2023 Беляева М.Н., <Дата обезличена> года рождения, обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Истец является матерью двоих детей, что подтверждается копиями свидетельств о рождении.

Решением ОСФР по Республике Коми от 11.04.2023 <Номер обезличен> истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с недостаточностью требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета на дату обращения за назначением пенсии стаж истца составляет: страховой стаж – 19 лет 2 месяца 10 дней; страховой стаж с учетом льготного исчисления – 22 года 11 месяцев 17 дней; стаж работы, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (календарно) – 12 лет 09 месяцев 11 дней; ИПК – 48,826.

Из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исключены периоды участия истца в общественных работах: в ... с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017; в ... с 03.02.2017 по 16.02.2017; в ... с 10.01.2019 по 22.02.2019.

Дата регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования – <Дата обезличена>.1997.

Согласно представленным в материалы дела сведениям ... (л.д. 17), ОСФР по Республике Коми (л.д. 18), ... (л.д. 19), Беляева М.Н. в спорные периоды участвовала в оплачиваемых общественных работах:

- с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017 – в ...;

- с 03.02.2017 по 16.02.2017 – в ...

- с 10.01.2019 по 22.02.2019 – в ....

Обозначенные спорные периоды не были учтены истцу в стаж работы в МКС.

В периоды с 11.06.2016 по 22.07.2016, с 24.11.2016 по 28.02.2017, с 04.05.2017 по 02.11.2017, с 25.10.2018 по 24.02.2019 Беляева М.Н. являлась получателем пособия по безработице (л.д.53-54).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 60 лет.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в адрес либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. В данном случае речь идет о трудовой деятельности, имеющей социально полезную направленность (пункт 1 статьи Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются граждане, не получающие пособия по безработице, и лица, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. При этом участие граждан в таких работах допускается только с их согласия (пункт 2 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

В данном случае с лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу (пункт 2 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

На лиц, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании (пункт 4 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).

Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (пункт 5 статьи 24 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» данная работа считается подходящей.

Следовательно, несмотря на то, что получало лицо пособие по безработице либо только зарплату за выполнение общественных работ по срочному трудовому договору, этот гражданин сохраняет за собой статус безработного, поскольку с регистрационного учета не снимается.

Кроме этого, несмотря на то, что на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании, однако данный вид деятельности является лишь одной из мер социальной поддержки безработного и не свидетельствует о его трудоустройстве, поскольку не влечет утраты статуса безработного.

В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Общественные работы - это массовое привлечение государством в лице его местных органов к временной трудовой деятельности безработных граждан. Общественные работы организуются в целях материальной поддержки безработных граждан и предотвращения их люмпенизации - превращения в людей, не способных к труду и не желающих работать; потерявших нравственные ориентиры и надежды когда-либо занять достойное место в обществе, людей, склонных к противоправным действиям и поступкам, дестабилизирующим общественное спокойствие. В первую очередь эти работы направлены на смягчение наиболее острых проблем, связанных с безработицей наиболее уязвимых слоев населения.

Также доказательством того, что данный вид деятельности не является трудоустройством, является и порядок оплаты труда. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов Российской Федерации и службы занятости. Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в этих работах граждан регламентировалось Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997, согласно которому к общественным работам относятся общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу (статья 2 Положения).

В соответствии со ст. 5 Положения общественные работы призваны обеспечивать осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально - экономического развития, исходя из необходимости и целесообразности организации таких работ; предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода); сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Организуют проведение общественных работ на своей территории органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и с участием органов служб занятости, которые ежегодно принимают решения об организации общественных работ, определяют их виды и объемы, исходя при этом из необходимости развития социальной инфраструктуры своих территорий с учетом количества и состава незанятого населения; в случаях массового высвобождения работников - разрабатывают и утверждают региональные и территориальные программы развития общественных работ.

С учетом указанных особенностей финансирования периоды участия в оплачиваемых общественных работах статьей 12 Закона № 400-ФЗ отнесены к нестраховым периодам.

Принимая во внимание, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при определении права на досрочную пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в стаж МКС периодов получения пособия по безработице и участия в общественных работах: с 01.07.2016 по 22.07.2016, с 03.02.2017 по 16.02.2017, с 16.05.2017 по 01.06.2017, с 10.07.2017 по 11.08.2017, с 28.08.2017 по 20.10.2017, с 10.01.2019 по 22.02.2019.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы Беляевой М.Н. о необходимости включения общественных работ в стаж МКС, так как в эти периоды истец работала полный рабочий день, ей начислялась заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд, основаны на неверном толковании норм материального права применительно к установленным обстоятельствам дела, в связи с чем не могут повлечь отмену вынесенного судебного акта.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 27 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Беляева М.Н. – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи:

33-8484/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Беляева Марина Николаевна
Ответчики
ОСФР по Республике Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Перминова Н.А.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
25.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2023Передано в экспедицию
25.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее