Дело № 2-772/2021
УИД №34RS0006-01-2021-000483-84
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 22 июня 2021 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Сатваловой Ю.В.,
с участием:
представителя истца
администрации Советского района Волгограда
по доверенности 03.03.2021г. Скобельцевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Советского района г. Волгограда к Давтян Вардану Гургеновичу о приведении жилого дома в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л:
Истец администрация Советского района г. Волгограда обратилась в суд с иском к Давтян В.Г., в котором просит: признать реконструкцию индивидуального жилого дома, площадью 189,4кв.м., с кадастровым номером номер, расположенного по адресу: адрес – незаконной; обязать Давтян В.Г. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет привести объект самовольного строительства – индивидуальный жилой дом площадью 189,4кв.м. по адресу: адрес, расположенный на земельном участке с кадастровым номером номер в первоначальное положение в соответствии с техническим паспортом жилого дома по состоянию на 01.12.2007г., согласно которому общая площадь жилого дома составляла 75,5кв.м.; и в соответствие с правоустанавливающим документом, актом приема в эксплуатацию строений домовладения номер от 28.03.2006г., утвержденным постановлением администрации Советского района Волгограда, путем осуществления технических работ.
В обоснование заявленных требований администрация Советского района Волгограда указала, что согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о 28.01.2021г. №КУВИ-002/2021-4765857, земельный участок площадью 299кв.м., кадастровый номер, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: адрес), принадлежит на праве собственности Давтян В.Г. Вид разрешенного использования земельного участка: «под жилую застройку индивидуальную». 17.11.2020г. членами комиссии по вопросам самовольного строительства на территории Советского района Волгограда в рамках полномочий, предоставленных постановлением администрации Волгограда от 15.06.2016г. номер «Об утверждении порядка выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории Волгограда», составлен акт осмотра объекта самовольного строительства по адрес. В результате осмотра установлено, что на земельном участке (кадастровый номер), площадью 299кв.м., расположенном по адресу: адрес, находится двухэтажный индивидуальный жилой дом из силикатного белого и облицовочного красного кирпича, ориентировочной площадью 170кв.м. (ориентировочным размером 10х17). Расстояние от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: адрес, до указанного объекта составляет менее 1м. Расстояние от границы смежного участка, расположенного по адресу: адрес, до объекта составляет менее 1м. Расстояние от объекта до границы участка со стороны адрес составляет 0м. Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2021г. №КУВИ-002/2021-4765857 указанный дом с кадастровым номером номер принадлежит на праве собственности Давтян В.Г. Территориальная зона, в которой расположен указанный земельный участок – зона застройки объектами общественного-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда (адрес). Также в результате осмотра были выявлены следующие нарушения:
- нарушен п.8 ч.6 ст.23 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018г. №5/115 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград», согласно которому минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений – 3м., а в случаях совмещения границ земельных участков с красными линиями, а также при блокированной застройке на сопряженных земельных участках – 0м.
- согласно п.1 ст.222 ГК РФ указанный объект капитального строительства является самовольной постройкой. В соответствии с постановлением администрации Советского района Волгограда от 20.04.2006г. номер был утвержден акт от 28.03.2006г. номер о приемке в эксплуатацию строений домовладения номер по адрес и данные строений домовладения. Согласно указанному акту, помимо имеющегося на земельном участке жилого дома, общей площадью 75,5кв.м., по заключению комиссии в 2006г. были приняты в эксплуатацию три жилые пристройки жилой площадью 42,9кв.с., общей площадью 43,7кв.м., гараж, навес по адресу: Волгоград, адрес. Также в соответствии с выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2021г. №КУВИ-002/2021-4765857, год завершения строительства указанного индивидуального жилого дома – 2013. Дата присвоения кадастрового номера – 19.11.2013г. Согласно письму департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 05.11.2020г. №ар15236-20 заявлений о выдаче разрешений на строительство объекта, расположенного по адресу: адрес, в департамент не поступало. Администрацией Волгограда разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не выдавались. Следовательно, ответчиком незаконно была произведена реконструкция указанного объекта недвижимости.
Представитель истца администрации Советского района Волгограда по доверенности Скобельцева Д.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, настаивали на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Давтян В.Г. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Давтян В.Г. по доверенности Подгорная М.П. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, в удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать.
Третьи лица Тимофеева Т.В., Тимофеев В.И., Фомин С.Н. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования не поддерживают. Претензий по реконструкции дома не имеют.
Третьи лица Тимофеева Т.В., Тимофеев М.Д. и Тимофеев Д.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки суд не уведомили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Земельное и градостроительное законодательство предусматривает, что под строительство на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в установленном порядке предоставляется земля.
Статья 29 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Кроме того, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Волгограда определяется статьями 30-34, 36-38.2 Земельного кодекса РФ и другими его положениями, а, кроме того, Постановлением администрации Волгограда № 790 от 11.06.2004 года «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде».
В частности, статьей 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом, предоставление земельного участка для строительства без предварительного тасования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка,
2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка (если имеется только одна заявка);
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 7 статьи 39 Земельного кодекса РФ также установлено, что решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного оговора при передаче земельного участка в аренду.
Таким образом, права лица на строительство на том или ином земельном участке должны подтверждаться также и соответствующими правоустанавливающими документами на земельный участок (заключенным с администрацией Волгограда договором купли-продажи земельного участка и свидетельством о государственной регистрации права собственности на земельный участок, заключенным с администрацией Волгограда договором аренды земельного участка и свидетельством государственной регистрации этого договора либо свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования).
Кроме того, в соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе, на месте сносимых объектов капитального строительства.
Строительство и реконструкция согласно пункту 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ являются видами градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт по общему правилу осуществляется на основании разрешения на строительство. Требования о необходимости получения разрешения на строительство содержаться также и в Федеральном законе от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», устанавливающим, что разрешение на строительство - это основание для реализации архитектурного проекта, выдаваемое Заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, а также в целях предотвращения причинения вреда окружающей природной среде.
Часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определяет разрешение на строительство как документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Форма разрешения на строительство утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.11.2005 года № 698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
На основании пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 1 части 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории Волгограда относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Волгограда - администрации Волгограда.
Механизм получения разрешения на строительство в Волгограде определяется частями 7-15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и Постановлением администрации Волгограда от 26.07.2005 года № 1339 «О временном порядке согласования выдачи разрешения на строительство в Волгограде».
В частности пункт 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением установленного перечня документов.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2021г. №КУВИ-002/2021-4765857 по адресу: адрес, расположен земельный участок с кадастровым номером номер Вид разрешенного использования: «под жилую застройку индивидуальную». Собственник земельного участка Давтян В.Г.
Актом осмотра объекта самовольного строительства от 17.11.2020г. установлено: что на земельном участке (кадастровый номер), площадью 299кв.м., расположенном по адресу: адрес, находится двухэтажный индивидуальный жилой дом из силикатного белого и облицовочного красного кирпича, ориентировочной площадью 170кв.м. (ориентировочным размером 10х17). Расстояние от границы смежного земельного участка, расположенного по адресу: адрес, до указанного объекта составляет менее 1м. Расстояние от границы смежного участка, расположенного по адресу: адрес, до объекта составляет менее 1м. Расстояние от объекта до границы участка со стороны адрес составляет 0м. Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2021г. №КУВИ-002/2021-4765857 указанный дом с кадастровым номером номер, принадлежит на праве собственности Давтян В.Г. Территориальная зона, в которой расположен указанный земельный участок – зона застройки объектами общественного-делового и жилого назначения за пределами исторического центра Волгограда (адрес). Также в результате осмотра были выявлены следующие нарушения:
- нарушен п.8 ч.6 ст.23 Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018г. номер «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград», согласно которому минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений – 3м., а в случаях совмещения границ земельных участков с красными линиями, а также при блокированной застройке на сопряженных земельных участках – 0м.
- согласно п.1 ст.222 ГК РФ указанный объект капитального строительства является самовольной постройкой. В соответствии с постановлением администрации Советского района Волгограда от 20.04.2006г. номер был утвержден акт от 28.03.2006г. номер о приемке в эксплуатацию строений домовладения номер по адрес и данные строений домовладения. Согласно указанному акту, помимо имеющегося на земельном участке жилого дома, общей площадью 75,5кв.м., по заключению комиссии в 2006г. были приняты в эксплуатацию три жилые пристройки жилой площадью 42,9кв.с., общей площадью 43,7кв.м., гараж, навес по адресу: Волгоград, адрес. Также в соответствии с выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2021г. №КУВИ-002/2021-4765857, год завершения строительства указанного индивидуального жилого дома – 2013. Дата присвоения кадастрового номера – 19.11.2013г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ номер, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», предусматривает, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе. В мотивировочной части решения суда об удовлетворении такого иска должны быть указаны основания, по которым суд признал имущество самовольной постройкой.
Наличие правоустанавливающих документов на земельный участок определено законодательством в качестве обязательного условия выдачи разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Согласно части 2 статьи 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Также, статья 60 Земельного кодекса РФ устанавливает, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Кроме того, пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» устанавливает, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года), одним из признаков самовольной постройки в соответствии сост. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков на территории Волгограда, утвержденным постановлением администрации города Волгограда от 10.01.1994 № 8-п, все виды капитального строительства (включая реконструкцию и расширение зданий) допускаются только с разрешения городской администрации в следующем порядке: на основании принятого главой администрации района постановления о предоставлении земельного участка гражданину и акта выноса в натуру границ земельного участка комитет по земельным ресурсам и землеустройству (районный землеустроитель) выдает гражданину государственный акт (свидетельство), после чего заказчик обращается в городскую Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора и получает разрешение на выполнение строительно-монтажных работ, только после получения разрешения заказчик имеет право приступить к освоению территории (пункты 1.5, 3.6, 4.9 постановления).
Право выдавать разрешения на капитальное строительство, включая реконструкцию и расширение зданий, администрациям районов в городе не делегировалось.
В силу требований статей 131 и 219 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и возникает это право на вновь создаваемое недвижимое имущество именно с момента регистрации.
Норма, содержащаяся в п. 1 ст. 218 ГК РФ, устанавливает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Названная норма указывает на основание приобретения такого права (создание вещи для себя), но не определяет момент его возникновения. Правила данной статьи применяются в совокупности с правилами статей 8, 131, 219 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Отсутствие разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, свидетельствует об отсутствии подтвержденного в установленном законом порядке соответствия построенного объекта строительным, техническим, пожарным, санитарным, экологическим нормам и правилам.
В силу положений ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта капитального строительства представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, как документ удостоверяющий создание недвижимости, является основанием для регистрации данного имущества в установленном законом порядке, постановке его на кадастровый учет, внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ст. 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик должен обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и приложением документов, перечень которых определен частью 3 указанной статьи Кодекса.
В силу п. 20 ч. 1, чч.3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.01.2021г. №КУВИ-002/2021-4765758, собственником жилого дома общей площадью 189,4кв.м., количество этажей 2, является Давтян В.Г.
Определением Советского районного суда г. Волгограда от 09 марта 2021 года по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением судебной строительно-технической экспертизы ООО «Волгоградский центр судебных экспертиз»: жилой дом, расположенный на земельном с кадастровым номером номер:адрес, является реконструированным. Согласно представленному в деле техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда, расположенному по адрес, по состоянию на 07.12.2007г., жилой дом имел один этаж, с общей площадью помещений 75,5кв.м. На данный момент, согласно проведенной строительно-технической экспертизу, жилой дом имеет 2 надземных этажа общей площадью 184кв.м., площадью застройки 169,8кв.м. данные изменения также подтверждаются техническим планом, представленным в деле, по состоянию на 19.06.2020г. Жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером номер:адрес, не соответствует «Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград» (Утверждены решением Волгоградской городской Думы от 22.12.2020г. номер)», в частности размещению объектов в зоне адрес соблюдением требуемых норм:
- не соблюдены требуемые отступы от границ земельного участка (не менее 3,0 метров);
0 метров от земельного участка адрес,
0 метров от земельного участка адрес;
данные требования не соответствовали установленным требованиям и до проведения реконструкции жилого дома (отступ от границы земельного участка адрес составлял 0 метров). Данные требования невозможно соблюсти с учетом требований ПЗЗ и градостроительства г. Волгограда, в виду малой площади и конфигурации земельного участка с кадастровым номером номер (площадью 299кв.м.).
- площадь застройки превышает требуемых норм (50%);
процент застройки земельного участка по адрес – 56,7% (169,8кв.м.). Жилой дом по адресу: адрес, не соответствует противопожарным нормам в части сокращения расстояния от требуемых минимальных 6 метров до 0 метров с соседним расположенным жилым домом по адрес (жилой дом адрес расположен на границе земельного участка адрес)
данные требования не соответствовали установленным требованиям и до проведения реконструкции жилого дома (отступ от границы земельного участка адрес составлял 3,8 метра). Отступы (фактические) от границ земельного участка жилого дома по адресу: адрес, составляют:
- 0 метров от земельного участка адрес,
- 0 метров от границы красной линии адрес,
- 0 метров от земельного участка адрес,
- 14,0 метров от земельного участка адрес. До проведения реконструкции жилого дома отступ от границы земельного участка адрес составлял – 0 метров. До проведения реконструкции жилого дома отступ от границы земельного участка адрес составлял – 3,8 метра. Состояние несущих строительных конструкций жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером номер адрес на момент строительно-технической экспертизы оценивается, как работоспособное, и не имеет критических дефектов. Строительно-монтажные работы выполнены с соблюдением действующих строительных норм и правил, и не нарушают права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Сверхнормативных нагрузок на несущие строительные конструкции не создано, конструктивная схема объекта в целом устойчива. Жилой дом соответствует требованиям надежности и безопасности, установленным ч.2 ст.5, 7, 10 ФЗ от 30.12.2009г. №384-ФЗ (ред. от 02.07.2013г.) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», соответствует строительным, экологическим и санитарным нормам, предъявляемым к объектам капитального строительства, размещаемым в зоне жилой застройки на землях населенных пунктов. Несоблюдение противопожарных норм, в части требуемого минимального расстояния 6 метров с соседним расположенным жилым домом по адрес наблюдалось и до проведения реконструкции жилого дома (отступ от границы земельного участка адрес составляет 3,8 метра), а также особенностям расположения жилых домов на территории (жилой дом адрес расположен на границе земельного участка адрес) и конфигурации земельных участков (параметры земельного участка не позволяют соблюсти параметры строительства, в частности установленная площадь 299кв.м.) может создать угрозу жизни и здоровья граждан, в случае возникновения пожара.
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В силу положений ст. ст. 14 и 21 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" руководитель учреждения по получении определения о назначении судебной экспертизы обязан поручить ее производство комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы, а эксперты в силу ст. 16 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" обязаны провести полное исследование представленных материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ними вопросам. Специальные знания экспертов подтверждаются представленными суду сертификатами о сдаче экспертами квалификационного экзамена. Согласно ст. 11 указанного Федерального закона государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" (в редакции ФЗ N 124-ФЗ от 28.06.2009 года) эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Оценивая заключение судебного эксперта ООО «Волгоградский центр судебных экспертиз», сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.
При этом суд считает, что оснований сомневаться в данном заключении не имеется, поскольку оно составлено компетентным специалистом, обладающим специальными познаниями, заключение составлено в полной мере объективно, а его выводы - достоверны.
Данное заключение в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение экспертов материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обосновано документами, представленными в материалы дела.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что спорный объект расположен на земельном участке с соответствующим целевым назначением и видом разрешенного использования, принадлежащим истцу на праве собственности, не нарушает установленных границ участка, иных существенных нарушений градостроительных норм и регламентов не допущено, права и охраняемые законом интересы других лиц постройка не нарушает, а потому суд не находит достаточных и безусловных оснований для удовлетворения требований администрации Советского района Волгограда.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения права пользования ответчиком земельным участком кадастровый номер площадью 299кв.м., расположенного по адресу: адрес, а потому оснований для признания реконструкции индивидуального жилого дома, площадью 189,4кв.м., с кадастровым номером номер, расположенного по адресу: адрес – незаконной, у суда не имеется.
Исковые требования о возложении обязанности на Давтян В.Г. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу за свой счет привести объект самовольного строительства – индивидуальный жилой дом площадью 189,4кв.м. по адресу: адрес, расположенный на земельном участке с кадастровым номером номер, в первоначальное положение в соответствии с техническим паспортом жилого дома по состоянию на 01.12.2007г., согласно которому общая площадь жилого дома составляла 75,5кв.м.; и в соответствие с правоустанавливающим документом, актом приема в эксплуатацию строений домовладения номер от 28.03.2006г., утвержденным постановлением администрации Советского района Волгограда, путем осуществления технических работ, также не подлежат удовлетворению, поскольку вытекают из исковых требований о признании реконструкции индивидуального жилого дома, площадью 189,4кв.м., с кадастровым номером номер расположенного по адресу: адрес – незаконной, в удовлетворении которых судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации Советского района г. Волгограда к Давтян Вардану Гургеновичу о приведении жилого дома в первоначальное состояние – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированный текст решения изготовлен 25 июня 2021 года.
Судья В.Ф. Лазаренко