копия
Дело № 2а-573/2019
32RS0008-01-2019-001077-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дятьково 26 августа 2019 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Румянцевой Н.А.
при секретаре Цветковой Л.И.
с участием административного истца Щекина В.Г.
представителя истца Киндирова А.С.
представителя ответчика, третьего лица Васекиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щекина В.Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Щекин В.Г. обратился с указанным административным иском к ответчику, ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, – земельные участки, кадастровый №, площадью 1 665 кв.м., кадастровый №, площадью 4 292 кв.м., кадастровый №, площадью 363 кв.м.; административное здание, площадью 449,90 кв.м., кадастровый №, бокс ТО, площадью 167,3 кв.м., кадастровый №, здание мастерской, площадью 1 259,6 кв.м., кадастровый №, а также расположенное по адресу: <адрес> здание производственного склада, общей площадью 442,9 кв.м., кадастровый №.
Решением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлена кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости равной: 279 221 рублю – земельного участка, кадастровый №, площадью 1 665 кв.м., 719 768 рублям – земельного участка, кадастровый №, площадью 4 292 кв.м., 60 875 рублям – земельного участка, кадастровый №, площадью 363 кв.м.; 2 160 620 рублям - административного здания, площадью 449,90 кв.м., кадастровый №, 156 387 рублям - бокса ТО, площадью 167,3 кв.м., кадастровый №, 2 493 713 рублям - здания мастерской, площадью 1 259,6 кв.м., кадастровый №, 1 058 427 рублям - здания производственного склада, общей площадью 442,9 кв.м., кадастровый № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На обращение административного истца с заявлением о перерасчете налога на имущество за 2016-2017 годы, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной указанным решением суда, МИФНС России № 5 по Брянской области было отказано.
В удовлетворении жалобы Щекина В.Г. на указанное решение МИФНС России № 5 по Брянской области Управлением ФНС по Брянской области административному истцу было отказано.
Истец просит суд, с учетом уточнений заявленных требований, признать незаконным отказ Межрайонной ИФНС России № 5 по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать МИФНС Росси № 5 по Брянской области произвести перерасчет налога на имущество, земельного налога на указанные объекты недвижимости за 2016, 2017 годы.
Административный истец, его представитель поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области, третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области - Васекина А.А. исковые требования не признала, указав, что поскольку кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих Щекину В.Г., была пересмотрена решением Брянского областного суда в 2018 году, расчет налога на имущество, с учетом измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости, возможен, начиная с 2018 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что Щекину В.Г. на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>, – земельные участки, кадастровый №, общей площадью 1 665 кв.м., кадастровый №, общей площадью 4 292 кв.м., кадастровый №, общей площадью 363 кв.м.; административное здание, площадью 449,90 кв.м., кадастровый №, бокс ТО, общей площадью 167,3 кв.м., кадастровый №, здание мастерской, общей площадью 1 259,6 кв.м., кадастровый №; а также расположенное по адресу: <адрес> здание производственного склада, общей площадью 442,9 кв.м., кадастровый №.
Исходя из содержащихся в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, составляющей 1 104 078 рублей – земельного участка с кадастровым номером №, 242 066 рублей – земельного участка с кадастровым номером №, 2 846 068 рублей – земельного участка с кадастровым номером №, 52 807 961 рубль – здания мастерской, 7 158 961 рубль – бокса ТО, 18 861 783 рубля – административного здания, 12 782 426 рублей – здания производственного склада, Щекину В.Г. были начислены налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2016 в размере: 16 561 рубля – за участок с кадастровым номером №, 3 631 рубля - участок с кадастровым номером №, 42 691 рубля – участок с кадастровым номером № (с применением налоговой ставки 1,50), 58 151 рубль – здание мастерской, 16 410 рублей – за бокс ТО, 33 223 рубля – административное здание, 12 782 рубля – здание производственного склада (с применением ставки налога 0,5% и коэффициента 0,2); за 2017 год в размере - 16 561 рубля – за участок с кадастровым номером №, 3 631 рубля - участок с кадастровым номером №, 36 723 рублей – участок с кадастровым номером № (с применением налоговой ставки 1,50), 1 056 159 рублей – здание мастерской, 143 168 рублей – за бокс ТО, 377 236 рублей – административное здание, (с применением налоговой ставки 2,00 без применения коэффициента) 25 565 – здание производственного склада (с применением налоговой ставки 0,5 и коэффициента 0,4).
Решением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Щекина В.Г. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости равной: 279 221 рублю – земельного участка, кадастровый №, общей площадью 1 665 кв.м., 719 768 рублям – земельного участка, кадастровый №, общей площадью 4 292 кв.м., 60 875 рублям – земельного участка, кадастровый №, общей площадью 363 кв.м.; 2 160 620 рублям - административного здания, площадью 449,90 кв.м., кадастровый №, 156 387 рублям - бокса ТО, общей площадью 167,3 кв.м., кадастровый №, 2 493 713 рублям - здания мастерской, общей площадью 1 259,6 кв.м., кадастровый №, 1 058 427 рублям - здания производственного склада, общей площадью 442,9 кв.м., кадастровый № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд решил считать ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Щекин В.Г. обратился в МИФНС России № 5 по Брянской области с заявлением о перерасчете налога на имущество и земельного налога за 2016 – 2018 годы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости установленной решением Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа МИФНС России № 5 по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в перерасчете налога за указанные периоды Щекину В.Г. отказано в связи с тем, что измененная решением суда кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит применению в целях налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ, так как заявление о пересмотре указанной оценки подано ДД.ММ.ГГГГ. Изменения, внесенные Федеральным законом в п. 2 ст. 403 НК РФ, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в случае, если решение суда по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости вынесено после указанной даты.
ДД.ММ.ГГГГ Щекин В.Г. обратился с жалобой на указанный отказ МИФНС России № 5 по Брянской области в Управление ФНС России по Брянской области, которая решением № от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.В соответствии с положениями ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 ст. 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 396 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Из положений ст.ст. 402-403 НК РФ следует, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2); при этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 03.07.2014 г. № 1555-О, приведенные законоположения предусматривают, таким образом, преимущество, в том числе для целей налогообложения, в применении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, перед кадастровой стоимостью земельных участков, установленной по результатам государственной кадастровой оценки земель.
Согласно абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии же с принятыми изменениями в указанные статьи Налогового кодекса Российской Федерации сведения об установленной комиссией или судом кадастровой стоимости будут учитываться при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ).
В силу ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
В пунктах 3, 7 статьи 3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 5-П следует, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, закрепленной в ней обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию.
Налоговое законодательство, равно как и законодательство о государственной кадастровой оценке, устанавливают принципы экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости, а также необходимость учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ).
Таким образом, из указанных нормативных правовых актов следует возможность восстановления нарушенных прав собственников объектов недвижимого имущества вследствие определения недостоверной кадастровой стоимости.
Установлено, что при пересмотре стоимости объектов недвижимости в ходе рассмотрения Брянским областным судом административного дела № 3а-229/2018 было выявлено значительное завышение кадастровой стоимости над рыночной, соответственно установленная в 2015 году кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости напрямую затрагивает права, в частности по налогу на доходы физических лиц и земельному налогу.
При этом рыночная и кадастровая стоимости спорных объектов недвижимости были установлены на одну дату - ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об экономически безосновательном завышении их кадастровой стоимости.
Решение об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, принятое на том основании, что результаты определения кадастровой стоимости повлекли нарушение прав лица в виде недостоверной оценки, подразумевает восстановление нарушенных прав, в том числе на исчисление экономически обоснованного налога.
Нарушенное право подлежит восстановлению со времени, когда оно было нарушено, следовательно, рыночная стоимость объекта должна заменить собой прежнюю кадастровую стоимость с даты, когда та была внесена в государственный кадастр недвижимости. Поскольку установленная кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости явно не соответствовала его рыночной, в том числе по состоянию на 2016 и 2017 годы, плательщик налога не может быть лишен права на изменение налоговой базы, и, соответственно, на исчисление экономически обоснованного налога на имущество и земельного налога.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Щекина В.Г. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> в перерасчете налога на имущество физических лиц, земельного налога, начисленных Щекину В.Г. за 2016, 2017 годы.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области произвести перерасчет начисленных Щекину В.Г. за 2016 и 2017 годы: налога на имущество - административное здание, площадью 449,90 кв.м., кадастровый №, бокс ТО, общей площадью 167,3 кв.м., кадастровый №, здание мастерской, общей площадью 1 259,6 кв.м., кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, здание производственного склада, общей площадью 442,9 кв.м., кадастровый №, расположенное по адресу: <адрес>в; земельного налога на расположенные по адресу: <адрес> земельные участки, кадастровый №, общей площадью 1 665 кв.м., кадастровый №, общей площадью 4 292 кв.м., кадастровый №, общей площадью 363 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья <данные изъяты> Н.А. Румянцева
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |