Мотивированное решение составлено 02 августа 2021 года
Дело № 2а-591/2021
УИД 76RS0017-01-2020-002934-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Никулиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
29 июля 2021 года
административное дело по административному иску Идрисова Рамазана Багавдиновича к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Идрисов Р.Б. обратился в суд с иском к КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, просил:
1. Признать незаконным распоряжение № 644 от 16.09.2020 года КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
2. Возложить на КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области обязанность по выдаче Идрисову Р.Б. распоряжения о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов вновь образуемого земельного участка в <адрес> площадью 1290 кв.м. в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В иске указано, что семья истца является многодетной и поставлена на учет граждан, имеющих право на получение в собственность земельного участка в соответствии с Законом ЯО от 26.04.2017 года «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Истцом был выбран свободный земельный участок в <адрес> общей площадью 1290 кв.м. Кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В сентябре 2020 года Истец обратился с заявлением в КУМИ Администрации ЯМР ЯО о выделении указанного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. К заявлению были приложены необходимые документы, в том числе схема расположения земельного участка.
Истец считает, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является формальным и незаконным, поскольку земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, никем не занят и не используется.
Административный истец Идрисов Р.Б. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.
Представитель административного истца по доверенности Белянкина А.В. в судебном заседании исковые требования, изложенные в пункте 1 искового заявления, поддержала по изложенным в иске основаниям. Уточнила требования, изложенные в пункте 2 искового заявления, просила обязать КУМИ Администрации ЯМР ЯО повторно рассмотреть заявление Идрисова Рамазана Багавдиновича о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Представитель ответчика – КУМИ Администрации ЯМР ЯО и заинтересованного лица – Администрации ЯМР ЯО по доверенности Потапова И.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, указывая, что данный отказ соответствует требованиям закона.
Представители заинтересованных лиц – Администрации Туношенского сельского поселения ЯМР ЯО, Управления Росреестра по ЯО, ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о слушании дела извещены надлежаще.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона Ярославской области от 24.04.2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона ЯО от 08.04.2015 г. № 14-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов установлен в ст. 39.14 ЗК РФ, которая предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Идрисов Р.Б., имея право на первоочередное приобретение земельного участка, 03.09.2020 г. обратился с заявлением в КУМИ Администрации ЯМР ЯО, в котором просил предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка площадью 1290 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, согласно приложенной схеме (л.д. 36).
На основании Распоряжения КУМИ Администрации ЯМР ЯО от 16.09.2020 г. № 644 Идрисову Р.Б. было отказано в предварительном согласовании земельного участка по следующему основанию: при подготовке схемы не учитывались материалы и сведения о местоположении ранее учтенных земельных участках (л.д. 34, 39).
При рассмотрении заявления Идрисов Р.Б. КУМИ Администрацией ЯМР ЯО был получен ответ из Администрации Туношенского сельского поселения ЯМР ЯО, в котором указано, что Администрация Туношенского сельского поселения ЯМР ЯО возражает в предоставлении испрашиваемого Идрисов Р.Б. земельного участка, так как данный участок является ранее учтенным, собственник неизвестен (л.д. 44).
На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу.
Понятие «ранее учтенного земельного участка» следует из положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Ранее учтенным считается земельный участок, учет которого был произведен до введения в действие законодательства о государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый учет осуществлен не был.
Согласно ч. 4 ст. 69 Закона о государственной регистрации недвижимости, технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, для того, чтобы считать спорный земельный участок ранее учтенным, необходимо установить, что права на указанный земельный участок зарегистрированы в ЕГРН, либо осуществлен государственный кадастровый учет данного участка в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ.
Между тем, таких сведений административным ответчиком не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что отсутствуют сведения об условном номере ранее учтенного земельного участка, а также о том, на основании какого правоустанавливающего документа и кому данный участок был предоставлен, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение подлежит признанию незаконным и отмене. В связи с чем на КУМИ возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление Идрисова Р.Б..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Идрисова Рамазана Багавдиновича удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области № 644 от 16.09.2021 «Об отказе Р.Б. Идрисову в предварительном согласовании предоставления земельного участка».
Обязать КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Идрисова Рамазана Багавдиновича от 03.09.2020г. (вх. 5208) о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы в Ярославский районный суд Ярославской области.
Судья А.Ш. Сайфулина